Особенности перевозки некоторых наливных грузов на танкерах.

Исходя из специфики перевозки, можно выделить 4 вида наливных грузов: нефть и нефтепродукты; пищевые грузы; сжиженные газы; химические грузы.

Нефть и нефтепродукты. Они включают: сырую нефть, мазут, моторное топливо, дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей, бензины и масла.

Сырая нефть - сложная смесь различных углеводородов с примесями кислотных, сернистых и азотистых соединений.

Мазут бывает малосернистый (содержание серы до 0,5 %); сернистый (до 2,0 %); высокосернистый (до 3,5 %). По назначению мазут разделяют на топочный и флотский. Флотский мазут отличается от топочного большей теплотворной способностью и меньшей вязкостью. Мазут с водой образует устойчивую эмульсию.

Моторное топливо по внешнему виду напоминает флотский мазут, но менее вязкое.

Дизельное топливо в зависимости от температуры застывания бывает: арктическое (А) -50 °С и выше; зимнее северное (ЗС) -30 °С и выше; зимнее (З) -20 °С и выше; летнее (Л) 0 °С и выше.

Топливо для реактивных двигателей(РТ, Т) - смесь керосиновых фракций или смесь керосиновых и бензиновых фракций нефти с различными присадками. Не допускается обводнение и загрязнение механическими примесями.

При перевозке бензина должны соблюдаться особо строгие меры по сохранению качества. С водой не соединяется. Бензин токсичен. При содержании в воздухе 0,07 до 0,28 % паров бензина человек получает лёгкое отравление через 15 мин. При концентрации паров свыше 2,2 % человек получает тяжёлое отравление и теряет сознание.

Общим требованием к перевозке масел является исключение их обводнения, а также загрязнения механическими примесями.

70. Пособие «Океанские пути мира». Рекомендованные пути. Системы разделения движения. Принципы выбора пути перехода.

«Океанские пути мира».

Содержание:
ОТДЕЛ I
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Глава 1. Выбор и расчет пути и гидрометеорологический обзор
ОТДЕЛ II
ПУТИ СУДОВ
Глава 2 Северная часть Атлантического океана
Глава 3. Южная часть Атлантического океана
Глава 4. Мексиканский залив и Карибское море
Глава 5. Средиземное и Черное моря
Глава 6. Красное море, Персидский залив и Индийский океан
Глава 7. Тихий океан и Австрало-Азиатские моря
Глава 8. Межокеанские составные пути
ОТДЕЛ III
СПРАВОЧНЫЙ
Краткая характеристика основных проливов и проходов
Перечень географических объектов и их координаты
Алфавитный указатель путей

Система (схема) разделения движения (Traffic separation scheme) устанавливается с целью разделения встречных потоков судов. Система включает в себя полосы движения (Traffic lane), и разделяющую их зону или линию разделения движения (Separation zone or line). В каждой полосе установлено одностороннее движение, т.е. - все суда в этой полосе движутся в одном направлении, указанном стрелкой на карте. Каждая полоса движения имеет свое название, отражающее направление и порт отхода или прихода.

Судно, следующее в системе разделения движения или вблизи нее, должно действовать в соответствии с Правилом 10 МППСС-72, чтобы свести к минимуму возможность возникновения опасности столкновения с другим судном. В необходимых случаях подается сигнал «YANKEE GOLF» Международного свода сигналов, означающий «Ваши действия не соответствуют системе разделения движения».

Системы установленных путей вводятся в целях повышения безопасности плавания в районах, где сходятся потоки судов и в районах с большой интенсивностью движения или где свобода движения судов ограничена наличием препятствий, малыми глубинами либо неблагоприятными гидрометеорологическими условиями.
Границы полосы движения показаны на картах пунктирной линией, но не обставлены никакими буями. Зона разделения полос движения выделена на картах прозрачным розовым цветом, и каждом ее конце устанавливается желтый буй с проблесковым огнем.
Зона прибрежного плавания (Inshore traffic zone) охватывает район, расположенный между прибрежной границей системы разделения движения и прилегающим берегом.

71. Характеристика волнения и элементов волны. Штормование судов. Диаграммы Ремеза и Богданова

Различают следующие основные элементы и характеристики волн.

Волновой профиль — линия сечения взволнованной поверхности моря вертикальной плоскостью в направлении распространения волны. Линия, пересекающая волновой профиль так, что суммарные площади выше и ниже нее одинаковы, называется средним волновым уровнем профиля.

Гребень волны — часть волны, расположенная выше среднего волнового уровня.

Ложбина волны — часть, расположенная ниже среднего уровня.

Вершина волны — наивысшая точка гребня.

Подошва волны — низшая точка ложбины.

Фронт волны — линия, проходящая вдоль ее гребня.

Длина гребня волны — протяженность гребня по фронту.

Высота волны — расстояние по вертикали от ее вершины до подошвы смежной волны на волновом профиле.

Длина волны λ — расстояние по горизонтали между вершинами смежных гребней.

Крутизна волны — отношение высоты волны к ее длине.

Период волны τ — промежуток времени между прохождением через одну и ту же точку пространства двух последовательных гребней (или подошв) волны.

Скорость волны с — расстояние то горизонтали, проходимое любой точкой волны в единицу времени.

Возраст волны — отношение скорости волны к скорости ветра.

В зависимости от стадии развития волнение бывает развивающееся, установившееся и затухающее. Волны классифицируют по различным признакам. Различают волны зыби, ветровые и смешанные.

Ветровые волны, вышедшие из района сильного ветра в район маловетрия, а также ветровые волны после прекращения сильного ветра превращаются в волны зыби. Последние отличаются от ветровых волн более правильной формой. При ветровом волнении средняя скорость волн меньше средней скорости ветра, при зыби — наоборот. Смешанные волны возникают тогда, когда из одной штормовой области зыбь приходит в другую, где образовался другой вид волнения. В этом случае обе волновые системы накладываются одна на другую. В зависимости от формы волн различают двухмерное и трехмерное волнение. По характеру волнение бывает регулярным и нерегулярным.

В условиях жестокого шторма при ураганном ветре и большом волнении судно попадает в условия, когда возникает задача сохранения самого судна. Хорошая морская практика выработала разные способы штормования в зависимости от загрузки судна, наличия палубных грузов, конструктивных особенностей судна и других условий.

Наши рекомендации