I.Организационный момент
Окислительно-восстановительные процессы. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.
(урок химии в 10 классе)
Сулковская Татьяна Александровна
Учитель химии Микашевичской гимназии
Им. В.И. Недведского
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели урока:
Обучающие:
ü Обобщить и закрепить знания учащихся о сущности процессов окисления и восстановления; окислительно-восстановительных реакциях.
ü Актуализировать знания и умения учащихся по расстановке коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных процессов методом электронного баланса.
ü Выработать умения по составлению уравнений химических реакций методом электронного баланса.
Воспитательные:
ü актуализировать личностный смысл учащихся к изучению данной темы и обеспечить дальнейшее развитие рефлексивных умений учащихся.
Развивающие:
ü содействовать развитию у учащихся таких мыслительных операций как анализ, сопоставление, обобщение, прогнозирование; создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся, самостоятельности в овладении знаниями.
Межпредметные связи: физика (особенности строения атомов химических элементов).
Формы и методы работы учащихся на уроке: проблемная ситуация, метод определения учащимися самостоятельных выводов, индивидуальная дифференцированная работа.
Оборудование:
ü компьютер, медиапроектор, презентация “Окислительно-восстановительные реакции»
ü инструкции « Алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного баланса »;
ü карточки для выполнения самостоятельной работы;
ü карточки- ответы для самопроверки;
План урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1). Повторение основных понятий темы: степени окисления, окислитель, восстановитель, окисление, окислитель, восстановление, окислительно-восстановительные реакции.
2). Актуализация умений по определению степени окисления атомов химических элементов в простых и сложных веществах.
3). Актуализация умений в составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций.
III. Изучение нового материала.
1.Расстановка коэффициентов методом электронного баланса.
IV. Физкультминутка
V. Закрепление. Самостоятельная работа.
VI. Обобщение и выводы к уроку.
VII. Рефлексия
VIII. Домашнее задание
Ход урока
I.Организационный момент.
Сообщение темы, цели и плана урока.
ΙΙ. Актуализация знаний.
Для учащихся 10 класса тема ОВР не нова, она проходит через весь курс химии, поэтому ребятам предлагалось повторить некоторые понятия и умения. В связи с этим провести фронтальный опрос с использованием слайдов компьютерной презентации. (Слайд 1-6), (Приложение 1)
1). Самостоятельная работа по карточкам:
Слайд 7.
Задание для 1 группы:
Определите степень окисления элементов в следующих соединениях:
КСIO3, НСIO4, Са(НСО3)2 , О2 , (NH4)2Cr2O7, NaNO2, H2SeO3, K2S, CuSO4, MgSiO3, KMnO4
Слайд 8.
Задание для 2 группы:
Расставьте степени окисления всех элементов в формулах веществ, участвующих в следующей химической реакции:
1) Hg+ S = HgS
2) NaNO3 = NaNO2 + O2
3) CuCl2 + NaOH = NaCl + Cu(OH)2
Укажите тип химической реакции . По необходимости уравняйте уравнения химической реакции. Определить окислитель и восстановитель.
Слайд 9.
Задание для 3 группы: Расставьте степени окисления всех элементов в формулах веществ, участвующих в следующей химической реакции:
1) Al(OH)3 = Al2O3 + H2O
2) H2O + P2O5 = H3PO4
3) Mg + HCl = MgCl2 + H2
Укажите тип химической реакции. По необходимости уравняйте уравнения химической реакции. Определите окислитель и восстановитель.
Выполнили, кто сколько успел. Самопроверка с помощью карточки-ответа, обсуждение по слайдам презентации, исправление ошибок, выявление непонятного. Учитель отмечает, у кого правильное решение, а кто решил с помощью карточки-ответа.
Слайд 10- 11. Далее классу предлагается ответить на вопросы:
1) Во всех ли случаях происходит изменение степеней окисления химических элементов? (нет).
2) Зависит ли это от типа химических реакций по числу реагентов и продуктов реакции? (нет).
3) Что же представляют собой окислительно-восстановительные реакции с точки зрения понятия « степень окисления химических элементов?». (Реакции, протекающие с изменением степеней окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ, называются окислительно-восстановительными ) .
С современной точки зрения изменение степени окисления связано с оттягиванием или перемещением электронов. Поэтому наряду с приведенным можно дать и другое определение:
Окислительно-восстановительные реакции -это такие реакции, при которых происходит переход электронов от одних атомов, молекул или ионов к другим.
Вопрос классу: «В чем же заключается суть ОВР?».
Окислительно-восстановительные реакции представляют собой единство двух противоположных процессов - окисления и восстановления. В этих реакциях число электронов, отдаваемых восстановителями, равно числу электронов, присоединяемых окислителями. При этом независимо от того, переходят ли электроны с одного атома на другой полностью или лишь частично, оттягиваются к одному из атомов, условно говорят только об отдаче или присоединении электронов
.