Характеристика основных видов контрольной деятельности

Вид контроля Содержание
Предварительный Проводится до принятия решения по тому или иному вопросу в целях предупреждения неверных или необоснованных решений. Применяется к трудовым, материальным и финансовым ресурсам
Текущий Осуществляется в процессе исполнения принятых решений. Назначение - своевременное выявление отклонений, препятствующих исполнению реше­ний в полном объеме. Производится в виде кон­троля работы подчиненного его непосредствен­ным начальником
Заключительный Осуществляется после реализации решений для проверки правильности его исполнения
Стратегический Предусматривает учет, оценку и анализ результа­тов разработки и реализации перспективной кон­цепции развития организации. Объектами высту­пают жизненно важные аспекты политики органи­зации: маркетинг, научно-технические прогнозы
Оперативный Нацелен на текущий учет, анализ осуществляе­мых процессов и имеет своей задачей обеспече­ние выполнения принятых плановых заданий
Финансовый Ориентирован на конечные результаты деятель­ности организации и проводится на разных уров­нях управления. Объектами являются такие пока­затели, как прибыль, издержки, объем продаж, инвестиции -и эффективность их использования, финансовое состояние организации (платежеспо­собность, ликвидность)
Административ- ный Распространяется на процессы деятельности и управления, имеет иерархическую структуру
Полный Строится как целостная система, постоянно функционирующая в принятой организационной структуре
Выборочный Организуется как разовое мероприятие, имеющее целевой характер: проверка качества продукции, соблюдение нормативных требований

Технология контроля очень сложна и содержит в себе несколько операций.

1.Выбор концепции контроля (система, процесс, частная проверка).

2.Определение целей контроля (целесообразность, правильность,
регулярность и эффективность контроля).

3.Установление норм контроля (этические, производственные, правовые).

4.Выбор методов контроля (диагностический, предварительный, текущий, заключительный).

5.Определение объема в области контроля (сплошной, эпизодиче­ский, финансовый, качества продукции).

Проведение эффективного контроля возможно на следующих усло­виях:

-установление осмысленных, понятных стандартов;

-установление двустороннего общения;

-избежание чрезмерного контроля;

-установление жестких, но достижимых стандартов;

-вознаграждение за достижение стандарта.

Практическое занятие 3. Составить план проведения контроля для конкретного предприятия (структурного подразделения предприятия).

Методические указания

При составлении плана-схемы проведения контроля необходимо учитывать ряд требований:

1.Контроль должен быть всеобъемлющим. Он не является преро­гативой какого-то отдельного менеджера. Каждый менеджер должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если это ему не поручили.

2.Контроль не может быть ни целенаправленным, ни нейтральным.
Главным в контроле является вопрос что, а не как контролировать.

3.Контроль следует сосредоточить на результатах. Контролировать можно лишь измеряемые явления.

4.Контроль должен быть экономичным. Суммарные затраты на него не должны превышать достигаемых с его помощью результатов. Чем меньше требуется контроля, тем эффективнее он является.

5.Система контроля должна быть простой. Избыточная сложность создает беспорядок.

6.Контроль должен быть непрерывным во времени.

В соответствии с указанными требованиями получила развитие система контроля, которая имеет название «Контроллинг».

Рассмотрев систему контроля лучших компаний мира, можно вы­делить признаки, которые присутствуют в каждом случае.

1.Склонность к действию. В отлично управляемых кампаниях осо­бое внимание придают действию. Они составляют планы, но не такие, которые способны их уничтожить.

2.Простые структуры и небольшая численность.

3.Близость к потребителю. В отдельных формах забота о потребителе граничат с фанатизмом.

4.Производительность через людей. Компании признают, что люди (не оборудование и технология) - вот ключ к производительности.

5.Автономия, поощряющая предпринимательство. Хорошо управляемые компании заинтересованы в том, чтобы не только высшие эшелоны управления искали удачные возможности. Менеджеры отдельных подразделений свободны в развитии таких возможностей.

6.Упор на основные ценности бизнеса.

7.Делать то, что знаешь лучше всего. Никогда не занимайтесь тем бизнесом, в котором вы не знаете что делать.

8. Одновременно мягкий и жесткий контроль. Хорошо управляе­мые фирмы выбирают несколько ключевых параметров и жестко их контролируют, разрешая гибкость в других местах. Попытка контроли­ровать слишком много параметров сразу ведет к развалу.

Самостоятельная работа № 4. Ответы на конкретные вопросы (письменно):

Роль планирования в организации.

Назовите основные этапы планирования.

Понятие стратегии и стратегического планирования.

Назовите основные этапы стратегического планирования.

Понятие миссии организации.

Понятие делегирования.

Понятие мотивация.

По каким направлениям производится управленческое обследование сильных и слабых сторон организации?

Дайте характеристику стратегических альтернатив (ограниченного роста, роста, сокращения).

Наши рекомендации