Педагогика советского периода

Основные идеи

Советское образование и педагогика, порожденные тоталитарным общественным строем и коммунистической идеологией, имеют некоторые особенности в различные временные периоды. Первые послереволюционные годы соединили в себе ориентацию на «трудовую школу» с идеями «свободного воспитания», приправленными революционной романтической фразой. 20-е годы -«школа труда»: единая трудовая политехническая школа, стремление к гуманизации образования, творческая переработка западного опыта (Д. Дьюи). 30-е годы - «школа учебы», в основном ее авторитарный вариант: не опора на личный опыт, не открытие знаний, а потребление готовых образцов. В школах жесткая регламентация, идеологические схемы. Несмотря на то, что целью воспитания декларировалось всестороннее развитие личности, на самом деле готовились послушные исполнители, «винтики» системы, «кадры социализма». Все эти тенденции сохранялись на протяжении всего существования советской школы, хотя в 50-60 гг. , после разоблачения культа личности Сталина, появились интересные и продуктивные педагогические теории (развивающего обучения, проблемного обучения, коллективных творческих дел).
Стремлением показать тенденции, то, чем «жили» школа и педагогическая наука, во многом объясняется «подбор» имен, куда, наряду с действительно выдающимися учеными, попали начетчики и марксистские фанаты, но именно они часто определяли «лицо» просвещения советского периода.

