I. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Методическое обеспечение дисциплины

Челябинск 2013
Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Факультет документальных коммуникаций

Кафедра библиотечно-информационной деятельности

Утверждаю

Проректор по учебной работе

_______________ С. В. Буцык

«___» ______________ 2013 г.

Информационное обеспечение

Профессиональных коммуникаций

Методическое обеспечение дисциплины

по направлению подготовки

071900 Библиотечно-информационная деятельность

Социология и психология библиотечно-информационного обслуживания:

теория и методология

квалификация (степень) выпускника

«магистр»

Челябинск 2013

УДК 01(073)

ББК 78.5я73

И74

Автор-составитель: Ю. В. Гушул, канд. пед. наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности, директор Научно-образовательного центра «Информационное общество» Челябинской государственной академии культуры и искусств

Рецензент

Методическое обеспечение дисциплины одобрено на заседании совета факультета документальных коммуникаций от 16.09.2013 г., протокол № 1

И74
Информационное обеспечение профессиональных коммуникаций : метод. обеспечение дисциплины по направлению подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность (степень – магистр), квалификация (степень) «магистр» / авт.-сост. Ю. В. Гушул ; Челяб. гос. академия культуры и искусств. – Челябинск, 2013. – 33 с. – (ФГОС ВПО. Учеб.-метод. комплекс).

Издание включает: методические рекомендации (материалы) для преподавателя, методические указания для студентов и фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

© Челябинская государственная

академия культуры и искусств, 2013




Содержание

I. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя …  
  II. Методические указания для магистрантов ……………………..  
  III. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации ……………………….    
3.1. Вопросы для подготовки к зачету …………………………..      
3.2. Методические указания по выполнению рефератов, эссе и творческих заданий по дисциплине ………………………    
3.3. Планы семинарских занятий ……………………………….  
3.4. Задания для практических занятий …………………………  
3.5. Темы и задания для мелкогрупповых/индивидуальных занятий …………………………………………………………………...    
3.6. Темы и задания контрольных работ ……………………….
3.7. Задания для выполнения самостоятельной работы ……….
  3.8. Тестовые задания …………………………………………….    
3.9. Контрольная работа для магистрантов заочного отделения и методические рекомендации по ее выполнению …………………  
3.10. Методические указания по выполнению курсовой работы  
3.11. Требования, предъявляемые к магистранту для промежуточной аттестации по дисциплине …………………………………..    
Приложение 1. Пример информационного письма …………….
Приложение 2. Пример раздаточного материала ………………

I. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

Следует учитывать, что качество и результативность образовательной работы с магистрантами существенно повышаются, если данный процесс обеспечивается комплексно и с учетом реалий конкретной практической работы магистранта.

Следует выявить, какой (какие) процессы библиотечно-библиографической и/или информационной работы выполняет магистрант на своем месте работы и формулировать задания для самостоятельной работы в зависимости от практических предпочтений.

Следует помнить, что любая работа, проделанная магистрантом-специалистом, приобретает реальное значение только тогда, когда с ее результатами получают возможность ознакомиться другие специалисты (коллеги, преподаватели, студенты). Поэтому важным этапом работы по выполнению и сдаче практических и самостоятельных работ является их наглядное оформление, либо подготовка текстовой части работы к публикации. Следует ориентировать магистрантов, что в таком случае они выступают в новом качестве – как авторы, работающие над авторской разработкой. В этом случае необходимо объяснять магистранту что изменяет его опыт в традиционной практике, какова результативность его учебно-исследовательской работы (УИР) или научно-исследовательской работы (НИР), в чем конкретно заключаются его идеи и подходы.

Следует особое внимание при предложении и объяснении темы практической или самостоятельной работы уделять аргументации для магистранта учебной цели УИР и/или НИР, какие знания, умения, навыки должны быть им приобретены в результате УИР, НИР. Следует подчеркнуть для них содержание тех знаний и умений, на которые необходимо опираться магистранту для выполнения заданной работы.

