Наименование раздела | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Введение | Объяснять значение понятия Новое время. Характеризовать источники, рассказывающие о Новом времени, в том числе памятники этой эпохи, сохранившиеся в современном мире |
Европа и мир в начале Нового времени | Показывать на карте маршруты мореплавателей, открывших Новый свет, и колониальные владения европейцев в Америке, Азии и Африке.Раскрывать экономические и социальные последствия великих географических открытий для Европы и стран Нового Света. Раскрывать значение понятий мануфактура, «новое дворянство», расслоение крестьянства, капитализм. Объяснять предпосылки формирования и сущность капиталистического производства. Характеризовать важнейшие изменения в социальной структуре европейского общества в раннее Новое время. Рассказывать, используя карту, о процессах формирования централизованных государств в Европе. Объяснять, что способствовало образованию централизованных государств в Европе в раннее Новое время. |
Художественная культура и наука эпохи Возрождения | Характеризовать значение великих гуманистов Европы. Объяснять мир художественной культуры Возрождения. Раскрывать значение рождения новой европейской науки в XVI–XVII вв. Давать оценку взглядам Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея, Р. Декарта. |
Реформация и контрреформация в Европе | Раскрывать значение понятий Реформация, протестантизм, лютеранство, кальвинизм, контрреформация. Рассказывать о крупнейших деятелях европейской Реформации. Характеризовать основные положения протестантских учений, объяснять, что они меняли в сознании и жизни людей. Излагать основные события и итоги религиозных войн ХVI- ХVII вв. Давать оценку сущности и последствиям религиозных конфликтов, высказывать и аргументировать свое отношение к ним. |
Первые буржуазные революции | Характеризовать значение Нидерландской революции для истории страны и европейской истории. Систематизировать материал по истории Английской революции ХVII в. (в форме периодизации, таблиц и др.)Характеризовать позиции участников революции, выявляя их различие на отдельных этапах борьбы. Составлять характеристики известных участников событий, высказывая и обосновывая свои оценки. Высказывать суждение о значении Английской революции ХVII в. Для британской и европейской истории. Раскрывать значение понятий промышленный переворот, фабрика, буржуазия, рабочие. Абсолютизм. Меркантилизм, протекционизм. |
Международные отношения в XVI-XVIII | Объяснять причины военных конфликтов между европейскими державами в раннее Новое время. Характеризовать масштабы и последствия военных действий в ходе Тридцатилетней войны, значение Вестфальского мира. Характеризовать положение различных социальных групп в европейском обществе ХVII-ХVIII вв., прослеживать, как оно изменялось на протяжении данного периода. |
Эпоха Просвещения. Время преобразований | Характеризовать предпосылки Просвещения в европейских странах. Раскрывать значение понятий Просвещение, энциклопедисты, права человека, просвещенный абсолютизм. Объяснять, в чем заключались основные идеи просветителей и их общественное значение (используя тексты исторических источников). Составлять характеристики деятелей Просвещения. Рассказывать о ключевых событиях войны североамериканских колоний за независимость (используя историческую карту). Раскрывать значение понятий и терминов «бостонское чаепитие», «Декларация независимости», конституция. Составлять характеристики активных участников борьбы за независимость, «отцов основателей» США. Объяснять, в чем заключалось историческое значение образования Соединенных Штатов Америки. Характеризовать причины и предпосылки Французской революции. Систематизировать материал о событиях и участниках Французской революции (в форме периодизации, таблиц и т.д.)Раскрывать значение понятий и терминов Учредительное собрание, Конвент. Жирондисты, якобинцы, санкюлот, «Марсельеза», террор, гильотина. Характеризовать основные течения в лагере революции, политические позиции их участников. Излагать основные идеи «Декларации прав человека и гражданина» и объяснять, в чем заключалось их значение для того времени и для последующей истории. Составлять характеристики деятелей революции, высказывать и аргументировать суждения об их роли в революции. Называть важнейшие научные открытия и технические изобретения ХVI-ХVIII вв., объяснять, в чем заключалось их значение для того времени и для последующего развития. Давать характеристики личности и творчества представителей Высокого Возрождения. Характеризовать художественные стили европейского искусства ХVII-ХVIII вв., приводить примеры относящихся к ним архитектурных сооружений, произведений изобразительного искусства, музыки и литературы. Представлять описание памятников культуры рассматриваемого периода, высказывая суждения об их художественных особенностях. |
Традиционные общества Востока в XVI-XVIII веках | Показывать на карте территории крупнейших государств Азии ХVI-ХVIII вв. Раскрывать основные черты экономической и политической жизни стран Азии в рассматриваемый период. Объяснять, как складывались отношения европейских государств и стран Востока в ХVI-ХVIII вв. |