Основные события и факты

1917 - подписан декрет об учреждении госкомиссии по про
свещению. Наркомом просвещения назначен А. В. Луначарский
1918, декабрь-март - забастовка российских учителей по призыву Всероссийского учительского союза (ВУС) в знак протеста против политики большевиков в области образования (обязательная пропаганда линии партии, распространение партлитературы и т. п. ). Забастовка была объявлена незаконной, ВУС запрещен.
1918 - основополагающие документы послереволюционного
образования о единой трудовой школе (ЕТШ): «Основные принципы единой трудовой школы», «Положение о Единой трудовой школе РСФСР» и др.
Все прежние типы школ. заменяла трудовая с двумя ступенями (I - 8-13лет, пятилетний курс , II - 13-17 лет, четырехлетний курс), детсад для детей 6-8 лет. Обучение бесплатное, совместное (для обоих полов), запрещаются религиозные предметы и ритуалы в школе. Единая трудовая школа была призвана ввести учащихся в мир труда, природы и общества, приблизить к жизни. Комплексное изучение мира не только должно познакомить со свойствами объектов и обществом, современным хозяйством и новыми отношениями, но и готовить для страны новый тип работника. «Декларация о Единой трудовой школе» провозглашала общественно-коллективное и интернациональное воспитание, ставила целью воспитание активных детей. Документы о ЕТШ положительно оценили Д. Дьюи, СТ. Шацкий, П. П. Блонский; критиковали П. Ф. Каптерев, И. И. Горбунов-Посадов, эмигранты - за расхождение слова и дела, за навязывание «единственно правильной» идеологии и игнорирование традиций.
1919-1922 - интенсивные поиски содержания образования и структуры новой школы. В качестве базового вводилось семилетнее образование, а на его основе профшколы - техникумы; после критики Ленина на такую форму учения перешла половина школ. В 1922 г. вернулись к 9-летней школе.
1923-1925 - введение в школьную практику программ ГУСА (государственного ученого совета), в которых почти ликвидировались предметы, обучение шло комплексное, «вокруг» темы («Наш город», «Праздник 1 мая», «Наша деревня» и т. д. ), по принципу «от близкого к далекому». От своей семьи к «общей» жизни. От труда дома до труда на заводе. Программы мешали основательному обучению.
1921-1925 - появление школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), фабрично-заводских семилеток (ФЗС). Это связано с идеей политехнического образования и связи обучения с производительным трудом. Эта, выдвинутая еще К. Марксом, идея просуществовала в нашем образовании до 90 гг. XX века.
1927 - введение в школу труда как особого предмета. Знакомство с производствами, инструментами, материалами, выработка трудовых умений в школьных мастерских.
1929 - создание новых Программ (для школ I ступени), шаг от комплексного к комплексно-проектному обучению (например, естествознание изучалось по проектам «Сохраним и улучшим свое здоровье», «Как улучшить производство в колхозе» и т. д. ). Появление метода проектов, Дальтон-плана (учитель только консультант, отмена домашних заданий, самостоятельная работа по заданиям учителя и самоучет знаний, групповые формы работы и т. п. ).
1930-1933. «Школа труда» превращается в «школу учебы». Постановления (см. таблицу) ориентируют на то, что «коренной недостаток школы в данный момент» - «недостаточный объем общеобразовательных знаний», нет «вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук» («О начальной и средней школе»). Необходимым объявляется «систематическое и прочное усвоение наук» на основе «строго определенных и тщательно разработанных» программ и планов. В 1933 году в Постановлении ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы» признаются необходимыми стабильные и единые учебники.
Создается устойчивая школьная система с регулярным предметным обучением, единым режимом занятий, стандартными программами и учебниками.
1934 - Постановление СНК РСФСР «О подготовке к введению семилетнего всеобщего обязательного обучения».
К концу 30-х гг. в городах всеобщая семилетка была введена, но неграмотность оставалась очень высокой (в 1939г. каждый 5-й житель старше 10 лет не умел читать и писать).
1936 - Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», положившее конец педологии в стране. ЦК не устраивала немарксистская, «антинаучная буржуазная» методология педологии; вместо партийного подхода педологи опирались на обследования (из постановления: «бесчисленное количество обследований в виде бессмысленных и вредных анкет,
тестов и т. п. »), имевших своей целью доказать «якобы с «научной» «биосоциальной» точки зрения . . . наследственную и социальную обусловленность. . . ». Шестой пункт постановления: «Раскритиковать в печати все вышедшие до сих пор теоретические книги педологов».
1937 - отмена труда как учебного предмета.
1940 - введение платы за обучение в старших классах (в Москве, Ленинграде - 200 р. в год, в других местах - 150). Отменено в 1956 г.
1941-1945 - школа в условиях военного времени. Трудности материальные, нехватка учителей, поиск новых форм (консульт-пункт, измененные планы, программы, режим работы). Введение военного дела (один из аргументов организации раздельного обучения в 1943 году - совместное восстановлено в 1954). Появление школ рабочей (1943) и сельской (1944) молодежи (учеба без отрыва от производства). В 1944г. установлено обязательное семилетнее обучение. Усиление роли комсомольской и пионерской организаций (массовые кампании, общественно-полезная работа, особое внимание символике и ритуалам). 1943 - создание Академии педагогических наук (АПН) РСФСР. На нее возлагались задачи координации научно-исследовательской работы, подготовки кадров для вузов и НИИ по педагогике и психологии, разработка учебников и учебных пособий.
1950-е годы - переход на десятилетнее образование в городах; сельские школы, как правило, семилетки).
1958 - Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». По этому закону вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование, срок обучения в полной средней школе стал 11 лет; окончательно восстановлено совместное (мальчиков и девочек) обучение, вводилась обязательная производственная подготовка. В 11 классе в большинстве школ готовили к какой-либо рабочей профессии. Утвердили новый тип учебных заведений - ПТУ - профессионально-технические училища (вместо ФЗУ и ремесленных училищ, в которых не давали общеобразовательной подготовки в объеме, близком к школьному).
1966 - возврат к 10-летнему обучению и переход на новое содержание образования («эпоха НТР» - научно-технической революции) - вводились новые научные знания по всем предметам. Постановление «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы», поставившее задачу к 1970 году перейти к всеобщему среднему образованию. Переход завершился к середине 70-х, качество образования, по мнению специалистов, снизилось.

Надежда Константиновна Крупская (1869 - 1939)

Н. К. Крупская - профессиональный революционер, жена В. И. Ленина. После гимназии и педкласса училась (недолго) на Бестужевских курсах, работала учительницей в воскресной школе для рабочих. После революции один из руководителей новой системы образования. С 1929г. - заместитель наркома просвещения, председатель научно-педагогической секции ГУСа, руководила Главполитпросветом, организовывала педсъезды, конференции. В молодости увлекалась идеями свободного воспитания, до революции издала серьезный труд «Народное образование и демократия» (о корнях трудовой школы), где высоко оценила американское образование. После недолгого периода радикализма (сделать школу трудкоммуной) отмела крайности («надо и учиться и трудиться»). Подчеркивала роль школы как центра воспитательной работы с населением. Всегда оставалась верным марксистом, отстаивала коммунистическую «единственно правильную» идеологию в школе, классовые интересы ставила выше общечеловеческих. Но проявила себя как порядочный человек: в 20-х поддерживала Блонского, Шацкого, Иорданского, обвиненных в мелкобуржуазности; боролась против антисемитизма среди педагогов. С 30-х годов ее постепенно отодвигали от руководства образованием. Умерла на следующий день после 70-летия, есть версия, что была отравлена.

