История эстетики: эстетика Нового времени. Связь эстетических и философских идей Нового времени с процессами формо- и стилеобразования в барокко и классицизме

Понятие "эстетика" происходит от греческого "айстетикос" - чувствующий, чувственный. Эстетическим первоначально называли все, что чувственно воспринимается. Затем под эстетическим стали понимать те явления действительности и продукты человеческой деятельности, которые обладают определенной упорядоченностью и которые вызывают в нас особые переживания прекрасного, возвышенного, трагического, комического.
Эстетика родилась как область познания, в которой ставилась цель:
• во-первых, описать, изучить особенности эстетических явлений, выявить в них общее, существенное;
• во-вторых, понять их основу, смысл, их место в бытии;
• в-третьих, изучить процесс созидания этих ценностей, выявить законы и принципы эстетического творчества и восприятия, если они имеются, и научиться применять их;
• в-четвертых, изучить закономерности воздействия эстетических явлений действительности и произведений искусства на сознание и волю человека и использовать эти закономерности.
В период нового времени происходит коренное изменение миропонимания.
• Бытие начинает мыслиться в трех категориях: природа, человек, культура.
• Из состава бытия все более вытесняется Бог, на его место становится природа, которая мыслится как непосредственная данность, совокупность вещей, данных человеку в опыте, общее понятие для веществ и энергий, сущностей и закономерностей.
• Человек рассматривается как часть природы и в то же время как личность, индивидуально неповторимое, самостоятельное существо.
• Под культурой мыслится то, что находится между природой и субъектом, то, что человек сам создает своей деятельностью.
Переосмысливается проблема эстетического, и искусство.
- Возникает сначала концепция, а затем обстоятельно обоснованная теория субъективной природы эстетического. В 1750 году Баумгартен печатает свою "эстетику", в которой он под эстетическим понимает чувственное познание и предлагает дополнить две части философии - онтологию, учение о бытии, и логику - учение о мышлении, третьей частью - эстетикой теорией чувственного познания. Считается, что с этого времени эстетика приобрела собственный статус, свой предмет и превратилась в самостоятельную науку.

Выдающуюся роль в становлении эстетики как самостоятельного философского учения сыграл Кант. Он совершил настоящий переворот в эстетике.
o Кант стал искать природу эстетического не вне человека, не- в космосе и не в Боге, а в самом человеке, в его способностях. (способности к познанию, способности желания и чувства удовольствия или неудовольствия)
o Кант пришел к выводу, что мы познаем то, что создано нашим умом посредством чувственных созерцаний и рассудочных категорий. В "Критике чистого разума" он доказывает, что наш рассудок предписывает законы природе которая подчиняется необходимости. В "Критике практического разума" он исследует способность желания, разум, высняет. как возможны мораль и учение о морали, и приходит к выводу, что рассудок полагает законы воле, а разум действует по принципу свободы.
o Мир природы, подчиняющийся принципу необходимости, и мир человека, мир морали, подчиняющийся принципу свободы, оказались разорваны. "Критика способности суждения" исследует третью область способностей - способностей к удовольствию или неудовольствию. Эстетическое, по Канту, искомая примиряющая способность.
Примирение достигается по принципу эстетического суждения - это целесообразность без цели или форма целесообразности, когда мы рассматриваем объект, как бы созданный в соответствиии с какой-то целью, но какая это цель - этого мы сказать не можем. Если форма объекта соответствует нашей способности суждения, мы рассматриваем его как целесообразный и испытываем удовольствие, возникающее от того, что происходит игра воображения и рассудка, их взаимное побуждение к активности и их взаимное ограничение. Принцип субъективной целесообразности, таким образом, дает способности суждения, идею, которую не может дать рассудок. Но это и не идея разума, которой никакое созерцание не может быть адекватным. Это эстетическая идея, то есть "то представление воображения, которое дает повод много думать, причем, однако, никакая определенная мысль, т.е. никакое понятие, не может быть адекватной ему и, следовательно, никакой язык не в состоянии полностью достигнуть его и сделать его понятным"'.
Кант осветил основные особенности эстетического суждения, вкуса.
1. Первой особенностью этого суждения является незаинтересованность. Под незаинтересованностью понимается безразличие созерцания к существованию предмета.
2. Вторая особенность: "Прекрасное есть то, что без понятия представляется как объект всеобщего удовольствия».
3. Третья: "Красота - это форма целесообразности предмета, поскольку она воспринимается в нем без представления о цели''.
4. Четвертая особенность : "Прекрасно то. что познается без посредства понятия как предмет необходимого удовольствия".
Речь идет о том, чтобы рассматривать красивый объект как бы созданный по заранее обдуманному плану, с определенной целью, рассматривать целое как предшествующее частям.
Если для Канта эстетическая способность суждения соотносится с природой как источником норм и образцов, а гений - прирожденная, данная природой власть давать правила искусству, то у неокантианцев эстетическое стало сводиться к субъективному чувству исключительно, а точнее - к эстетическому сознанию. Против субъективизма в эстетике выступили объективные идеалисты.
Наибольшую известность получила объективно-идеалистическая эстетика Гегеля.
Красота по Гегелю - это непосредственное присутствие идеи в конкретном явлении.
• красота есть видимость идеи на ступени ее высшего развития, на ступени абсолютного духа, который вобрал в своем содержании все предыдущие ступени развития;
• красота - это возвращение духа к себе лишь в форме чувственного созерцания.
• красота и эстетическое вообще - это чувственное созерцание истины, которая с наибольшей полнотой достигается в искусстве.

