Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

Предмет «Концепции современного естествознания» является обязательной дисциплиной предметной подготовки по всем специальностям.
Изучение данной дисциплины требует глубокой интеграции знаний по истории древнего мира, средних веков, новой и современной, как отечественной, так и зарубежной, истории науки и техники, по основным современным концепциям как естественных, так и гуманитарных наук.
В связи с этим очень важно соблюдать принцип историзма в изложении материала. С целью проверки знания терминов и понятий рекомендуется проведение терминологических диктантов. Особое внимание следует уделить формированию базового понятийного аппарата, с этой целью фиксировать все термины на доске, объяснять их значение и требовать от студентов ведения словаря по предмету.
При изучении курса «Концепции современного естествознания» необходимо использовать аудио и видеоматериалы, так как принцип наглядности способствует лучшему усвоению изучаемого материала.
Необходимо применять разнообразные формы и методы обучения. Кроме традиционных лекций можно проводить проблемные лекции, лекции-дискуссии, лекции-презентации в зависимости от тематики. Семинарские занятия могут проводиться как в форме традиционного опроса, так и в формах коллоквиума или учебной дискуссии по наиболее актуальным проблемам.
Преподаватель должен ориентировать студента на использование полученных знаний не только в профессиональной, но и в повседневной жизни.
Цели обучения предмету достижимы путем гармоничного сочетания различных форм работы со студентами. Основными формами являются лекции и семинарские занятия, а также различные виды контроля усвоения знаний.
Чтение лекции предполагает самую тщательную подготовку. Преподаватель в качестве лектора должен продемонстрировать свои лучшие профессиональные свойства. Недопустимы монотонное чтение, непоследовательность изложения материала, отсутствие обратной связи с аудиторией и иные проявления непрофессионализма.
В течение лекции целесообразно рассматривать одну тему как выделенную, логически целостную и завершенную часть курса, при этом устанавливая ее связи с предыдущими темами. Если к концу лекции какой-либо вопрос излагаемой темы не удалось раскрыть полностью, его лучше вынести в качестве задания (проблемного вопроса) для самостоятельной работы или на семинарское занятие. Во время лекции обязательно нужно указывать на наиболее важные моменты, выделять их интонационно, повторять. То, что может быть воспринято ошибочно на слух (новые понятия, имена, фамилии, названия мест, даты и т. п.), необходимо записывать на доске. Некоторые вопросы можно разъяснять с использованием схем для лучшего усвоения их логики, смысла.
Формы и методы проведения семинарских (практических) занятий могут быть различными. Традиционным и достаточно эффективным приемом проведения семинара в группе (ввиду его интерактивности) является прослушивание и совместное обсуждение поочередно читаемых студентами докладов по тем или иным вопросам заданной темы. Студентов нужно ориентировать не только на регулярное ознакомление с литературой по темам курса, но и на обязательную периодическую подготовку докладов и их чтение перед аудиторией хотя бы несколько раз в течение семестра. Необходимо разъяснить, что такая работа – важнейший элемент их научно-исследовательской подготовки, действенный способ прививания исследовательских умений и навыков, а также навыков взаимодействия с аудиторией. Оптимальным временем доклада, по всей видимости, является 7-9 минут. За это время доброжелательный слушатель успевает хорошо сосредоточить свое внимание и почти не устает. После завершения доклада для начала дискуссии студентам предлагается задать несколько вопросов докладчику по теме (проблемному вопросу) его выступления для пояснения какого-либо момента, выделения или повторения сути дела и т. д. Преподаватель и сам может задать один или два-три вопроса, особенно если аудитория не проявляет должной активности. Кстати, активность можно и нужно стимулировать, положительно оценивая постоянное заинтересованное участие студентов в обсуждении изучаемого материала.
После того, как докладчик ответил на все заданные ему вопросы, преподаватель просит высказать свое мнение по докладу и по исследуемой проблеме любого желающего по очереди (этап дискуссии, непосредственного обсуждения). Такие высказывания, конечно, при условии их компетентности, также должны поощряться положительным оцениванием. Наконец, и сам преподаватель, завершая дискуссию, высказывает свое оценочное мнение, как по качеству доклада и существу дела, так и по вопросам, заданным докладчику и прозвучавшим мнениям или замечаниям. Наиболее высоко должны оцениваться исследовательский, самостоятельный характер подготовки доклада, свободное владение изучаемым материалом, знание первоисточников и широкого круга литературы по теме.

