Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Наименование оборудования: |
1. Лекционные аудитории, оборудованные видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном и имеющие выход в сеть Интернет. |
2. Помещения для проведения практических занятий, оборудованные учебной мебелью. |
3. Интерактивная доска для лекционных и практических занятий. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Вводная лекция по курсу культурологии предполагает, прежде всего показ того, что культурология является необходимым элементом всякого серьезного образования.
Несмотря на то, что это относительно новая научная дисциплина, она прочно вошла в состав современного гуманитарного знания и дает возможность постигать мир через культуру.
Важно показать студентам, что выделению культурологии в самостоятельную область знания предшествовали длительное развитие наук о человеке и обществе и накопление фактов и наблюдений над его духовной жизнью. В отличие от других гуманитарных наук, также интересующихся культурой, культурология – система наук о культуре и наиболее общая ее теория, включающая неисчислимое множество тем и проблем. Их раскрытие и обсуждение предполагает системный подход. Структурирование и организация содержания лекций и практических занятий по культурологии должно базироваться на системообразующих понятиях, овладение которыми обеспечивает возможность самостоятельного усвоения более частного и производного материала.
На первых лекциях при изучении курса культурологии важно показать, как культура была "открыта" человеком, каким образом стала предметом его размышлений и позднее – научных изысканий. В связи с тем, что культура изучается многими науками, необходимо уже на первых лекциях дать общее представление о специфике предмета культурологии, ее особенностях, и ее отношении к другим наукам о культуре и другим подходам к изучению культуры.
Последующие лекции должны иметь методико-методологический характер: знакомить с основными понятиями культурологии, то есть языком этой науки, и главными аспектами вúдения культуры как целостной системы (таковы семиотический, деятельностный, коммуникативный, аксиологический (ценностный) и другие аспекты интерпретации культурного феномена).
Важное место в курсе культурологии имеет знакомство с проблемами типологии культуры, с различными типологическими характеристиками культур (традиционная и инновационная культуры; семиотические типы культур; субкультура и контркультура; массовая и немассовая культуры). При изучении проблем типологии культуры необходимо уделить особое внимание этнической, национальной и региональной типологизации культуры. Рассматривая историческую типологизацию культуры, стоит остановиться на рассмотрении исторической динамики бытия культуры, на анализе особенностей различных культурных эпох, их взаимной связи и взаимообусловленности, не исключая из поля зрения локальные социокультурные миры. Предметом специального интереса должен стать и анализ особенностей русской культуры, а также Петербургской культуры.
Такой подход к преподаванию курса культурологии, на наш взгляд, позволит представить целостную культурную картину мира на основе системного подхода, выявления смысловых доминант, символической и знаковой ценности разных культур. Но эта культурная картина мира, вряд ли, будет полной, если не уделить внимание анализу основных черт современной мировой культуры и современной культурной ситуации как переходной эпохи, а также тенденциям культурной универсализации и глобализации в мировом современном процессе.
Стоит обратить внимание на использование активных форм и методов в процессе изучения курса культурологии (выполнение творческих заданий, организация арт-гостиных, проведение экскурсий, посещение выставок, концертов и так далее).
Активизации восприятия и усвоения курса культурологии способствует мультимедийное его сопровождение.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Фонд оценочных средств дисциплины включает контрольно-измерительные материалы, предназначенные для проведения входного контроля, самоконтроля, промежуточного контроля и итоговой аттестации.
5.1 Текущий контроль проводится после изучения каждой темы (или блока проблем). Организационно контроль реализуется:
- проведением письменных контрольных работ на аудиторных занятиях с выдачей обучаемым вопросов (тестовых заданий);
- устным опросом на практических, семинарских занятиях;
- написанием и защитой рефератов, выступлениями с докладами.
5.2 Промежуточный контроль знаний, умений, навыков проводится в соответствии с требованиями к компетенциям. При его проведении применяются следующие контрольно-измерительные материалы:
- вопросы для подготовки к зачету;
- тестовые задания;
Допуском к зачёту является написание реферата для очной форы обучения и контрольной работы для очно-заочной и заочной форм обучения.
Критерии оценок текущего и промежуточного контроля успеваемости по итогам освоения модуля (дисциплины) приводятся в таблице.