Гегелю удалось теоретически включить в эстетическое и искусство содержание всемирно-исторического развития, он рассматривал искусство и эстетическое в действительности как низшую ступень познания истины. Этот этап преодолен религией и философией.
Эстетическое как познание истины в чувственной форме доминировало в тот исторический период, когда общее не отделилось от живого существования в отдельном, закон не противопоставлялся явлению, а цель средству, но где одно постигалось через другое.
Категории эстетики рассматривались как формы осознания и преодоления противоречий: прекрасное - счастливый момент в историческом процессе, когда преодолеваются противоречия между необходимостью и свободой, всеобщим и индивидуальным, между холодным требованием долга и горячим чувством симпатии и любви, и устанавливается гармония между обществом и личностью. Трагическое он рассматривал как нарушение гармонии, борьбу обособленных сил, а комическое как благожелательность, уверенность в своем безусловном возвышении над собственным противоречием.
Гегель выводил эстетическое из самих недр бытия - абсолютной идеи, которая развиваясь, воплощается или развертывается в объективные и субъективные формы существования. Начало развертывания идеи - чистое бытие, оказывается равным ничто, и вот из этого ничто возникает все. В мышлении можно начинать с ничто, но затем понятие обогащается многочисленными определениями и восходит к конкретному.
Россия Нового времени.
В период нового времени в России можно говорить о русской религиозной эстетике, находившаяся вроде бы на. периферии культурных движений XIX-ХХ вв., четко и ясно выразившей многие сущностные проблемы духовной культуры своего времени, да и культуры в целом Бердяев(яркий представитель религиозной эстетики) придерживался мистико-романтической ориентации. Одной из главных тем его философии стала концепция творчества; различал искусство языческое и христианское; выделял два основных типа художественного творчества - реализм и символизм..
Можно выделить наиболее рельефные идеи этой эстетики:
1. Ощущение или даже ясное понимание глубинного родства искусства и религии; искусства и внеземной духовной сферы; усмотрение сути искусства в выражении (явлении, презентации) объективно существующего духовного мира; констатация реальности контакта художника с этим миром в процессе художественного творчества.
2. Осознание драматического разлада между эстетическим и этическим, эстетическим и религиозным сознанием и мучительные попытки преодолеть его на теоретическом или на творчески-практическом уровнях. Особо остро его чувствовали практики - писатели и художники, ибо интуитивно ощущали, что цели и задачи у этики, эстетики и религии близки и лежат в одной плоскости: этика призвана привести личность в согласие с обществом, социумом; эстетика указывала пути гармонизации человека с самим собой и с Универсумом в целом; религия устанавливала мосты между человеком и Первопричиной
бытия - Богом.
3. Напряженные поиски духовного, преображающего начала в культуре и искусстве - как на теоретическом, так и на художественном уровнях.
4. Теургия как выведение художественного творчества за пределы собственно искусства в жизнь, преобразование самой жизни по эстетическим и духовным законам творчества, опирающегося на божественную помощь.
5. Были, наконец, сформулированы сущностные характеристики важнейшего феномена православной культуры и главной категории эстетического сознания - иконы.

