Философские аспекты исследования физической культуры, тенденции и направления философского познания физической культуры.

В настоящее время сложно утверждать, что научная сфера теории и методики физической культуры значительно пополнилась философским знанием, но то, что сегодня начинает развиваться философия физической культуры и спорта – это неооспоримый факт.

Философия физической культуры и спорта начала развиваться в 60-е годы в США (там она чаще называется «философия спорта»). В нашей стране эта область знания только начинает делать свои первые шаги. Об актуальных проблемах философии спорта можно судить по некоторым редким публикациям отечественных авторов. Так, в хрестоматии «Философия спорта» (Пешков А.И., 2005) выделено всего 4 группы философских проблем спорта: проблемы сущности и происхождения спорта; философско-антропологические проблемы спорта; спортивная этика; спортивная эстетика.

Однако, философия, как наука, имеет свою сложившуюся определенным образом структуру знания. Исходя из этого в философии спорта вполне можно представить, как в будущем будут затрагиваться уже сложившиеся разделы философии:

- история философии;

- гносеология (учение о познании);

- философская онтология (учение о бытии);

- философская антропология;

- социальная философия;

- философия истории;

- философское учение о морали (этика);

- философское учение о прекрасном, о назначении искусства (Шаповалов В.Ф., 1998).

Для философии, как и для любой отрасли знания, свойственны тенденции дифференциации и интеграции. Например, из философской теории познания вышла философия науки. Одновременно философия науки впитала в себя философию истории, философию культуры. Философия активно развивается, в ней появляются все новые направления. Среди них нельзя не упомянуть теорию культуры спорта. Данное направление вполне заслуживает особого внимания, благодаря развитию культурологического подхода, как методологии, охватывающей чрезвычайно широкий диапазон проблем в разных областях знания Выдрин В.М., 2001). Кроме того, в теории культуры актуально определение места спорта по отношению к специфическому виду культуры общества – физической культуре. До настоящего времени этот вопрос еще мало рассматривался и в отечественной, и в зарубежной литературе.

В философии физической культуры и спорта рождаются проблемы, исходящие из специфики тренировочно-соревновательной деятельности. В связи с этим, интересны: проблема происхождения спорта на основе возникновения витальных и духовных потребностей, проблема значения игровой деятельности для сущности спорта, перенос этого значения на формирование человека в целом. С антропологической точки зрения актуальна, например, проблема телесности, ее интерпретация в разных культурах, с различных методологических позиций.

С учетом того, что значение физической культуры и спорта в современном мире возрастает, актуальны проблемы, которые можно было бы обозначить как еще одно направление исследования – аксиология физической культуры. Существует потребность уточнения роли физической культуры и спорта, их функций в обществе, меняющихся тенденций с позиции теории ценностей. Какую ценность имеет физическая культура и спорт (его типы, виды) для различных слоев населения, различных государственных организаций, структур, общественных объединений? Какие ценности спорта являются доминирующими, а какие не являются таковыми? Как происходит деформация ценностных отношений в системе отечественного и мирового спорта? Указанные вопросы требуют своего разрешения с целью понимания внутренних механизмов, ведущих идей развития физической культуры и спорта, его предполагаемых близких и дальних перспектив.

За рубежом философия спорта существует уже достаточно давно. За это время созданы различные организации, например, действует Британская ассоциация философии спорта (BPSA), Европейская ассоциация философии спорта (EAPS), Международная ассоциация философии спорта (IAPS). Выпускаются специальные журналы по философии спорта и ее разделам. Философия спорта за рубежом имеет широкий диапазон проблемных областей, связанных с изучением самой сущности двигательного действия, его всевозможных проявлений в человеческом сознании, природе и обществе [4,5,6,7,8]. При этом сохраняется основная общественная функция философии – интегрировать все знания об изучаемом объекте и предмете исследования. Тематика исследований в философии спорта за рубежом более разнообразна, чем в России. Например, исследуются проблемы эпистемологии, логики, метафизики, философии образования, философии права, философии спортивных правил, социальной и политической философии [8]. Возникают некоторые направления философии спорта, кажущиеся совершенно неожиданными: герменевтика, феноменология, практическая философия спорта. В литературе сложилось мнение о том, что труды авторов, закономерно отражают определенные черты национального характера, культуры народов. Вместе с тем, разработки англоязычных авторов традиционно считаются наиболее основательными.

Таким образом, проблемы философии физической культуры и спорта исходят из ее функций, объекта и предмета изучения. Конкретизация проблем философии физической культуры и спорта определяется традициями, сложившимися в философии, как науке, а также спецификой классов явлений физкультурно-спортивной деятельности. Вероятно, что развитие философии физической культуры и спорта будет происходить по разным направлениям гетерохронно и зависеть от объективных и субъективных факторов. Прежде всего, можно надеяться на исследование тех проблем, которые вызывают наибольший интерес общества, отдельных социальных структур и специалистов. Развитие отечественной философии физической культуры должно опираться на имеющийся опыт зарубежных исследователей, ранее полученные данные по изучению наиболее актуальных современных проблем спорта. Вместе с тем, можно предположить, что развитие философии физической культуры и в России непременно будет иметь свои особенности, обусловленные историческими, культурными и социальными и другими факторами, которые будут определять круг ближайших проблем, требующих научного исследования.

Наши рекомендации