Вводно-организационный

Лечебный факультет

Кафедра социально-исторических наук

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДЛЯ ВЫВПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

По дисциплине

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА

Индекс С1.Б.2

Направление подготовки (специальности) 31.05.01 Лечебное дело

Квалификация (степень) «Специалист»

Нормативный срок освоения ОП – 6 лет

Курс – 1

Семестр – 1

вводно-организационный - student2.ru

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...................4

  1. Учебно-тематический план ……………………………………………................6
  2. Планы семинарских занятий …………………………….…………………….…7

Семинар 1. Вводно-организационный…………………………………………..7

Семинар 2. Введение в историю отечества. Методология истории.

Историография истории Отечества………………………..............7

Семинар 3. Эпоха Киевской Руси. Образование первой формы

древнерусского государства……………………………………....10

Семинар 4. Политическая раздробленность Руси. Образование

централизованного государства…………………………………..14

Семинар 5. Россия в период царствования Ивана Грозного. Смутное

время…………………………………………………………………18

Семинар 6. Модернизация страны в Новое время и образование

Российской империи. Реформы Петра I…………………………..22

Семинар 7. Эпоха дворцовых переворотов. «Просвещенный

абсолютизм» Екатерины II………………………………………...27

Семинар 8. Россия в первой половине ХIХ веке. Кризис самодержавия

и попытки выхода из него…………………………………………31

Семинар 9. Россия во второй половине XIX века…………………………….34

Семинар 10. Россия на рубеже веков (XIX-XX вв.). Политические

альтернативы самодержавию…………………………………….37

Семинар 11. Падение российской империи…………………………………...40

Семинар 12. Гражданская война в России. Становление советской

власти……………………………………………………………….42

Семинар 13. СССР, Запад и мир в 30-е годы ХХ века……………………....45

Семинар 14. СССР во второй мировой войне и первые послевоенные

годы…………………………………………………………………47

Семинар 15-16. Социально-экономические преобразования в стране в

1950 – 1970-х гг.: от «оттепели» к «застою»…………………….50

Семинар 17. Россия на рубеже ХХ – ХХI веков: от перестройки

к смене политической системы……………………………………53

Семинар 18. Зачетное занятие…………………………………………………..56

  1. Примерные вопросы к зачету ………………………………………................ 56
  2. Рекомендации к подготовке докладов …………………………...…………….58
  3. Рекомендации к составлению исторического портрета………………........…59
  4. Рекомендации для подготовки к зачету ………………….……………….…...59
  5. Список основной и дополнительной литературы …………………..………...61

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «История Отечества» является обязательной в высших учебных заведениях России. По федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС ВПО) она относится к гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, обеспечивая логическую связь между специальными и гуманитарными науками в формировании целостного и системного знания о государстве, его прошлом и настоящем.

В процессе изучения дисциплины «История Отечества» формируются основные общекультурные компетенции, направленные на овладение культурой мышления, способностью к анализу и синтезу. Понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей), и определяется, как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебными дисциплинами «История».

В результате освоения учебной дисциплины «История Отечества» по направлению подготовки (специальности) 31.05.01 Лечебное дело,квалификация (степень) «Специалист» студенты должны обладать следующими компетенциями:

ОК-1 - Способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественно-научных, … в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

ОК-3 - Способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; …

ОК-5 -Способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов …

После освоения учебной дисциплины «История Отечества» студент должен обладать следующими знаниями, умениями и владениями:

Знать:

Зн. 1 -…формы и методы научного познания, их эволюцию.

Зн. 2. - основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса; важнейшие вехи истории России, место и роль России в истории человечества в современном мире…

Зн. 10 –принципы ведения дискуссий в условиях плюрализма мнений и основные способы разрешения конфликтов.

Уметь:

Ум. 1 – грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа.

Владеть:

Вл. 1 - навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики.

Цель дисциплины «История Отечества» –способствоватьрасширению и углублению знания студентов в области Отечественной и мировой истории; развитию аналитического мышления, навыков публичных выступлений и дискуссий; формированию патриотизма и гражданственности.

Отсюда вытекают задачи, стоящие перед дисциплиной:

1. углубление и систематизация исторических знаний;

2. формирование аналитического мышления, позволяющего выявлять сущность стержневых событий истории и отношения между ними;

3. обучение студентов самостоятельности и критичности при оценке различных интерпретаций событий отечественной истории.

