Глава 3. Результаты исследования эффективности уроков физической культуры, проводимых исследовательским методом

Уровень сформированности самооценки и техники двигательного действия

Уровень сформированности самооценки двигательного действия.

Необходимость контролировать свои действия вытекает из компетентностного и деятельностного подходов в образовании (компетентностный подход определяет результативно-целевую направленность обучения, а деятельностный – процессуальную). Результаты сформированности самооценки двигательного действия (кувырок) в экспериментальной группе представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сформированность самооценки двигательного действия в экспериментальной группе

Оценки X δ m t p
Самооценка 4,0 1,02 0,23 1,92 > 0,05
Оценка учителя 4,5 0,6 0,13

Ученики несколько ниже оценивают свою технику кувырка, чем учитель. Но статистический анализ показал, что разница в их оценках достоверно незначима, вследствие чего можно утверждать, что ученики в состоянии оценивать свои действия объективно.

Результаты сформированности самооценки двигательного действия (кувырок) в контрольной группе представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сформированность самооценки двигательного действия в контрольной группе

Оценки X δ m t p
Самооценка 3,6 1,02 0,23 2,31 < 0,05
Оценка учителя 4,2 0,7 0,16

Самооценка в контрольной группе также оказалась ниже той, что выставил им учитель. Но в отличие от экспериментальной группы различие оказалось на статистически достоверном уровне, что говорит о том, что они не смогли оценить свои действия объективно.

Уровень усвоения техники двигательного действия.

Результаты освоения техники выполнения кувырка в опытных группах представлены в таблице 3.

Таблица 3

Уровень освоения техники кувырка в опытных группах

Группы Этапы эксперимента X δ m t p
Экспериментальная группа В начале эксперимента 4,0 0,86 0,19 2,08 < 0,05
После эксперимента 4,5 0,6 0,13
Контрольная группа В начале эксперимента 3,9 0,85 0,19 1,25 > 0,05
После эксперимента 4,2 0,7 0,16

Статистический анализ показал, что улучшение техники выполнения кувырка в экспериментальной группе произошло на достоверно значимом уровне, в то время как улучшение техники в контрольной группе носит случайный характер.

Уровень усвоения теоретических знаний и сформированности понятийных структур интеллекта

Уровень усвоения теоретических знаний.

В конце эксперимента у учеников выявлялся уровень усвоения теоретических знаний В среднем оценка в экспериментальной группе составила 0,82 балла (82 % усвоения знаний), в контрольной – 0,51 балла (соответственно 51 % усвоения знаний) (t = 4,43; p < 0,01).

Таблица 4

Уровень усвоения теоретических знаний учеников опытных групп

Группы X G m t p
Экспериментальная 0,82 0,12 0,04 4,43 < 0,01
Контрольная 0,51 0,2 0,05

Общий уровень усвоения знаний в экспериментальной группе значительно превышает уровень контрольного.

Уровень сформированности понятийных структур интеллекта.

В жизни важное значение играет умение увидеть проблему. Если она не замечается, значит, она и не разрешается. Когда проблема вербализуется (формулируется), следовательно, она осознана и её можно решать. Умение сформулировать проблему является и показателем развития интеллекта. Результаты теста «Формулировка проблем» представлены в таблице 4. Вследствие того, что в процессе исследования была нарушена чистота эксперимента, то результаты этого теста мы приводим в сравнении с выпускниками школ: студентами университета (первый курс факультета физической культуры).

Таблица 5

Группы Уровни сформированности понятийных структур интеллекта
Не смогли сформулировать проблему(кол-во чел/%)
4 а класс (n=21) 12/57 - 9/43 -
Студенты (n=50) 48/96 - - 2/4

Расчёт разности процентных чисел испытуемых, сумевших сформулировать проблему (D = 39), и средней ошибки разности процентных чисел (mD% = 11,2) показал, что представленное различие статистически значимо (t = 3,5; p < 0,01).

В конце последнего урока были подведены итоги совместно проведённого эксперимента по выявлению влияния кувырков на точность движений. Ученики сравнили количество выбитых в дартс очков в начале эксперимента и после его окончания. У 19 человек результаты улучшились, у одного остался без изменений и у одного ученика результат ухудшился на одно очко. По предложению учителя ученики совместно определили последовательность тех действий, которые они совершили за шесть проведённых уроков (осознали проблему, выдвинули гипотезу, придумали, как её проверить и, наконец-то точно пришли к выводу, что кувырки влияют на вестибулярный аппарат, следствием чего стало улучшение результатов в дартс). Расчёт t-критерия приведён в приложении.