Формы (виды) контроля усвоения студентами знаний также разнообразны. Традиционными являются текущий, промежуточный (рубежный) и итоговый виды контроля. Текущий контроль удобно осуществлять непосредственно на семинарских занятиях, оценивая качество докладов, задаваемых вопросов, дискуссионных выступлений, или проводя краткие опросы по теме семинара нескольких, произвольно выбранных из группы студентов. Рубежный контроль может проходить в виде периодических коллоквиумов (собеседований), контрольных работ или тестирования для всей группы. Наконец, итоговый контроль проводится в виде зачета или экзамена. Итоговое оценивание – сложный, комплексный процесс, в котором необходимо учитывать в большей или меньшей мере все виды работы студента: посещаемость всех видов занятий, выступления с докладами, участие в дискуссиях, конспектирование первоисточников и литературы, аккуратное ведение лекционных конспектов, степень успешности прохождения этапов рубежного и итогового контроля.

Основным оценочным средством контроля успеваемостив настоящее времяявляется модульно-рейтинговая система оценивания в баллах. В основу разработки модульно-рейтинговой системы положены принципы, в соответствии с которыми формирование рейтинга студента осуществляется постоянно в процессе его обучения в университете. Настоящая система оценки успеваемости студентов основана на использовании совокупности контрольных точек, оптимально расположенных на всем временном интервале изучения дисциплины. При этом предполагается разделение всего курса на ряд более или менее самостоятельных, логически завершенных блоков и модулей и проведение по ним промежуточного (рубежного) контроля.

Виды работ Максимальная оценка в баллах
Текущий контроль по модулям 1 и 2
Рубежный контроль по модулю 1
Рубежный контроль по модулю 2
Итоговый контроль - зачет
  Сумма баллов

Текущий контроль:

Формы текущего контроля Максимальное количество баллов Минимальное количество баллов Примечание
Работа студентов на семинарских занятиях На одном занятии студент может набрать от 0 до 3 баллов
Проверка домашнего задания За каждую тему по 1 баллу
Пропуски лекционных занятий - -6 За 25 % 1 балл, за 50 % 4 балла, за 75 % 6 баллов
Пропуски практических занятий - -10 За 20 % 2 балла, за 40 % 5 баллов, за 50 % 7 баллов, за 75 % 10 баллов
  Итого -16  

Рубежный контроль:

  Максимальное количество баллов Минимальное количество баллов Примечание
Рубежный контроль по модулю 1 30 тестов по 0,5 балла
Рубежный контроль по модулю 2 30 тестов по 0,5 балла
Итого  

Поощрительный рейтинг (до 10 баллов):

Форма работ Баллы
Участие в олимпиадах, научных конференциях и публикация статей
Активная работа на семинарских занятиях

Основные критерии при оценке ответа студента на экзамене:

1) правильность ответов на вопрос; 2) полнота и одновременно лаконичность ответа; 3) новизна учебной информации, степень использования научных источников; 4) умение связывать теорию с практикой; 5) логика и аргументированность изложения; 6) грамотное комментирование, использование примеров, аналогий; 7) культура речи.

Итоговый контроль (зачет):

Оценка зачтено незачтено
Балл 45-110 0-45

Студент, набравший по итогам текущего и рубежного контроля менее 35 возможных баллов или пропустивший без уважительной причины более 75 % практических (семинарских) занятий, до зачета по данной дисциплине не допускается. В этом случае он самостоятельно изучает не освоенные им темы, выполняет соответствующие задания в сроки, установленные деканатом для ликвидации задолженностей. Баллы, полученные таким образом, прибавляются к количеству баллов, набранных студентов в семестре. Вопросы к зачету полностью соответствуют содержанию дидактических единиц (тем), приведённых в рабочей программе.

Наши рекомендации