Классификация наливных химических грузов.
РАЗДЕЛ III
ПРАВИЛА МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ
ХИМИЧЕСКИХ ГРУЗОВ НАЛИВОМ.
РД 31.11.81.37 – 82
Общие положения
Область применения.
1.1.1. Настоящие Правила перевозки химических грузов наливом*
разработаны на основе изучения и анализа нормативных и других документов по перевозке химических грузов, анализа работы наливного флота и наливных портов, изучения технологического процесса перевозки, обобщения зарубежного и отечественного опыта перевозок, а также на основе разработок и исследований по технологии перевозок наливных грузов, выполненных в Черноморском филиале ЦНИИМФ.
1.1.2. Во всем ином, что специально не предусмотрено Правилами, перевозка наливных опасных химических грузов морем регламентируется Правилами классификации и постройки химовозов. Правилами перевозки нефти и нефтепродуктов на танкерах морского флота. Кодексом торгового мореплавания Союза ССР (КТМ), Общими правилами перевозки наливных грузов на судах Минморфлота, Наставлением по борьбе за живучесть судов морского флота Союза ССР (РД 31.60.14 – 81), Правилами техники безопасности на судах морского флота, Правилами по защите от статического электричества на морских судах и Наставлением по предотвращению загрязнения с судов. Техническими условиями морской перевозки (ТУМП) и картами технологических режимов (КТР), Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ-73/78), Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74) .
1.1.3. Правила устанавливают порядок погрузки, перевозки и выгрузки наливных опасных химических грузов и распространяются на суда – химовозы, на суда специально переоборудованные для перевозки наливом опасных химических грузов, перечень которых указан в судовом свидетельстве, а также на морские порты и портпункты, грузоотправителей и грузополучателей, связанных с морской перевозкой наливных химических грузов в пределах СССР.
1.1.4. Перевозка наливных химических грузов без соблюдения Правил запрещается.
_________________________________
*В дальнейшем именуются «Правила».
Определения и термины, используемые в Правилах.
1.2.1. Водная мойка – мойка, при которой в качестве моющей жидкости используется пресная, морская вода или водный раствор моющего препарата.
1.2.2. Неводная мойка – мойка, при которой используются различные растворители и моющие средства без применения воды.
1.2.3. Зона грузовых танков – часть судна, в которой размещаются грузовые емкости и грузовые насосные отделения, включая примыкающие к ним или расположенные над ними коффердамы и другие помещения.
1.2.4. Конвенция – действующая Конвенция по предотвращению загрязнения с судов со всеми изменениями и поправками.
1.2.5. Противотоксичный режим – режим, предусматривающий порядок выполнения работ и использования защитного снаряжения, при котором обеспечивается безопасность для здоровья людей от токсичного воздействия грузов.
1.2.6. Реакционная способность – способность груза вступать в опасную реакцию с другими веществами в любом виде, в том числе с забортной водой и материалами конструкции судна.
Пожаро- и взрывоопасность химического груза определяется температурой самовоспламенения.
1.2.7. Транспортная опасность – вероятность ущерба здоровью людей, окружающей среде или народному хозяйству, который может иметь место во время перевозки вследствие проявления при определенных условиях тех или иных опасных свойств грузов.
Классификация наливных химических грузов.
1.3.1. Грузы по степени опасности для здоровья находящихся на
судне людей классифицируются на четыре класса в соответствии с
ГОСТ 12.1.007 – 76.
1.3.2. По степени образования зарядов статического электричества грузы делятся в зависимости от способности аккумулировать эти заряды на два подразряда:
· аккумулирующие статическое электричество;
· не аккумулирующие статическое электричество.
1.3.3. По степени опасности вступления в реакцию грузов друг с другом, с водой и материалами судовых конструкций грузы делятся на четырегруппы:
· К первой группе относятся грузы, смешение которых друг с другом, с водой, или контакт которых с незащищенными деталями конструкции судна может привести к катастрофическим последствиям для самого судна, его экипажа или для других судов, береговых объектов и людей, находящихся на расстоянии от судна.
· К второй группе относятся грузы, смешение которых друг с другом вызывает повышение температуры до 50оС и более при начальной температуре 20оC, выделение газа, протекание экзотермических реакций при температуре от 20оC до 70оC.
· К третьей группе относятся грузы, контакт которых с материалами конструкции судна может привести к их повреждению или к порче груза (подгруппа а); смешение которых друг с другом приводит не более как к порче обоих грузов или одного из них (подгруппа в).
· К четвертой группе относятся грузы, которые теряют свое качество при длительном хранении на судне из-за полимеризации, окисления или разложения.
1.3.4. При рассмотрении вопросов предотвращения загрязнения с судов грузы делятся на следующие категории:
· Категория А – вредные жидкие вещества, которые при сбросе в море в процессе очистки танков или сливе балласта представляют значительную опасность для морских ресурсов или здоровья человека, значительно ухудшают условия отдыха или значительно мешают другим видам правомерного использования моря, в силу чего оправдывается применение строгих мер по предотвращению загрязнения.
· Категория В – вредные жидкие вещества, которые при сбросе в море в процессе очистки танков или сливе балласта представляют опасность для морских ресурсов или здоровья человека, ухудшают условия отдыха или мешают другим видам правомерного использования моря, в силу чего оправдывается применение специальных мер по предотвращению загрязнения.
· Категория С –вредные жидкие вещества, которые при сбросе в море в процессе очистки танков или сливе балласта представляют незначительную опасность для морских ресурсов или здоровья человека, незначительно ухудшают условия отдыха или незначительно мешают другим видам правомерного использования моря, в силу чего требуются специальные условия эксплуатации судна.
· КатегорияD – вредные жидкие вещества, которые при сбросе в море в процессе очистки танков или сливе балласта представляют определенную опасность для морской среды или здоровья человека, несколько ухудшают условия отдыха или несколько мешают другим видам правомерного использования моря, в силу чего требуется некоторая осторожность при эксплуатации судна.
1.3.5. Химические грузы по степени пожарной опасности, в соответствии с ГОСТ 12.1.017 – 80, классифицируются на группы по температуре вспышки:
Группа | Температура вспышки в тигле, оС |
Закрытом | Открытом |
Особо опасные t ≦ – 18 t ≦ – 13
Постоянно опасные 23 ≧ t > – 18 27 ≧ t > – 13
Опасные при повышенной температуре 23 < t ≦ 61 27 < 1 ≦ 66