Анатолий Васильевич Луначарский (1875 - 1933)

А. В. Луначарский - первый нарком (до 1929г. ) просвещения РСФСР. Энергичный организатор советского образования. Проводил большевистские идеи классового воспитания. Но в то же время лучшие достижения (самые современные концепции, новые методы и формы) перенимались (с Запада), разрабатывались и внедрялись под его руководством. Образованный, эрудированный, блестящий знаток литературы, искусства, драматург. Говорят, что его больше, чем просвещение, интересовали литература и театр. После критики Сталина подал в отставку, в 1933 году по дороге к месту дипломатической службы во Франции умер (в ряде публикаций доказывается, что его смерть - политическое убийство).

Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882 - 1960)

В. Н. Сорока-Росинский — выдающийся педагог. Закончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Увлекался психологией, работал в Военно-медицинской академии (изучал нарушения детской психики). В начале 20-х гг. возглавил школу им. Ф. М. Достоевского, «Республику Шкид» (как названа она в одноименной книге И. Г. Белых и Л. Пантелеева). В период советской «трудовой школы» создал другую школу - с уклоном в интеллектуализм, творчество: журналы, спектакли и т. п. создавали атмосферу творчества и интеллектуальной соревновательности. Все это противоречило линии Наркомпроса, и в 1928году Сороке -Росинскому в школе работать запретили. Снова занялся психиатрией, позже методикой преподавания русского языка.

Альберт Петрович Пинкевич (1884 - 1937)

А. П. Пинкевич - виднейший педагог первой половины 30-х гг. Один из первых советских теоретиков. Закончил Казанский университет, способный биолог. После университета преподает, занимается литературной деятельностью (помощник Горького). В первой половине 20-х гг. возглавляет сначала Уральский университет, затем Петроградский пединститут, с 1924 г. ректор 2-го МГУ. С 1926 г. одновременно директор Института научной педагогики, с 1930 заведует кафедрой педагогики в МГПИ. В 1924-1925 издает в 2-х частях «Педагогику», один из первых советских учебников. Труды его критиковал П. П. Блонский; В. Н. Шульгин, по словам М. В. Богуславского, вел против Пинкевича «войну на уничтожение», обвиняя в антимарксизме. Позже был арестован вместе с другими учеными-педагогами по обвинению в создании террористической группы. Расстрелян.

Иван Андреевич Каиров (1893 - 1978)

И. А. Каиров - президент Академии педнаук РСФСР с 1946г. в течение 20 лет. Еще до революции окончил физмат Московского университета, увлекся идей обучения взрослых и детей сельскохо-зяйственньш знаниям. В двадцатые годы занимается организацией средней и высшей сельхозшколы. В тридцатые работает в аппарате ЦК ВКП(б). Любопытно, что на общественных началах занимался классным руководством, а потом директорствовал в одной из школ. Его заслуги как президента Академии: широкая организация экспериментальных школ, массовые издания классиков педагогики. Актуальны сегодня его работы по агрошколе.

Мария Васильевна Крупенина (1892 - 1950)

М. В. Крупенина - известный теоретик и практик педагогики того времени. Закончила Психоневрологический институт и Бестужевские курсы, работала учительницей. После революции заведовала детским домом. В середине 20-х гг. становится сотрудником Института методов школьной работы, создает на Трехгорной мануфактуре «Станцию социального воспитания». Занимается педагогикой среды (уровни, типы, критерии), изучением взаимодействия стихийных и организованных влияний на детей. Приняла идеи Шульгина об отмирании школы (превращении ее в школу-производство, школу-колхоз): в утопическом будущем, по Крупе-ниной и Шульгину, все взрослые будут обучать и воспитывать детей, создавая идеальную среду. В начале 30-х эти взгляды (раньше с восторгом принятые) подвергают резкой критике. В 1935г. Кру-пенину ссылают, в 1938 арестовывают, осуждают на 10 лет.

