Задания на педагогическую практику
4 К У Р С
1. Представить конспект одного из проведенных уроков.
2. Провести и представить подробный сценарий (разработку, конспект) одного воспитательного мероприятия.
- Составить психолого-педагогическую характеристику на одного ученика (по выбору студента). Для этого следует изучить личность учащегося, используя следующие методы:;
- наблюдение (на уроке, на переменах, при ответах на вопросы учителя, при общении с одноклассниками и т.д.);
- интервью. Этот метод предполагает устную беседу с учащимся о его семье, здоровье, друзьях, учебе, интересах, дальнейших жизненных планах. При использовании данного метода важно выяснить направленность личности ученика, его настроение, его субъективную точку зрения на мир, на себя в этом мире;
- обобщение независимых характеристик. В данном случае необходимо выслушать, сравнить и проанализировать мнения о данном учащемся со стороны разных лиц: классного руководителя, других учителей, одноклассников, кроме того, если это возможно, мнение школьного психолога и родителей;
- методики по выявлению темперамента (методика Айзенка), уровня эмпатии, склонности к лидерству;
- методики по выявлению интересов, профориентации учащегося (методика Климова и др.)
- социометрия. Это методика, позволяющая выяснить место изучаемого ученика в классном коллективе (лидер, изгой, середнячок).
Методика Айзенка (детский вариант).
1. Любишь ли ты суету и шум вокруг себя?
2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать? 3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спросят?
- Бывает так, что ты раздражен чем-нибудь?
- Часто ли у тебя меняется настроение?
- Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?
- Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
- Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
- Любишь ли ты подшучивать над кем-либо?
- Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
- Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, оживленный человек?
- Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
- Верно ли, что ты часто бываешь раздражен чем-нибудь?
- Нравится ли тебе делать все в быстром темпе (если, наоборот, склонен к неторопливости., ответь: «Нет»)?
- Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все закончилось хорошо?
- Тебе можно доверить любую тайну?
- Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию?
- Бывает ли так, что у тебя без особой причины сильно бьется сердце?
- Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, что бы подружиться с кем- нибудь?
- Ты когда-либо говорил неправду?
- Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
- Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
- Ты часто чувствуешь себя усталым?
- Ты всегда делаешь вначале уроки, а все остальное потом?
- Ты обычно весел и всем доволен?
- Обидчив ли ты?
- Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
- Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
- У тебя бывают головокружения?
- Бывает ли так, что твои поступки ставят людей в неловкое положение?
- Ты часто чувствуешь, что тебе все надоело?
- Любишь ли ты хвастаться?
- Ты часто сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?
- Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
- Ты обычно быстро принимаешь решения?
- Ты никогда не шумишь в классе, даже если нет учителя?
- Тебе часто снятся страшные сны?
- Можешь ли ты дать волю своим чувствам и повеселиться в обществе друзей?
- Тебя легко огорчить?
- Случалось ли тебе плохо говорить о ком- нибудь?
- Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно для раздумывания?
- Если ты оказываешься в глупом положении, долго ли потом переживаешь?
- Тебе очень нравятся веселые игры?
- Ты всегда ешь то, что тебе подают?
- Тебе трудно ответить нет, когда тебя о чем-нибудь просят?
- Ты любишь часто ходить в гости?
- Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
- Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?
- Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?
- Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
- Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие?
- Тебе обычно бывает трудно из-за разных мыслей?
- Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?
- Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
- Ты стесняешься говорить с незнакомыми людьми?
- Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправить?
- Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
- Бывает ли, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой на то причины?
- Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании?
- Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал чего-нибудь, не подумав?
Обработка результатов.
Экстраверсия - интроверсия – определяется по сумме ответов «да» на вопросы:1, 3, 9,11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 41, 43, 46, 49, 53, 57; и «нет» на вопросы: 6, 33, 51, 55, 59.
Интроверсия значительная: 1 – 7 баллов; умеренная: 8 – 11 баллов. Экстраверсия умеренная: 12 – 18 баллов; значительная: 19 – 24 балла.
Нейротизм – Эмоциональная стабильность определяется по сумме ответов «да» на вопросы: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.
Эмоциональная стабильность высокая: до 10 баллов; средняя: от 11 до14 баллов. Нейротизм высокий: 15 – 18 баллов, очень высокий: 19 – 24 балла.
Шкала социальной желательности, лжи – определяется по числу совпадающих знаков на вопросы: «да» - 8, 16, 24, 28, 36, 44; «нет» – 4, 12, 20, 32, 40, 48.
Показатель баллов в 4 – 5 баллов рассматривается как критический, что свидетельствует о тенденции обследуемого ориентироваться на хорошее впечатление о себе. Это распространяется и на другие шкалы. Шкала лжи является своеобразным индикатором демонстративности в поведении обследуемого.