Цифровое выражение | Словесное выражение | Описание |
Отлично (зачтено) | Посещение не менее 85 % лекционных и семинарских занятий, 85% положительных результатов индивидуальных (устных и письменных) и групповых учебных заданий в соответствии с программой. Активное и инициативное участие в работе семинаров. Студент способен обобщить материал, привести иллюстрирующие примеры, сделать собственные выводы, выразить своё мнение. | |
Хорошо (зачтено) | Посещение не менее 70 % лекционных и семинарских занятий, 70% положительных результатов индивидуальных (устных и письменных) и групповых учебных заданий в соответствии с программой. Достаточно активное участие в работе семинаров. Ответ студента правильный, но не полный; не приведены иллюстрирующие примеры, мнение студента недостаточно чётко выражено. | |
Удовлетворительно (зачтено) | Посещение не менее 60 % лекционных и семинарских занятий, 60% положительных результатов индивидуальных (устных и письменных) и групповых учебных заданий в соответствии с программой. Участие в работе семинаров. Ответ студента правилен в основных моментах, есть ошибки в деталях и/или детали отсутствуют; нет собственного мнения студента. | |
Неудовлетворит. (не зачтено) | Посещение менее 50 % лекционных и семинарских занятий, менее 50% положительных результатов индивидуальных (устных и письменных) и групповых учебных заданий в соответствии с программой. Неучастие в семинарских занятиях и неготовность к семинарским занятиям. В ответе студента присутствуют существенные ошибки в основных аспектах темы. |
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Теория культуры
- Структура и состав современного культурологического знания.
- Культурология и философия культуры.
- Социология культуры.
- Культурная антропология.
- Общие характеристики основных культурологических школ.
- Соотношение понятий «цивилизация» и «культура».
- Культурный архетип, менталитет и национальный характер.
- Морфология культуры.
- Функции культуры.
- Субъекты культуры.
- Язык и символы культуры.
- Культурные ценности и нормы.
- Функции культуры и роль традиции в культуре.
- Культура информационного общества.
- Национальное и общечеловеческое в культуре.
- Роль и место искусства в системе культуры.
- Культурная картина мира.
- Культура и религия.
- Культура и природа.
- Культура и глобальные процессы современности.
- Культура и личность. Инкультурация и социализация.
- Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
История мировой культуры
- Мыслители ХIХ - ХХ вв. об исторических типах культуры.
- Мифологическое сознание и его влияние на культуру Древнего мира.
- Основные символы культуры Древнего Египта.
- Основные этапы формирования культуры Древнего мира.
- Преемственность Древнерусской и Византийской культур.
- Культура Античности.
- Основные черты духовной культуры средних веков.
- Социальные предпосылки возникновения романского и готического стиля в Средневековье.
- Особенности итальянского Возрождения.
- Возрождение в романских странах.
- Влияние идей Реформации на развитие Западной культуры.
- Культура эпохи Просвещения.
- Романтизм как мировоззрение и художественное направление.
- Модернизм и постмодерн.
- Массовая и элитарная культуры.
История русской культуры
- Место и роль России в мировой культуре.
- Основные культурологические идеи в русской мысли ХIХ века (от П.Я. Чаадаева до В.С. Соловьева).
- Культурологические идеи Н.Я. Данилевского.
- Культурологические идеи Н.А. Бердяева.
- Влияние православия на развитие русской культуры.
- Культура Древней Руси.
- Своеобразие русской культуры времени формирования государственности.
- Петровские реформы.
- Особенности русского Просвещения.
- «Золотой век» русской культуры.
- Своеобразие русской культуры советской эпохи.
- Особенности культуры русского зарубежья.
- Актуальные проблемы современной отечественной культуры.
ГЛОССАРИЙ
Абстрактный – отвлечённый.
Адаптация – приспособление к условиям жизни, среде обитания.
Адекватность – соответствие, равенство.
Аккультурация– взаимодействие культур, восприятие одним народом полностью или частично культуры другого народа.
Актуальный (лат. actualis - деятельный) - существенный для настоящего времени, важный.
Антропология (гр. anthropos - человек и logos - учение) - наука о происхождении и эволюции человека.
Архаизация – подражание древним формам культуры и искусства.
Архаика (гр. archaikos - древний) - древность, старина, ранний этап в развитии искусства.
Археология – наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным памятникам (орудиям труда, утвари, оружию, жилищам, укреплениям, местам погребений); основной способ открытия и изучения – раскопки.
Базилика - продолговатое здание, состоящее из нескольких нефов - частей помещения, разделенного столбами. В античную эпоху базилики служили рыночными, судебными зданиями, позднее базилики стали первыми христианскими церквями.