В подходе Вл. Соловьёва сущностью красоты является всеединство, или единство духа ума и души, а конкретно-чувственное, физическое является лишь формой проявления сущего, которая не является неизбежной, необходимой, внутренне присущей красоте. Абсолютная красота сущ. вне физического воплощения.

В период Нового времени происходит коренное изменение миропонимания.
Бытие начинает мыслиться в трех категориях: природа, человек, культура.
Из состава бытия все более вытесняется Бог, на его место становится природа.
Человек рассматривается как часть природы и в то же время как личность, индивидуально неповторимое, самостоятельное существо.
Под культурой мыслится то, что находится между природой и субъектом, то, что человек сам создает своей деятельностью.
Переосмысливается проблема эстетического, и искусство.

С этого времени эстетика приобрела собственный статус, свой предмет и превратилась в самостоятельную науку.

Кант:
• искал природу эстетического в человеке, в его способностях.
• пришел к выводу, что мы познаем то, что создано нашим умом посредством чувственных созерцаний и рассудочных категорий
• мир природы, и мир человека, мир морали оказались разорваны. Эстетическое, по Канту, искомая примиряющая способность. Примирение достигается по принципу эстетического суждения.

Основные особенности:
1. Незаинтересованность.
2. "Прекрасное -объект всеобщего удовольствия».
3. "Красота - это форма целесообразности предмета"
4. "Прекрасно то, что познается как предмет необходимого удовольствия".
Речь идет о том, чтобы рассматривать красивый объект как бы созданный по заранее обдуманному плану, с определенной целью.

У неокантианцев эстетическое стало сводиться к эстетическому сознанию.

Гегель : присутствие идеи в конкретном явлении.
• красота есть видимость идеи на ступени ее высшего развития;
• красота - это возвращение духа к себе в форме чувственного созерцания.
• красота и эстетическое- это чувственное созерцание истины, которая с наибольшей полнотой достигается в искусстве.
Категории эстетики рассматривались как преодоления противоречий:
Прекрасное - счастливый момент в историческом процессе, когда преодолеваются противоречия между необходимостью и свободой, всеобщим и индивидуальным.
Трагическое как нарушение гармонии, борьбу сил.

Классицизм:
"Ордерный стиль", пластичность скульптур символизировали «вечные» и «неизменные» истины единства (целостности) — истины добра и красоты, которые лежат в основе «макрокосма». А поскольку человек понимался как «микрокосм», он также мог быть наделен вечными и неизменными характеристиками красоты и гармонии, которые Витрувий символически представил фигурой гармоничного человека, вписанного в круг.

Барокко:
Наиболее ярко стиль проявился в архитектуре:
1. Усиление черт изобразительности; в частности, в композициях фасадов:
а) фасад становится декорацией
б) фасад - как изображение несуществующего, воображаемого здания: колонны выступают вперед, углубляются, превращаются в плоские пилястры; окна – то как пролеты, то как изобразительный элемент
2. Стилизация одних форм под другие
3. Излишества различного рода (детализация, обилие украшений).

Наши рекомендации