Игнатий Вячеславович Ионин (1893 - 1939)

И. В. Ионин - незаслуженно забытый предшественник Макаренко, первым реализовавший ряд важнейших идей коллективного воспитания. В 1919 году основывает колонию (коммуну) в бывшем Михайловском дворце (позже школа получила название «Красные зори»). В школе-коммуне действовало самоуправление, общее собрание, работали сводные отряды. В коммуне функционировало мощное агрохозяйство, различные мастерские (слесарная, сапожная и т. д. ), собственная электростанция. В школе работала библиотека (9 тысяч томов), спортплощадки, была своя яхта. Тысячи делегаций, известных людей (в том числе Джон Дьюи) посещали «Красные зори». В 1937 г. Ионин был арестован, в 1939 умер в лагерной больнице.

Виктор Николаевич Шульгин (1894 - 1965)

В. Н. Шульгин - директор Института методов школьной работы (стал им в 28 лет). Занимался взаимоотношениями школы и социальной среды. В Институте изучались условия формирования личности, ценностных ориентации человека. Шульгин возглавил первые массовые исследования влияния среды на педагогический процесс. Скандально известен идеей отмирания школы. В коммунистическом будущем, считал он школа станет школой-заводом, школой-колхозом. Будучи романтиком-марксистом, стал «погромщиком в педагогике» (М. В. Богуславский), обвиняя в антимарксизме всех, кто не разделял его взгляды.

Николай Кириллович Гончаров (1902 - 1978)

Н. К. Гончаров - «лицо» советской педагогики 40-70 гг. Родился в крестьянской семье. Окончил Академию коммунистического воспитания им. Крупской. Из «выдвиженцев», менявших «буржуазных интеллигентов» на ключевых постах. С конца 30-х по 1950 работал в ЦК ВКП(б). В 1955-1963 - вице-президент Академии педагогических наук, главный редактор «Советской педагогики». В 1947г. опубликовал «Основы педагогики», квинтэссенцию советской, насквозь идеологический педагогической науки. Любая педагогическая идея, теория оценивались с партийной точки зрения. Воспитание рассматривалось как механизм, укрепляющий советское государство. Цели воспитания определяются партией, государством. Главная цель - учить детей быть как Ленин и Сталин, сформировать человека социалистического типа. Цели - классовые, а общечеловеческие - выдумка капиталистов. Сегодня тома Гончарова, многочисленные его труды, не имеющие научной ценности, -всего лишь исторический документ советской эпохи.

Станислав Теофилович Шацкий (1878 - 1934)