Повторение и обобщение | Систематизировать факты, относящиеся к международным отношениям ХVII-ХVIII вв. (в форме таблиц, тезисов) Объяснять, какие интересы лежали в основе конфликтов и войн ХVII-ХVIII вв. Высказывать оценочные суждения о характере и последствиях войн (с использованием свидетельств исторических источников) |
История России. Конец XVI –XVIII век. 7 класс (41 ч)
Наименование раздела | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Россия на рубеже XVI-XVII веков | Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале 16 в. Объяснять значение понятий приказ, Земский собор, стрелецкое войско, заповедные лета Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х гг. Изучать исторические документы (отрывки из Судебника 1550 г., Стоглава, царских указов и др.) и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политике власти. Объяснять причины, сущность и последствия опричнины. Определять свое отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков. Составлять характеристику Ивана 4 Грозного. Участвовать в обсуждении видео и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана 4 Грозного, а также в обмене мнениями о нем как правителе и человеке. Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского, хода Ливонской войны, похода Ермака и др. Объяснять, какие цели преследовал Иван 4 Грозный, организуя походы и военные действия н южных, западных и восточных рубежах Московской Руси. Раскрывать, каковы были последствия Ливонской войны для Русского государства. Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана 4 Грозного. Объяснять значение учреждения патриаршества. Систематизировать материал об основных процессах социально-экономического и политического развития страны в 16 в. (закрепощении крестьян, укреплении самодержавия и др.) Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чем состояло их значение, оценивать их достоинства. Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в Московской Руси 16 в. Осуществлять поиск информации для сообщений о памятниках культуры 16 в. и их создателях (в том числе связанных с историей своего региона). Рассказывать о нравах и быте русского общества 16 в., используя информацию из источников (отрывков из «Домостроя», изобразительных материалов и др.) Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце 16 века. Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова. Объяснять смысл понятий Смута, самозванец, интервенция. Раскрывать, в чем заключались причины Смуты начала 16 в. Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия, отрядов под предводительством И. Болотникова и др. Систематизировать исторический материал в хронологической таблице «Смутное время в России». Рассказывать о положении людей в разных сословий в годы Смуты, используя информацию учебника и исторических источников. Характеризовать последствия Смуты для Российского государства. Показывать на исторической карте направления походов польских и шведских интервентов, движения отрядов Второго ополчения Высказывать и обосновывать оценку действий участников освободительных ополчений. |
Россия в XVII веке | Объяснять смысл понятия Новое время с привлечением знаний из курса всеобщей истории. Излагать содержащиеся в учебниках суждения историков о хронологических рамках Нового времени в России. Использовать историческую карту для характеристики геополитического положения России в 17 в. Объяснять смысл понятия абсолютизм (с привлечением знаний из курса всеобщей истории). Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. и использовать их для характеристики политического устройства России. Разъяснять, в чем заключались функции отдельных представительств и административных органов в системе управления государством. Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича. Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в 17 в. Объяснять значение понятий мелкотоварное производство, мануфактура, крепостное право. Обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике России. Составлять таблицу «Основные сословия в России в 17 в.» и использовать ее данные для характеристики изменений в социальной структуре общества. Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян. Показывать на карте территории расселения народов в Российском государстве 17 в., маршруты отрядов первопроходцев в Сибири и на Дальнем Востоке. Составлять рассказ (презентацию) о народах, живших в России в 17 в., используя материалы учебника и дополнительную информацию (в том числе и по истории края). Объяснять смысл понятий церковный раскол, старообрядцы. Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола. Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума. Показывать территории и характеризовать масштабы народных движений, используя историческую карту. Раскрывать причины народных движений в России 17 в. Систематизировать исторический материал в форме таблицы «Народные движения в России 17 в.» Показывать на карте территорию России и области, присоединенные к ней в 17 в., ход войн и направления военных походов. Объяснять, в чем заключались цели и результаты внешней политики России в 17 в. Составлять описание памятников культуры 17 в. (в том числе находящихся на территории края, города), характеризовать их назначение, художественные достоинства и др. Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре 17 в. Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуры 17 в., а также для участия в ролевых играх («Путешествие по русскому городу 17 в.» |
