История в системе социально-гуманитарных наук. основы методологии исторической науки
(Одно семинарское занятие)
Семинар 2.
ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВА.
МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА
Цели и задачи семинарского занятия:
Рассмотреть проблемы исторической методологии, принципы, функции и методы исторической науки. Проанализировать роль исторической науки в формировании исторического сознания. Изучить биографии и проанализировать вклад в историческую науку основных представителей Российских исторических школ. Дать определение исторического источника, рассмотреть виды исторических источников. Рассмотреть спектр вспомогательных исторических дисциплин, их практическое применение в работе с историческим источником. Рассмотреть основные концепции общего исторического процесса, периодизацию Всемирной и Российской истории. Проанализировать вопрос о месте России в мировой истории. Раскрыть значение опыта Отечественной истории для общественных преобразований в современной России.
План и регламент семинарского занятия:
I. | Введение. | 5 мин. |
II. | УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ | |
1. | Проблемы методологии истории (принципы, функции и методы исторической науки). | 20 мин. |
2. | Историография. Российские исторические школы. | 30 мин. |
3. | Источниковедение. Виды исторических источников. | 10 мин. |
4. | Основные концепции общего исторического процесса. | 35 мин. |
5. | Историческое время. Периодизация всемирной и российской истории. | 15 мин. |
III. | ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ | 5 мин. |
Итого | 120 мин. |
Учебно-материальное обеспечение семинара:
- Презентации по теме.
- Плазменный телевизор и компьютер.
- Наглядный материал в виде исторических карт, схем и т.п.
Основная литература:
1. Зуев МН. История России: учебное пособие. Рекомендовано Мин.образования / М. Н. Зуев. -М.: Высшее образование, 2008. С. 6 – 14.
Дополнительная литература:
1. Краткий исторический словарь / А. А. Данилов. - М. : Проспект, 2009.
2. Отечественная история [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. И. Николаева, О. Ю. Кузьмина. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2011.
3. История отечества [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студентов НГМУ очной формы обучения / И. И. Николаева, А. Г. Шатов, А. Ю. Охотников [и др.]. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2013. С. 29-34.
Рекомендуемая литература по теме:
1. Гумилёв Л.Н. История как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008 и др. издания.
2. Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2010 и др. издания.
3. Ключевский В. О. Полный курс русской истории. СПб.: Астрель-СПб, 2010.
4. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2008 и др. издания.
5. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М.: Эксмо, 2009 и др. издания.
6. Татищев В. Н. История Российская. Ч. 1 – 4. М., 2011 и др. издания.
7. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991 и др. издания.
8. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991 и др. издания.
Интернет-источники:
1. avorhist.narod.ru — Сайт содержит литературу и источники по теории и методологии истории
Задания для самостоятельной работы(выполняется в тетради в виде конспекта):
1. Дать определения следующим понятиям: методология, метод, функции, историческое сознание, исторический источник, исторический факт, артефакт, цивилизация (цивилизационный подход), общественно-экономическая формация (формационный подход).
2. Охарактеризовать вклад в историческую науку следующих ученых (годы жизни, название трудов, подход к изучению истории): В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, К. Маркс, Н. Данилевский, А. Тойнби, С.Ф. Платонов, М.Н. Покровский, Л.Н. Гумилев.
3. Найти и представить периодизации всемирной и российской истории.
Задания для самоконтроля(выполняется в виде решения тестовых заданий):
1. Первоначальное значение слова «история»:
а: исследование
б: событие
в: рассказ
г: развитие
2. Объектом исторической науки считается:
а: частная жизнь
б: социальные группы
в: человеческое общество в его многообразии
г: человек
3. Исторический факт – это:
а: интерпретация историка
б: реальное событие прошлого
в: совокупность сведений
г: теория истории
4. Как самостоятельная наука, история утвердилась в:
а: XV в.
б: XIX в.
в: XVII в.
г: XX в.
5. Одним из методов исторического исследования является:
а: индуктивный
б: хронологический
в: дедуктивный
г: интеграционный
6. Историческая концепция, в основе которой лежит теологическое представление о мире:
а: религиозная
б: идеалистическая
в: рационалистическая
г: материалистическая
7. Концепция локальных цивилизаций получила развитие в работах:
а: К. Маркса и Ф. Энгельса
б: А. Тойнби и Н. Данилевского
в: В. Ленина и Н. Бухарина
г: Н. Карамзина и С. Соловьева
8. Основоположником формационной концепции истории является:
а: К. Маркс
б: В. Ленин
в: Г. Плеханов
г: И. Кант
9. Познавательная функция исторического познания заключается в:
а: формировании гражданских, нравственных ценностей и качеств
б: выявлении закономерностей исторического развития
в: выработке научно обоснованного политического курса
г: идентификации и ориентации общества, личности
10. Ретроспективный метод изучения истории заключается в:
а: сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени
б: классификации исторических явлений, событий, объектов
в: последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события
г: описании исторических событий и явлений
11. Историк, высказавший идею о геополитическом факторе развития общества и теории пассионарности:
а: Л. Гумилев
б: Л. Мечников
в: В. Докучаев
г: И. Мичурин
12. Сравнительный метод в истории:
а: позволяет сравнивать разные исторические периоды
б: выделять исторические законы
в: видеть прошлое и предсказывать будущее
г: пересматривать историю
13. Формационный подход к изучению культуры признает:
а: уникальность, неповторимость каждой культуры
б: этапы рождения, роста и упадка в развитии культуры
в: способ производства в качестве главного фактора в развитии культуры
г: выделение географического фактора в качестве основания культуры
14. Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания называется:
а: рационализмом
б: субъективизмом
в: методологией
г: историографией
15. При изучении истории, кроме принципов объективности, перенесения и др., применяется принцип:
а: больших чисел
б: альтернативности
в: равновесия
г: попадания
Тема 2.