С. Т. Шацкий - один из классиков советской педагогики. Родился в семье военного чиновника. Будучи разносторонне одаренным, учился в Московском университете, консерватории (прекрасно пел), сельхозакадемии (один из любимых учеников Тимирязева). В 1906 г. вместе с А. У. Зеленко организует в Москве общество «Сетлмент» для подготовки образованных творческих рабочих. После закрытия общества за «социалистические идеи» создает новое, «Детский труд и отдых», а в 1911г. колонию «Бодрая жизнь», где опробует идеи трудового, эстетического и умственного развития, формирования детского коллектива. Февральскую революция принял, Октябрьскую отверг. Но через два года согласился на предложения Наркомпроса сотрудничать. Создал Первую опытную станцию (1919), уникальное учреждение, куда входили ясли и детсады, 14 начальных школ, средние, школа-колония («Бодрая жизнь»), клуб-читальня. Станция занимала целый район в Калужской области. Деятельность станции высоко оценили в мире, ее посетил и восторженно о ней отозвался Д. Дьюи.
Главное и новое, что внес в педагогику Шацкий, - исследование влияния среды на развитие ребенка, использование факторов социальной среды в воспитании. Шацкий прежде всего ставил вопрос о необходимости учета стихийных влияний (улицы, семьи) в противовес широкой массе педагогических исследований, сосредоточенных на организованном процессе. Вообще, по Шацкому, Дьюи, Холл и др. не правы, считая биологические механизмы развития основными в развитии. Главное - «социальная наследственность», эта эстафета норм, традиций, ценностей. Педагогическая работа с детьми определяется, считал Шацкий, умением получить объективное представление об отношениях, чувствах и мыслях в естественных условиях жизни. Шацкий, формулируя цели, говорил о неразрывности целей обучения и воспитания (образно подчеркивая: надо не только научить ребенка считать, но и не обсчитывать). Придавая громадное значение среде развития, Шацкий организовал школьную среду как творческую, бодрую, уделял огромное внимание самоуправлению, общему собранию, которое решало основные вопросы. Но при этом подчеркивал, что организованная школьная среда в воспитании должна обязательно соотноситься с «улицей» (которая учит «выживать», стойкости, но может и сгубить, увести в «нехорошую», скажем, воровскую субкультуру). Важно, чтоб организованная среда не «заорганизовала», чтоб ребенок до всего «доходил сам». Поэтому школа должна быть нацелена на практику, на жизнь, на изучение опыта детей, на основе которого и ставятся задачи педагогом. Школа, по Шацкому, - центр воспитательной работы в микросреде; в обучении и воспитании надо использовать краеведческий материал и местные условия. Это поможет обеспечить творческую, самостоятельную, нестандартную атмосферу. В этом смысле Шацкий даже, по мнению Блонского, перегибал палку, утверждая, что школа должна давать навыки, а не знания. Воспитание ума, развитие мышления не отменяет знаний.
В 1932 г. опытная станция была расформирована - она не укладывалась в рамки партийных постановлений. Началось превращение «школы труда» в «школу учебы», Шацкого назначают директором Московской консерватории; этой работой он не был удовлетворен. 30 октября 1934г. при подготовке к демонстрации скоропостижно скончался. После этого имя его было практически забыто до 60-х годов.

Павел Петрович Блонский (1884 - 1941)

П. П. Блонский - выдающийся педагог и психолог, «советский Песталоцци». Оказал самое большое влияние на послереволюционную российскую педагогику, в полной мере его наследие еще не изучено. К педагогике предъявлял требования как к точной науке, которая должна устанавливать закономерности между фактами воспитания, изучая их в зависимости от различных причин («Воспитание создается не по воле отдельного человека . . . а есть функция определенных экономических и политических условий. . . »)« Один из главных разработчиков педологии, понимал ее как науку, «изучающую развитие человека в детстве», в то время как педагогика «изучает факторы, благоприятствующие этому развитию». Огромное влияние придавал объективным методам педагогическим исследования, прежде всего статистическим, тестированию, хотя всегда отмечал, что нельзя делать культа из диагностики. Скрупулезно отрабатывал процедуру исследования.
Центр педагогического процесса, по Блонскому, ребенок; все должно быть направлено на то, чтобы ребенка «раскрыть и обогатить» («Любите не школу, а детей, приходящих в школу»). Любовь проявляется в знании особенностей ученика (половых, возрастных и т. д. ) и в умении строить работу, основываясь на этом знании. Успешность работы определяется сопереживанием (по-современному, эмпатией). Одним из первых Блонский обратил внимание на роль неформальных отношений в формировании личности (нормы и ценности социального окружения, лидерство, руководство). Разработал типологию учащихся по основанию «сильный - слабый». Это проявляется в физическом, умственном, психологическом развитии. Особого внимания заслуживает слабый тип (психического развития), ребенок этого типа победителем становится только в вымысле (грезах). «Грезы» тормозят развитие, Блонский разрабатывал пути работы с такими детьми. Таким образом, по Блонскому, цели воспитания зависят от типа ребенка.
В созданной Блонским концепции трудовой школы учащиеся должны мир изучать целостно, как жизнь-труд, отношения людей, явлений и предметов. Для активизации учебного процесса Блонский предложил генетический метод, который предполагал обучение согласно фазам развития ребенка, поэтапно организованное - только так можно развить заложенное природой. Следует постепенно расширять «границы опыта» (от микросреды к макро). Активируя мышление, педагог делает работу ученика творческой, поэтому (как и Шацкий) Блонский осуждал обучение, когда учитель спрашивает выученное - ученик отвечает. Чтобы приблизить обучение к «самой жизни» Блонский предлагал на практике изучать орудия труда, упражняться в решении социальных ситуаций (включал их в реальный образовательной процесс). После постановления 1936г. «О педологических извращениях в системе Нар-компросов». Блонского травят, прекращают издавать, запрещают выступать. У него арестовывают обоих сыновей. Забытый и одинокий, он умер в районной больнице. В течение 20 лет его имя и труды были под запретом.