Россия в 1 четверти XVIII в | Характеризовать географическое и экономическое положение России на рубеже 17-18 вв., используя историческую карту. Объяснять, в чем заключались предпосылки петровских преобразований. Объяснять причины Северной войны. Использовать историческую карту в рассказе о событиях Северной войны. Характеризовать важнейшие преобразования Петра 1 и систематизировать материал (в форме таблицы «Петровские преобразования»). Объяснять смысл понятий и терминов протекционизм, меркантилизм, приписные и посессионные крестьяне. Объяснять сущность царских указов о единонаследии, подушной подати. Использовать тексты исторических источников (отрывки из петровских указов, Табели о рангах и др.) для характеристики социальной политики власти. Давать оценку итогов социальной политики Петра 1. Показывать на исторической карте районы народных движений. Характеризовать причины, участников и итоги восстаний. Рассказывать об основных событиях и итогах Северной войны, используя историческую карту. Объяснять цели Прутского и Каспийского походов. Давать оценку внешнеполитической деятельности Петра 1. Характеризовать основные преобразования в области культуры и быта. Составлять описание нравов и быта Петровской эпохи с использованием информации из исторических источников («Юности честное зерцало», изобразительные материалы и др.) Участвовать в подготовке и проведении игры-путешествия «Петровский Петербург» Приводить и обосновывать оценку итогов реформаторской деятельности Петра I Участвовать в дискуссии о значении деятельности Петра I для российской истории. |
Россия в 1725-1762 | Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников. Систематизировать материал о дворцовых переворотах в форме таблицы. Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов. Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику преемников Петра I. Составлять исторический портрет Анны Иоановны, Елизаветы Петровны. Рассказывать об участии России в Семилетней войне, важнейших сражениях и итогах войны. |
Россия в 1762-1801 | Раскрывать сущность понятия просвещенный абсолютизм ( с привлечением знаний из всеобщей истории ). Рассказывать об основных мероприятиях и особенностях политики просвещенного абсолютизма в России. Представлять характеристику (исторический портрет ) Екатерины II и ее деятельности. Рассказывать об экономическом развитии России, используя исторические карты как источник информации. Характеризовать положение крестьян во второй половине XVIII в. Сопоставлять экономическое развитие страны, социальную политику при Петре I и Екатерине II. Показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е . Пугачева. Раскрывать причины восстания и его значение. Давать характеристику личности Е. Пугачева, привлекая, наряду с материалами учебника, дополнительные источники информации. Анализировать отрывки из жалованных грамот дворянству и городам для оценки прав и привилегий дворянства и высших слоев городского населения. Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества ( в том числе с использованием материалов истории края ). Характеризовать внутреннюю политику Екатерины II после Пугачевского восстания. Рассказывать об общественной мысли в России во второй половине XVIII в. Характеризовать деятельность Н. И. Новикова и А.И. Радищева. Раскрывать цель, задачи и итоги внешней политики России в последней трети XVIII в. Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в., места сражений в Русско-турецких войнах. Высказывать суждение о том, что способствовало победам русских войск. Составлять исторические портреты А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова и оценивать их деятельность. |
Русская культура второй половины XVIII века | Составлять описание отдельных памятников культуры XVIII в. на основе иллюстраций учебника , художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, а также непосредственного наблюдения. Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и культуры XVIII в. Систематизировать материал о достижениях культуры (в форме таблиц и т. п ). Характеризовать вклад народов России в мировую культуру XVIII в. Высказывать и аргументировать оценки наиболее значительных событий и явлений, а также отдельных представителей отечественной истории XVIII в. Характеризовать общие черты и особенности исторического развития России и других стран мира в XVIII в. |
Повторение и обобщение | Систематизировать знания об исторической эпохе, излагать и обосновывать суждения о значении данной эпохи |
История Нового времени 8 класс (27 ч).