Визуальный - зрительный, видимый, наблюдаемый простым глазом.
Виртуальный- возможный, такой, который может или должен проявиться при определенных условиях.
Гуманизм – (лат. hymanitas – человечный). Неоднозначное явление, меняющее в историческом процессе свое содержание. Современной наукой принято считать систему взглядов, выражающих признание ценности человека как личности.
Деградация – упадок, постепенное снижение какого-либо качества, процесс изменения чего-либо в сторону ухудшения, утрата ранее накопленных средств.
Динамика – состояние движения, ход развития, изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов.
Дифференциация – разделение, расчленение, расслоение целого на многообразные и различные формы и ступени.
Доминантный – главенствующий, преобладающий основной признак чего-либо.
Жанр (фр. genre – род, вид) - подразделение каждого вида искусства по определенным признакам: теме, структуре, выполняемым функциям.
Идентификация – отождествление; приравнивание; уподобление.
Идиллия (гр. eidyllion) - жанр античной поэзии, получивший развитие в европейской литературе. Рисует эпизоды мирной, нередко семейной жизни на лоне природы, уделяя особое внимание миру чувств. Мирное, ничем не омрачаемое состояние.
Иерархия – тип структурных отношений в сложных многоуровневых системах, характеризуемых упорядоченностью, организованностью взаимодействий между отдельными уровнями по вертикали.
Индивидуальность – 1) совокупность свойств и особенностей каждого существа (индивидуума), отличающих его от других существ того же вида; 2) неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности.
Инкультурация – вхождение в культуру; процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит.
Инновация – изобретение или выработка новых идей, образов, моделей или принципов действия.
Интеграция (лат. integratio - восстановление, восполнение) - объединение каких-либо частей, элементов в целое.
Интерьер (фр. interieur - внутренний) - архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания.
Искусство - вид духовного освоения человеком окружающей действительности, воплощение стремления человека к прекрасному.
Историзм - (лат. historia - история) - принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями.
Калокагатия - понятие античной эстетики, обозначающее гармонию внешнего и внутреннего, которая является условием красоты человека.
Канон (гр. kanon - норма, правило) - система правил, норм, господствующая в искусстве.
Катарсис (гр. кatharsis - очищение) - это термин античной эстетики, обозначавший духовное очищение, просветление, облагораживание чувств в процессе общения с высокими образцами духовной культуры, в Античности - в первую очередь, с жанром трагедии.
Категория (гр. kategorein - высказывать) - форма осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы. По определению И. Канта, это «родовые понятия».
Коммуникация (лат. communicare - совещаться, связывать, общаться) - акт общения, форма связи, путь сообщения.
Композиция - построение художественного произведения.
Контекст – завершённая в смысловом, знаковом отношении система, необходимая для определения смыслов, значений отдельных входящих в неё элементов.
Концепция (лат. conceptio) - ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовка какого-либо явления.
Культ – святыня, один из обязательных элементов любой религии; преклонение перед кем-то или чем-то, почитание кого-либо или чего-либо.
Культура - это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Культурный код – совокупность знаков, символов, смыслов (и их комбинация), которые заключены в любом предмете культурной деятельности человека.
Культурный текст – совокупность культурных объектов, форм, черт, смыслов и т.п., выраженных в знаковой форме.
Лирика (гр. lyrikos - музыкальный, напевный) - род искусства, выражающий индивидуальные чувства и переживания.
Личность – понятие, отражающее прежде всего общественную сущность человека, но синтезирующее в себе как биологические, так и социальные, как врождённые, так и приобретённые качества. Это понятие даёт возможность рассматривать человека как целостность, в единстве его индивидуальных особенностей и выполняемых им социальных функций (ролей), как продукт и вместе с тем как субъект общественных отношений.
Метод - инструмент, способ, путь познания.
Методология – учение о методе познания; совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
Миниатюра - цветной рисунок в средневековой рукописной книге; маленькая картина, музыкальное произведение, произведение прикладного искусства.
Мифология - наука о мифах. Миф (гр. mythos - предание) - сказание как символическое выражение некоторых событий.
Мозаика - картина или орнамент, набранные из разноцветного стекла, камешков или другого материала.
Наука - отрасль культуры, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности.
Объект – предмет, составляющая часть внешнего, материального мира; предмет познания и деятельности человека; часть объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом.