Антон Семенович Макаренко (1888 - 1939)

А. С. Макаренко — самый известный из советских педагогов, создатель теории коллектива. Родился в г. Белополье на Украине в семье маляра железнодорожных мастерских. После двухгодичных учительских курсов в 17 лет Макаренко начал учительскую деятельность. В 1917 с золотой медалью окончил Полтавский пединститут. Затем некоторое время руководил железнодорожной школой. С 1920 по 1928 заведует колонией для морально-дефективных детей (колония им. Горького). Именно здесь складываются основные принципы и положения педагогической системы Макаренко. Педагоги сегодня часто спорят: у Макаренко личность для коллектива или коллектив для личности? Представляется, что макаренковская теория направлена прежде всего на то, чтобы защитить человека в условиях господствующих тогда ценностей, приоритета «группового существования». С одной стороны, теория Макаренко, как и все в советском социуме, нацелена на установление порядка и дисциплины при обязательном фоне мажорности (оптимизма); с другой, если цель «большого коллектива» (страны) подчинить человека именно ради подчинения, то цель макаренковского коллектива: подчинить, чтобы защитить. Поэтому, даже используя какие-то известные формы, средства (например, общее собрание - вершина самоуправления у Макаренко - применялось и в дореволюционных колониях), советский педагог творит принципиально иное: педагогическую систему, позволяющую сделать жизнь безопасной в новом обществе. В системе Макаренко все как бы направлено на то, чтобы научить войти в коллектив, жить в нем — иначе гибель. Но при этом должна раскрыться индивидуальность члена коллектива. Главные принципы системы: перспективные линии, параллельное действие, ответственная зависимость.
Практические цели, сплачивающие детей, Макаренко назвал перспективами («завтрашней радостью»). Перспективы есть близкие (лично интересные: день рождения), средние (летнее путешествие на теплоходе), дальние (поступить в институт, открытие в колонии завода). Реальные, успешные перспективы, нужные и приятные человеку, коллективу, обществу обеспечивают здоровье и движение коллектива. Принцип параллельного действия обеспечивает влияние педагога на воспитанника через коллектив. Стадии развития коллектива по Макаренко: формирование актива, которому педагог предъявляет требования; актив предъявляет требования членам коллектива; члены коллектива предъявляют требования друг другу. И, наконец, - член коллектива предъявляет требования к себе.
Отношения ответственной зависимости предполагают ставить воспитанников в положение ответственных (от них зависит успех дела, они руководят занятыми в нем детьми), а кроме того, подчиненных (учиться уметь подчиняться). В сводных отрядах (разновозрастных и разночисленных объединениях для какого-либо дела, даже рытья канавы) постоянно применялась ротация командиров.
Коллектив должен обладать «особостью» («мой»), для этого нужны традиции (например: день урожая), ритуалы (флаг, салют и т. п. ), мажорный тон. Особое значение в учреждениях, которыми руководил Макаренко, сыграл труд: завод, агрокомплекс вообще позволяли обеспечить самоокупаемость и прибыль. Однако неверно говорить о труде как о единственном и даже главном воспитательном средстве у Макаренко. Теория коллектива, вписывающиеся в нее отношения педагога и воспитанников, - вот что, прежде всего, обеспечивало эффективность системы Макаренко.
В 1928 г Макаренко переходит в коммуну им. Дзержинского «укрываясь» от жесткой опеки Наркомпроса «под крылом чекистов». Однако и там он сетовал на барьеры в работе, недооценку (игнорирование) его труда. В 1933 году издал «Педагогическую поэму» — официальная педагогика как бы не восприняла ее как педагогическое произведение («только художественное»). В 1935 году перешел на чиновничью работу в Киеве. Чтоб избежать ареста, срочно переехал в Москву. В 1937-1939 пишет «Флаги на башнях», «Книгу для родителей» и др. Умер 1 апреля 1939 - разрыв сердца. Последние слова: «Я писатель Макаренко».