4. подготовка студентов к личностной ориентации в современном мире, к свободному выбору своих мировоззренческих позиций и развитию творческих способностей;

Организация учебной деятельности студентовпо дисциплине «История Отечества» осуществляется в следующих формах:

Количество зачетных единиц по учебному плану – 3, всего часов – 108 аудиторных часов – 72, самостоятельная работа – 36.

Аудиторная работа составляет 67 % от общей трудоемкости и включает в себя:

¾ лекционные занятия под руководством преподавателя, включающие освоение теоретического материала по дисциплине.

¾ групповые семинарские занятия под руководством преподавателя, включающие аудиторную самостоятельную работу студентов по заданию (под контролем) преподавателя;

Внеаудиторная (самостоятельная) работа студентов составляет 33 % и включает в себя:

¾ написание рецензии на научную статью по истории.

¾ подготовка к семинарским занятиям по вопросам плана (конспектирование),

¾ индивидуальные (групповые) консультации, собеседование,

¾ прием отработок пропущенных занятий преподавателями кафедры социально-исторических наук.

Основные формы контроля по дисциплине «История Отечества»: входное тестирование, рубежное тестирование, итоговое тестирование (тестирование ФЭПО), выполнение задания для самостоятельной работы к семинарским занятиям, рецензирование научной статьи по проблемам истории России, зачет.

В процессе изучения дисциплины «История Отечества» используются учебно-методические пособия, разработанные на кафедре социально-исторических наук НГМУ. Лекции и семинары проводятся с использованием мультимедийного оборудования, презентаций, видеофильмов. Методический кабинет кафедры укомплектован современной литературой и первоисточниками по дисциплине и имеет рабочие места для студентов, оснащенные компьютером с доступом к базам данных и сети Интернет.

1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»

Наименование разделов и тем (или другая структура дисциплины с обязательным указанием трудоемкости учебных занятий/часов) Всего часов Из них:
Л С СРС
1. Тема 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Исторические источники
2. Тема 2.Особенности становления государственности в России и мире. Киевская Русь до XIII в.
3. Тема 3.Русские земли в XIII-XVII в. Московское государство.
4. Тема 4.Российский абсолютизм XVIII в. и попытки модернизации страны. Эпоха «просвещенного абсолютизма».
5. Тема 5.Россия в XIX в. Кризис самодержавия и попытки выхода из него. Начало освободительного движения.
6. Тема 6.Россия на рубеже веков (XIX-XX вв.). Политические альтернативы самодержавию.
7. Тема 7.Падение Российской империи. Первые реформы советской власти. Приход Сталина к власти. СССР во Второй Мировой и Великой Отечественной войнах (1939 – 1945 гг.).
8. Тема 8. Авторитарный режим в СССР в послевоенные годы – от попыток либерализации страны ( 50 – 60 годы) к периоду застоя в 70 – 80 годы.
9. Тема 9.Россияи мир в период «перестройки». Смена политической системы (80 – 90). Пути демократизации современной России.
Итого часов

Примечание:

Л- лекции, С- семинары, СРС- самостоятельная работа студента

Семинар – 3 аудиторных часа.

2. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1.

ВВОДНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

(Одно семинарское занятие)

Цели и задачи семинарского занятия:

Определить специфику истории как науки, ее предмет и задачи. Рассмотреть организацию учебной работы, методику самостоятельной подготовки студентов к занятиям по дисциплине, требования и рекомендации к работе по подготовке докладов и написанию рецензий на научную статью к зачету (экзамену). Ознакомить студентов с видами деятельности на семинарских занятиях, формами текущего и итогового контроля, а также балльно-рейтинговой системой оценки знаний. Выполнить форму входного контроля в виде тестовых заданий.

План и регламент семинарского занятия:

I. Введение. (знакомство, заполнение журнала и т.п.) 20 мин.
II. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ  
1. История как наука. 20 мин.
2. Требования, предъявляемые к дисциплине. 35 мин.
3. Система оценки знаний студентов (балльно-рейтинговая система). 10 мин.
4. Требования к подготовке докладов и рецензии на научную статью. 35 мин.
  Итого 120 мин.

Учебно-материальное обеспечение семинара:

- Презентации по теме.

- Плазменный телевизор и компьютер.

- Наглядный материал в виде исторических карт, схем и т.п.

Тема 1.

Наши рекомендации