Определение - понятие, по содержанию и объему отграниченное от других понятий. Это логический прием, позволяющий отличать, строить какой-либо объект, формулировать значение вновь вводимого или уточнять значение уже существующего в науке термина.
Оптимизация – выбор наилучшего решения, наилучшего варианта из возможных.
Пастораль (фр. pastorale - пастушеский) - жанр античной поэзии, возродившийся в европейской литературе, содержащий описание мирных сцен пастушеской жизни. В музыке - инструментальная пьеса, посвященная картинам природы.
Портик - галерея на колоннах, обычно перед входом в здание.
Примитивизация – процесс упрощения; сведение сложных процессов к простейшему.
Приоритет – первенство, преобладание.
Рационализм (лат. rationalis разумный, ratio разум) - точка зрения разума, рассудка.
Рельеф - вид скульптуры, где изображение лишь частично выступает из плоскости.
Сакральный (лат. sacer - священный) - относящийся к религиозному культу, обрядовый, ритуальный.
Символ - то, что служит условным обозначением какого-либо понятия, идеи.
Синкретизм (гр. synkretismos - соединение) - первоначальная нераздельность, сочетание разнородных воззрений, при котором не требуется внутреннее единство.
Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу.
Социальный (лат. socialis) - общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе.
Стагнация – застой, прекращение развития.
Стандартизация (стандарт - эталон, модель) - установление в государственном масштабе или международных организациях единых норм и требований, предъявляемых к сырью, материалам, производственным процессам, готовым изделиям.
Субъект – человек, познающий внешний мир и воздействующий на него в своей практической деятельности; человек как носитель каких-либо свойств.
Теология – богословие, совокупность религиозных учений о сущности и действии Бога.
Типология (гр. tupos - образец; logos - учение) - способ рассмотрения схожих, родственных индивидов, форм, явлений.
Универсальный (лат. universalis - общий, всеобщий) - всеобъемлющий, разносторонний.
Феномен - редкое, необычное явление или выдающийся, исключительный в каком-либо отношении человек.
Феномены культуры – различные формы проявления сущности культуры, такие, как мораль, право, религия, искусство, экономика, политика, наука, техника и др.
Филология - совокупность научных знаний о языке и литературе того или иного народа.
Философия – одна из древнейших областей человеческого знания и духовной культуры; в современном понимании – особая система взглядов на мир, его строение и происхождение; о месте человека в мире, о его отношении к окружающему миру; о смысле и назначении человеческой жизни.
Фольклор (англ. folklore - народная мудрость) - принятое в международной научной терминологии название народного творчества.
Художественность - родовое понятие эстетики (науки о прекрасном), мера эстетической ценности произведений искусства, степень их красоты.
Художественный вкус -способность человека оценивать произведения искусства с позиций идеала.
Художественный метод - это система принципов, управляющих процессом создания произведений искусства.
Художественный образ - это единство мыслей и чувств художника, специфическая форма его самовыражения в творчестве.
Художественный стиль - единство образной системы и приемов художественного выражения в искусстве.
Эклектика - соединение различных стилей в одном произведении искусства.
Экстремизм – приверженность к крайним взглядам и мерам.
Элита (фр. elite - лучшее, избранное) - понятие в социологии, обозначающее высшие привилегированные слои в обществе.
Энциклопедия (гр. enkyklios - круг, paideia - образование) - в Древней Греции это уровень образования, которым должны были овладеть свободные граждане. Впоследствии это письменное собрание знаний общеобразовательных или по какой-либо отрасли.
Эпоха (гр. eposhe) - буквально остановка. Временная точка, с которой начинается новое развитие или определенный отрезок времени.
Эстетический идеал - представление о совершенной красоте, высший критерий эстетической оценки.
Этнография – отрасль исторической науки, изучающая состав, происхождение, расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира.
Этнология – название науки, практически являющейся синонимом этнографии. Существует точка зрения, согласно которой этнография более тяготеет к описательности, а этнология – к теории.
Язык – система знаков, посредством которых в рамках культур кодируется, сохраняется и передаётся информация.
Язычество – религиозное верование, отрицающее единого Бога и придерживающееся многобожия.
УТВЕРЖДАЮ:
зав. кафедрой Мохоров Г.А.
УТВЕРЖДАЮ:
декан факультета Международных отношений
и социальных технологий Петрова М.А.