Выводы

1. Анализ литературы показал, что поисковая активность является насущной потребностью современного образовательного процесса. Отмечается, что при рождении индивид обладает только предпосылками к развитию этой потребности, а окончательно она формируется лишь в процессе индивидуального развития и социального общения. Предпосылки к поисковому поведению, с которыми рождается человек, могут получить своё развитие в процессе индивидуального развития, но могут быть и уничтожены в зародыше.

2. Компетентностный подход в образовании предполагает умение учащихся контролировать правильность своих действий. Ученики экспериментальной группы, в отличие от контрольной, по окончании эксперимента смогли объективно оценить свою технику выполнения кувырка: средняя самооценка группы (4,0 балла) отличается от оценки учителя (4,5 балла) на статистически недостоверном уровне.

3. Статистический анализ показал, что улучшение техники выполнения кувырка в экспериментальной группе произошло на достоверно значимом уровне (t = 2,08; p < 0,05), в то время как улучшение техники в контрольной группе носит случайный характер (t = 1,25; p > 0,05).

4. Общий уровень усвоения знаний в экспериментальной группе значительно превышает уровень контрольного. В среднем оценка в экспериментальной группе составила 0,82 балла (82 % усвоения знаний), в контрольной – 0,51 балла (соответственно 51 % усвоения знаний) (t = 4,43; p < 0,01).

5. Исследовательская работа на уроке физической культуры положительно сказывается на развитии понятийных структур интеллекта учащихся. Сравнительный анализ их результатов с результатами, полученными на выборке студентов, показал преимущество первых. Расчёт разности процентных чисел испытуемых, сумевших сформулировать проблему (D = 39), и средней ошибки разности процентных чисел (mD% = 11,2) показал, что представленное различие статистически значимо (t = 3,5; p < 0,01).

Литература

1. Давыдов В.В.Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов / В.В. Давыдов. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 480 с.

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // http://www.philippov.ru/news/27/224.

4. Короткова Е.А. Активизация мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения двигательным действиям / Е.А. Корткова, Н.В. Фомичёва // Теория и практика физической культуры. – 2005, № 8. – С. 12-14.

5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 224 с.

6. Кудрявцев М.Д. Особенности применения методики обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности / М.Д. Кудрявцев // Теория и практика физической культуры. 2003, №7, с. 55-57.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

8. Лукьяненко В.П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры: монография / В.П. Лукьяненко. : Советский спорт, 2005. – 256 с.

9. Неверкович С.Д. Принципы развивающего образования / С.Д. Неверкович // Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России: Тезисы докладов II-й Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 25-27 марта 2004 г.). – М.: Флинта, 2004. – 312 с.

10. Ощепков И.И. Эффективность исследовательского метода при обучении двигательному действию / И.И. Ощепков, А.М. Тихонов // Физкультурное образование: новые идеи, технологии и перспективы: Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции (г. Чайковский, 21-23 мая 2003 г.). Ч. 1. – Чайковский: ЧГИФК, 2003. – С. 88-92.

11. Ротенберг В.С. Мозг. Обучение. Здоровье / В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1989. – 239 с. Ибр 31

12. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. - М.: Изд-во АН СССР, 1957. 328 с.

13. Савенков А.И. Исследовательское обучение — возможность преодолеть «образовательный предел» / А.И. Савенков // Директор школы. № 10, 2003.

14. Самсонадзе Г.А. Некоторые Психологические факторы педагогического воздействия при формировании навыков у фехтовальщиков / Г.А. самсонадзе // Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованию. М.: Физкультура и спорт, 1969. – С. 167-170.

15. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М., 2001, 101 с.

16. Тихонов А.М. Исследовательский метод в процессе подготовки учителей физической культуры / А.М. Тихонов // Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России: Тезисы докладов II Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 25-27 марта 2004 г.). – М.: Флинта, 2004. – С. 199-202.

17. Тихонов А.М. Исследовательский метод в преподавании спортивных дисциплин / А.М. Тихонов // Теория и практика физической культуры. 2005, № 5, С. 60-62.

18. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. – М., 1985. – С. 342.

19. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. / А.В. Хуторской. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.

20. Чудинова Е.В. Окружающий мир: Учебник-тетрадь для 2 класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова) / Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва.- В 2-х частях. Часть 1. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 88 с.

21. Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. Окружающий мир: Учебник-тетрадь для 2 класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова) / Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва. - В 2-х частях. Часть 2. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 88 с.

22. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.Б. Эльконин. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 224 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица

Достоверность различий в количестве выбитых очков в экспериментальной группе в начале и в конце эксперимента

Количество очков X δ m t p
В начале эксперимента 5,1 4,8 1,08 4,61 > 0,001
В конце эксперимента 12,6 5,4 1,21

Наши рекомендации