Следует учитывать, что по данной дисциплине нет учебных пособий для магистрантов, где обобщены необходимые вопросы теории, поэтому важно своевременно выявлять в профессиональной печати, на профильных сайтах появляющиеся теоретические материалы, описания практического опыта работы и доносить его до магистрантов в таком виде и объеме, который требуется для выполнения задания.

Уместно выявлять и предлагать магистрантам для обсуждения и осмысления (как работающим по специальности профессионалам) в том числе, противоречивый, спорный, дискутируемый материал, предлагая им разобраться в вероятных позициях и выработать свою точку зрения.

Следует активно использовать в работе с магистрантами активные и интерактивные методы общения. Необходимо помнить, что основной целью семинарского занятия является не столько проверка знаний, сколько углубление, закрепление и полное усвоение того материала, в котором лекция и/или практическое занятие ориентировали магистрантов. Семинары проводятся на базе умения самостоятельной работы с литературой и другими источниками. Такой подход позволяет максимально приблизить содержание учебного материала к реальным потребностям практики и условиям профессиональной деятельности. Эффективность семинарских занятий определяется тем, что они проводятся как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов с коллективным поиском ответов на них. Это обязывает преподавателя так организовать обсуждение, чтобы добиться интенсивного общения с магистрантами через активизацию их мыслительной деятельности, пробуждение интереса к обсуждаемой проблеме. Настрой магистрантов на ожидание интенсивного общения, интересных объяснений, обоснований доказательств и их умение профессионально общаться позволяет избежать скучного повторения прописных истин или известных штампов. Проведение семинара обязывает преподавателя быть режиссером каждого занятия, овладевать навыками педагогической работы с группой профессионалов, чтобы уметь организовать живое общение, выслушать мнение каждого по обсуждаемым вопросам, обеспечить «партнерское взаимодействие». Это позволит ему реализовать все основные функции семинарского занятия: познавательную, воспитательную, развивающую, а также вспомогательную по отношению к ним функцию контроля (http://rudocs.exdat.com/docs/index-411916.html?page=4).

Семинары по дисциплине следует проводить с использованием дискуссии. Само слово «дискуссия» задаёт формат занятия. Цель преподавателя в этом случае – добиться не только монологических высказываний, диалогов, а именно дискуссии, когда каждый из магистрантов вовлечён в обсуждение предлагаемой темы. Поэтому личность преподавателя, его личная заинтересованность темой семинара-дискуссии играет огромную роль. Кроме того, следует учитывать и иные моменты при подготовке к дискуссии. Во-первых, это преподаватель-ведущий дискуссии должен быть человек, для которого человеческое общение – несомненная ценность, который способен и поделиться своими мыслями, и выслушать другого. Во-вторых, он должен быть сведущ в методах режиссуры мероприятий. Талант «режиссёра» необходим, чтобы тактично регулировать дискуссию, предоставляя слово каждому в соответствии с его желаниями, языковыми возможностями и общим ходом разговора. В-третьих, преподавателю необходимы хорошая реакция и активные знания в профессиональной сфере, психологии, конфликтологии. Преподаватель обязан следить за ходом общественной дискуссии, быть в курсе последних событий, теоретических и практических наработок, разных точек зрения по обсуждаемой проблеме. В-четвёртых, преподаватель должен быть готов к роли не только «доброго следователя», но и «провокатора». Известно, что негативные явления по сравнению с положительными вызывают более сильную реакцию и большее желание говорить об этом. Поэтому в ряде случаев высказывания преподавателя могут носить заведомо провокационный характер, они могут вызвать ожидаемый «протест» со стороны магистрантов, что, если верно выстроено с психологической точки зрения, стимулирует их активность и желание принять участие в дискуссии (См., например: Егорова, Ю. В. О курсе «Социальная дискуссия». Заметки преподавателя / Ю. В. Егорова // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2011. – № 2. – С. 77).

Наши рекомендации