Наименование раздела | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Становление индустриального общества в XIX в. | Раскрывать значение понятий и терминов: кодекс Наполеона, Наполеоновские войны, Священный союз. Характеризовать внутреннюю политику императора Наполеона I, давать оценку проведенным им преобразований. Представлять обзорную характеристику военных кампаний наполеона Бонапарта (с использованием исторической карты), включая поход его армии в Россию (привлекается материал из курса отечественной истории). Составлять исторический портрет Наполеона Бонапарта (с оценкой его роли в истории Франции и Европы). Объяснять значение понятий фабричное производство, индустриализация, пролетариат, консерватизм, либерализм, социалисты-утописты, радикализм, профсоюзы. Раскрывать сущность, экономические и социальные последствия промышленного переворота. Объяснять причины распространения социалистических идей, возникновения рабочего движения. Раскрывать значение понятий и терминов чартизм, избирательное право, конституционная монархия, национальный вопрос. |
Строительство новой Европы | Характеризовать идейные позиции консервативного, либерального, социалистического течений в Европе первой половины ХIХ в. Сопоставлять опыт политического развития отдельных стран Европы в первой половине ХIХ в., выявлять общие черты и особенности. Высказывать оценочные суждения об итогах европейских революций первой половине ХIХ в. Сравнивать пути создания единых государств в Германии и Италии, выявляя особенности каждой из стран. Составлять характеристики известных исторических деятелей европейской истории рассматриваемого периода (привлекая наряду с информацией учебников материалы научно-популярных и справочных изданий). |
Мир во второй половине XIX века. Европа: время реформ и колониальных захватов века | Высказывать суждения о том, что способствовало проведению реформ и расширению социального законодательства в странах западной Европы во второй половине ХIХ в. Раскрывать значение понятий и терминов тред-юнионы, рабочее законодательство, юнкерство, автономия, национализм. Систематизировать информацию об экономическом развитии европейских стран во второй половине ХIХ в., выявляя общие тенденции. |
Две Америки | Раскрывать значение понятий и терминов фермерство, плантационное хозяйство, двухпартийная система, аболиционизм, реконструкция. Объяснять, какие противоречия привели к Гражданской войне (861-1865) в США. Систематизировать материал об основных событиях и итогах Гражданской войны (1861-1865) (в форме таблицы, тезисов и др.). Объяснять, почему победу в войне одержали северные штаты. Раскрывать значение понятий и терминов монополия, индустриальное общество, империализм, миграция, всеобщее избирательное право, феминизм. Характеризовать причины и последствия создания монополий. Объяснять, какую роль в жизни европейского общества играли различные социальные движения. Характеризовать колониальный режим, установленный в странах Латинской Америки европейскими метрополиями. Называть крупнейшие события и руководителей борьбы народов Латинской Америки за независимость. Объяснять, благодаря чему произошло освобождение народов латинской Америки от колониальной зависимости. |
Традиционные общества Востока в XIX веке: модернизация или потеря независимости (4 ч). | Показывать на карте колониальные владения европейских государств в Африке. Характеризовать цели колониальной политики европейцев и средства, использовавшиеся для достижения этих целей. Высказывать суждения о последствиях колонизации для африканских обществ. Раскрывать значение понятий и терминов ампир, романтизм, реализм, импрессионизм, демократизация культуры. Раскрывать значение понятий и терминов Танзимат, «открытие» Китая и Японии, реформы Мэйдзи, Индийский национальный конгресс. Характеризовать внутреннее развитие и внешнюю политику отдельных стран Азии. Проводить сопоставительное рассмотрение опыта проведения реформ, модернизации в странах Азии. Раскрывать значение понятий и терминов хунта, герилья, федерация. |
Международные отношения в конце XIX – начале XX в. | Раскрывать значение понятий и терминов коалиция, Венская система, восточный вопрос, пацифизм, колониальная империя, колониальный раздел мира. Объяснить, в чем заключались интересы великих держав в конфликтах и ключевых событиях международной жизни в Х1Х в. Раскрывать, что изменилось в международных отношениях в Х1Х в. По сравнению с предшествующим столетием. |
Итоговое повторение и закрепление знаний по курсу «Новая история. 1800-1900 гг.» | Называть важнейшие научные открытия и технические достижения Х1Х в., объяснять, в чем их значение для своего времени и последующего развития общества.Характеризовать основные стили и течения в художественной культуре Х1Х в., раскрывая их особенности на примерах конкретных произведений. Проводить поиск информации (в печатных изданиях и Интернете) для сообщений о значительных явлениях и представителях культуры Х1Х в.Высказывать и обосновывать оценочные суждения о явлениях культуры, творчеств6 отдельных художников. Высказывать и обосновывать суждения о значении политического и культурного наследия Нового времени для современного мира. |
История России. XIX век. 8 класс (41 часов).
