Основные направления эволюции и общая характеристика основных групп источников нового времени

Период 18 – п.п. 19в.в. характерен большими изменениями в истории страны. В это время оформляется капиталистический уклад в экономике страны, с которым неразрывно связан процесс разложения феодально-крепостнической системы хозяйства, завершившийся кризисом в 30-50-х годах 19в. В месте с тем этот период характеризуется заметным укреплением могущества абсолютистского государства. Именно в эту эпоху пробуждается и развивается антикрепостническая общественная мысль и революционно-демократическое движение.

Указанные аспекты развития исторического процесса повлияли и на характер эволюции исторических источников. Развитие бюрократического аппарата абсолютистского государства, постепенное усложнение и упорядочение системы органов государственного и местного управления приводят к появлению новых форм делопроизводства. Вместо столбцового делопроизводства к сер. 18в. четко выкристаллизовывается система журналов и протоколов, фиксация входящей и исходящей документации, утверждение формы доношений.

Государственное управление посредством коллегии, потом министерств создало огромные фонды делопроизводственной переписки и отчетного материала. Зарождаются и превращаются в целую систему периодические издания, появляются массовые переводы иностранной литературы. Быстро развивается мемуаристика в ее различных жанрах, переписка. Важными исторически источниками становятся научные сочинения и литературные произведения.

Этот период породил так называемое вотчинное делопроизводство, изобилующее помещичьими циркулярами и инструкциями, перепиской феодалов с приказчиками, подробнейшими описями крестьянских дворов, многочисленной документацией по нормам оброчного обложения и размерам барщинных работ, документацией, фиксирующей недоимки и т.п.

16. Основные разновидности законодательных актов 18 – пер. пол. 19в. Их публикации.

В 18в. и еще более последовательно в первой половине 19в. в законодательстве осуществлялся принцип – право издания новых законов принадлежит царю. Что касается Сената, Синода, коллегий и других правительственных учреждений, то они имели лишь право обращаться к нему с докладами, предложениями.

Классификация законодательных актов сопряжена с большими трудностями. Они издавались под названиями манифестов, указов, регламентов, наставлений, инструкций, жалованных грамот и т.д. При этом название не всегда соответствовало содержанию акта и его назначению.

Среди множества законодательных актов этого времени значительное место принадлежало манифестам, которые издавались в связи с важнейшими событиями в политической жизни страны: объявление состояния войны или Ира, восшествие на трон нового монарха и т.д. Их стиль отличался напыщенностью и витиеватостью. Манифесты печатались массовым для того времени тиражом, в 19в. публиковались в газетах, объявлялись населению после торжественных богослужений в соборах и церквах.

Другую более многочисленную группу законодательных актов составляют указы. Указы делились на 3 категории: именные; указы, объявленные из Сената; сенатские. Именные указы являлись распоряжением, приказом императора, направляемым Сенату для исполнения. Указ, объявленный из Сената, был также распоряжением императора, на основании которого Сенат составлял текст указа, предназначенный для обнародования. Сенатский указ представлял собой постановление Сената по общему или конкретному вопросу, оформленное в форме указа от имени Сената. Указы, предназначенные для обнародования, печатались значительным тиражом и снабжались оттиском государственной печати.

Одной из важнейших разновидностей законодательных актов этого периода являлись регламенты. Эти законодательные акты определяют структуру, функции, штаты, задачи, методы и формы деятельности различных органов власти и управления, их место и роль среди других учреждений, права и обязанности должностных лиц учреждения, порядок делопроизводства в них и т.д.

Во вт. пол. 18в. цели и назначение ряда местных органов власти были сформулированы в таких разновидностях законодательных актов, как учреждения и уставы.

Весьма важными разновидностями законодательных актов являлись инструкции, наставления и наказы. Эти законодательные акты существенно различались между собой. Одни из них связаны с событиями или правительственными мероприятиями большого значения, другие не выходят за рамки служебной инструкции по какому-то конкретному второстепенному вопросу.

Особую группу по своей проблематике составляют законодательные акты по внешнеполитическим вопросам. Трактаты, конвенции и договоры России с другими государствами в 18в. и п.п. 19в. сильно отличаются от соответствующих документов предшествующего времени как по форме, так и по содержанию. В них обстоятельно изложены и аргументированы условия. обязательства обеих сторон. Как правило, эти акты сопровождаются ссылками на более ранние документы. Им сопутствуют всякого рода приложения – карты, протоколы, инструкции о порядке осуществления договора и т.д.

Многочисленность законодательных актов нередко порождало противоречивость их друг другу. Это создавало невообразимую путаницу и открывало неограниченные возможности для волокиты, взятничества, административного и судебного произвола. В 19в. при Николае 1 было решено ограничиться новой систематической публикацией и кодификацией законодательства. Специальная комиссия во главе с М.М.Сперанским подготовила и издала в 1830г. «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах (1 Собрание). Законодательные акты, изданные в 1825-1880г.г., составили 2 Собрание.

Комиссия Сперанского подготовила и издала в 1832г. 15-томный «Свод законов Российской империи», в который вошли важнейшие действующие законодательные акты 18-п.п. 19в. Если в ПСЗ акты издавались в хронологической последовательности, то в «Своде законов» были приняты тематический принцип публикации и систематизированное обобщенное изложение текстов ряда актов, относящихся к одному вопросу.

Наши рекомендации