Василий Александрович Сухомлинский (1918 - 1970)

В. А. Сухомлинский родился в с. Омельник (под Кременчугом, Украина) в крестьянской семье. С 17 лет учительствовал в начальной школе, в 1939 заочно окончил Полтавский пединститут. В Великую Отечественную войну был политруком на фронте, получил тяжелое ранение, после изгнания немцев из родных мест вернулся, стал заведующим РОНО. В 1948 г. по его просьбе был назначен директором Павлышской средней школы.
В принципе трудно обозначить какие-то научно-педагогические открытия Сухомлинского. Главным его достижением стала педагогическая деятельность в Павлышской школе и умение и в своих книгах, и в образовательной практике сформулировать и отстоять принципы гуманистической педагогики в эпоху тоталитаризма и заидеологизированности педнауки и школы.
Любовь к ребенку, по Сухомлитюкому - суть учительской профессии, педагог без нее, «что певец без голоса». Любить ребен* ка - значит защищать его от окружающего зла, поэтому необходимо «защитное воспитание». Для этого надо уметь смотреть на мир глазами ребенка, входить в его положение, сочувствовать, сострадать. Но есть и следующий шаг - в нем смысл воспитания. Воспитание - это умение сформировать способность быть воспитываемым, т. е. быть чутким к слову, взгляду, улыбке и т. п. воспитателя, другого человека. Для такого взаимодоверия нужны духовные усилия. У ребенка «желание быть хорошим», у педагога умение «побудить к труду души». Побудить не какого-то абстрактного ребенка, а конкретного, именно этого. В Павлышской школе ставили задачу: обязательно чем-то заинтересовать, увлечь ученика, чтобы он нашел «что-то свое». Эффективным методом Сухомлинский считал «стимулирование к новому успеху». По большому счету, цель воспитания для Сухомлинского (хотя он в своих работах говорил «в русле времени» о всестороннем и гармоничном. . . ») - человечность. Человек - главная ценность, нельзя его обижать, унижать; такие формулировки в эпоху тоталитаризма и приоритета коллективности не могли не вызвать в конце концов противоборства, несмотря на то, что Сухомлинский был как бы «официально признанным» педагогом: Героем Соцтруда, лауреатом Госпремии, членом-корреспондентом АПН СССР. В 1967 году после публикации в «Народном образовании» «Этюдов о коммунистическом воспитании» на Сухомлинского обрушилась волна критики с обвинениями в абстрактном гуманизме («Нужна борьба, а не проповедь» - название одной из обвинительных статей). В «Письмах к сыну» Сухомлинский писал о «несправедливых обвинениях», о том, что не может согласиться, что «в человечности, чуткости, ласковости, сердечности заключается какая-то опасность». В 1970 в 52 года Сухомлинский умер - не выдержало сердце.

Литература

Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. / Под ред. А. В. Петровского. — М, 1979.
Блонский П. П. Педология. - М. , 1934.
Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб. пособ. - М. , 2000.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : Учеб. пособ. / Под ред. А. И. Пискунова. -М. , 2001.
Крупская Н. К. Пед. сочинения. Т. 1-6 / Под ред. Н. К. Гончарова и др. -М. , 1978-1980.
Луначарский А. В. О воспитании и образовании / Под ред. A. M. Арсеньева и др. - М. , 1976.
Макаренко А. С. Избранные пед. сочинения. Т. 1,2. - М. , 1978.
Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. документов. 1917-1978 гг. -М. , 1974.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917-1941 гг. / Под ред. Н. П. Кузина и др. - М. , 1980.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1941-1961 гг. / Под ред. A. M. Арсеньева и др. - М. , 1988.
Состояние и развитие советской школы и педагогики (1917-1937): Сб. науч. тр. - М, 1978.
Сухомлинский В. А. Избранные пед. сочинения: В 3-х т. / Сост. О. С. Богданова, В. З. Стааль. - М. , 1979.
Фрадкин Д. А. Педология: мифы и действительность. - М. , 1991.
Черных С. А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечественной войны. Историко-педагогическое исследование. - М. , 1984.
Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. Н. П. Кузина и др. - М. , 1980.

Наши рекомендации