Наименование раздела | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Россия в I четверти XIX века | Характеризовать территорию и геополитическое положение Российской империи к началу XIXв. (используя историческую карту). Рассказывать о политическом строе Российской империи, развитии экономики, положении отдельных слоев населения. Называть характерные, существенные черты внутренней политики Александра в начале XIX в. Объяснять значение понятий. Не гласный комитет, министерство, принцип разделения властей, Государственный совет, либеральные проекты, вольные хлебопашцы. Приводить и обосновывать оценку деятельности российских реформаторов начала XIX в. Характеризовать основные цели внешней политики России в начале XIX в. Объяснять причины участия России в антифранцузских коалициях. Рассказывать, используя историческую карту, об основных событиях войны 1812г. Подготовить сообщение об одном из участников Отечественной войны 1812г.( по выбору). Объяснять в чём заключались последствия Отечественной войны 1812г. для российского общества. Приводить и обосновывать оценку роли России в европейской политике в первой четверти XIX в. Объяснять значение терминов военные поселения, аракчеевщина. Называть либеральные и консервативные меры Александра I. Объяснять причины изменения его внутриполитического курса. Давать характеристику личности и деятельности Александра I. |
Россия во II четверти XIX века. | Приводить и обосновывать оценку роли России в европейской политике в первой четверти XIX в. Объяснять значение терминов военные поселения, аракчеевщина. Называть либеральные и консервативные меры Николая I. Объяснять причины изменения его внутриполитического курса. Давать характеристику личности и деятельности Николая I. |
Россия в эпоху реформ 1860 – 1870 гг. | Характеризовать предпосылки отмены крепостного права. Называть основные положения Крестьянской реформы, земской, судебной, военной реформы. Объяснять значение понятий редакционные комиссии, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники, земства, городские управы, мировой суд. Приводить оценки характера и значения реформ 1860-1870 х. гг., излагаемые в учебной литературе, высказывать и обосновывать свою оценку. Характеризовать экономическое развитие России в пореформенные десятилетия, привлекая информацию исторической карты. Раскрывать в чём заключались изменения в социальной структуре российского общества в последней трети XIX в. Объяснять в чём заключалась эволюция народнического движения в 1870-1880-е гг. Давать характеристику участников народнического движения, используя материалы учебника и дополнительную литературу. Излагать оценки деятельности императора Александра III , приводимые в учебной литературе, Высказывать и аргументировать свою оценку. Характеризовать основные цели и направления внешней политики России во второй половине XIX в. Рассказывать, используя историческую картину, о наиболее значительных военных компаниях. Характеризовать отношение российского общества к освободительной борьбе балканских народов в 1870-е гг. Показывать на карте территории, включенные в состав Российской империи во второй половине XIX в. Характеризовать достижения культуры России второй половины XIX в. Составлять описание памятников культуры рассматриваемого периода (для памятников, находящихся в крае, городе, может быть составлен сценарий экскурсии) Подготовить сообщение о творчестве известного деятеля российской культуры второй половины XIX в. (по выбору). Проводить поиск информации для сообщения о культуре края во второй половине XIX в. |
Россия в 80-90е гг. XIX века. | Рассказывать о положении основных слоёв населения пореформенной России, используя информацию учебника, документальные и изобразительные материалы по истории края (устное сообщение, эссе и др.) Раскрывать существенные черты идеологии консерватизма, либерализма, радикального общественного движения. Высказывать оценку вклада российской культуры в мировую культуру XIX в. |
Повторение и обобщение по теме: «Россия во второй половине XIX века | Называть и характеризовать основные этапы отечественной истории XX в., раскрывать критерии (основания периодизации) Рассказывать об условиях жизни населения края (города, села) в конце XIX в., используя материалы краеведческих музеев, сохранившиеся исторические памятники. Систематизировать и обобщать исторический материал. Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории XIX в., оценки ее деятелей. Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории XIX в. |
Новейшая история. XX - начало XXI века.9 класс ( 22 часа).
Наименование раздела | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Введение. Мир к началу XX века. Новейшая история: понятие, периодизация | Объяснять значение понятия новейшая история. Излагать основания периодизации новейшей истории. Раскрывать значение понятий и терминов урбанизация, социальное законодательство, автономия. |
Мир в начале XXвека, 1900-1918 | Объяснять причины усиления монополий в начале ХХ в., а также мотивы принятия антимонопольных мер в США и других странах. Характеризовать содержание и значение социальных реформ начала ХХ в. На примерах отдельных стран. Раскрывать, в чем заключалась неравномерность темпов развития индустриальных стран в начале ХХ в. Давать сравнительную характеристику путей модернизации традиционных обществ в странах Азии, латинской Америки в первые десятилетия ХХ в. Характеризовать задачи и итоги революций в Турции, Ираке, Китае, Мексике. Раскрывать значение понятий и терминов Антанта, Тройственное согласие, блицкриг, Брусиловский прорыв, черный рынок, карточная система. Характеризовать причины, участников, основные этапы Первой мировой войны. Рассказывать о крупнейших операциях и сражениях первой мировой войны (используя историческую карту Сопоставлять события на Западном и Восточном фронтах войны, раскрывая их взаимообусловленность. Рассказывать о положении людей не фронте и в тылу (используя свидетельства исторических источников) Характеризовать итоги и социальные последствия Первой мировой войны. Раскрывать значение понятий и терминов Версальская система, Лига Наций, репарации Показывать на карте изменения в Европе и мире, происшедшие после окончания первой мировой войны |
|
|