I.Организационный момент

Окислительно-восстановительные процессы. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.

(урок химии в 10 классе)

Сулковская Татьяна Александровна

Учитель химии Микашевичской гимназии

Им. В.И. Недведского

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели урока:

Обучающие:

ü Обобщить и закрепить знания учащихся о сущности процессов окисления и восстановления; окислительно-восстановительных реакциях.

ü Актуализировать знания и умения учащихся по расстановке коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных процессов методом электронного баланса.

ü Выработать умения по составлению уравнений химических реакций методом электронного баланса.

Воспитательные:

ü актуализировать личностный смысл учащихся к изучению данной темы и обеспечить дальнейшее развитие рефлексивных умений учащихся.

Развивающие:

ü содействовать развитию у учащихся таких мыслительных операций как анализ, сопоставление, обобщение, прогнозирование; создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся, самостоятельности в овладении знаниями.

Межпредметные связи: физика (особенности строения атомов химических элементов).

Формы и методы работы учащихся на уроке: проблемная ситуация, метод определения учащимися самостоятельных выводов, индивидуальная дифференцированная работа.

Оборудование:

ü компьютер, медиапроектор, презентация “Окислительно-восстановительные реакции»

ü инструкции « Алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного баланса »;

ü карточки для выполнения самостоятельной работы;

ü карточки- ответы для самопроверки;

План урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1). Повторение основных понятий темы: степени окисления, окислитель, восстановитель, окисление, окислитель, восстановление, окислительно-восстановительные реакции.

2). Актуализация умений по определению степени окисления атомов химических элементов в простых и сложных веществах.

3). Актуализация умений в составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций.

III. Изучение нового материала.

1.Расстановка коэффициентов методом электронного баланса.

IV. Физкультминутка

V. Закрепление. Самостоятельная работа.

VI. Обобщение и выводы к уроку.

VII. Рефлексия

VIII. Домашнее задание

Ход урока

I.Организационный момент.

Сообщение темы, цели и плана урока.

ΙΙ. Актуализация знаний.

Для учащихся 10 класса тема ОВР не нова, она проходит через весь курс химии, поэтому ребятам предлагалось повторить некоторые понятия и умения. В связи с этим провести фронтальный опрос с использованием слайдов компьютерной презентации. (Слайд 1-6), (Приложение 1)

1). Самостоятельная работа по карточкам:

Слайд 7.

Задание для 1 группы:

Определите степень окисления элементов в следующих соединениях:

КСIO3, НСIO4, Са(НСО3)2 , О2 , (NH4)2Cr2O7, NaNO2, H2SeO3, K2S, CuSO4, MgSiO3, KMnO4

Слайд 8.

Задание для 2 группы:

Расставьте степени окисления всех элементов в формулах веществ, участвующих в следующей химической реакции:

1) Hg+ S = HgS

2) NaNO3 = NaNO2 + O2

3) CuCl2 + NaOH = NaCl + Cu(OH)2

Укажите тип химической реакции . По необходимости уравняйте уравнения химической реакции. Определить окислитель и восстановитель.

Слайд 9.

Задание для 3 группы: Расставьте степени окисления всех элементов в формулах веществ, участвующих в следующей химической реакции:

1) Al(OH)3 = Al2O3 + H2O

2) H2O + P2O5 = H3PO4

3) Mg + HCl = MgCl2 + H2

Укажите тип химической реакции. По необходимости уравняйте уравнения химической реакции. Определите окислитель и восстановитель.

Выполнили, кто сколько успел. Самопроверка с помощью карточки-ответа, обсуждение по слайдам презентации, исправление ошибок, выявление непонятного. Учитель отмечает, у кого правильное решение, а кто решил с помощью карточки-ответа.

Слайд 10- 11. Далее классу предлагается ответить на вопросы:

1) Во всех ли случаях происходит изменение степеней окисления химических элементов? (нет).

2) Зависит ли это от типа химических реакций по числу реагентов и продуктов реакции? (нет).

3) Что же представляют собой окислительно-восстановительные реакции с точки зрения понятия « степень окисления химических элементов?». (Реакции, протекающие с изменением степеней окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ, называются окислительно-восстановительными ) .

С современной точки зрения изменение степени окисления связано с оттягиванием или перемещением электронов. Поэтому наряду с приведенным можно дать и другое определение:

I.Организационный момент - student2.ru Окислительно-восстановительные реакции -это такие реакции, при которых происходит переход электро­нов от одних атомов, молекул или ионов к другим.

Вопрос классу: «В чем же заключается суть ОВР?».

I.Организационный момент - student2.ru Окислительно-восстановительные реакции представляют со­бой единство двух противоположных процессов - окисления и восста­новления. В этих реакциях число электронов, отдаваемых восстановителями, равно числу электронов, присоединяемых окислителями. При этом независимо от того, переходят ли электроны с одного атома на другой полностью или лишь частично, оттягиваются к одному из атомов, условно говорят только об отдаче или присоеди­нении электронов

.

Наши рекомендации