Исторический процесс как форма бытия общества. Движущие силы развития общества

ТЕМА 3.7 «ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. ПРОБЛЕМА ТИПОЛОГИИ ИСТОРИИ».

История человечества – это громадный и неисчерпаемый поток событий, её можно сравнить с рекой, в которой сосуществуют различные, нередко разнонаправленные потоки и движения. В истории общества всё органично переплетено и всё взаимодействует, дополняя друг друга . В каждой капельке потока истории сплетены воедино Прошлое, Настоящее и Будущее, уходящее в прошлое.

Термин «история» применяется в философии в нескольких смыслах.

История: - это процесс развития общества в социальном времени и социальном пространстве, от одной эпохи к другой;
- это социальный, культурный процесс в отличие от бытия природы;
- это одна из многочисленных наук об общественной жизни.

Изучением проблем исторического процесса занимается одна из основных и наиболее важных частей социальной философии философия истории.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ – это анализ и истолкование процесса развития человеческого общества средствами философского познания.

Мировоззренческие проблемы философии истории: - смысл, источники и движущие силы исторического процесса;
- законы развития и формы проявления исторического процесса;
- направленность исторического процесса и «цель» истории;
- место и роль человека как субъекта исторического творчества.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС(от лат. processum - продвижение) – определённая последовательность мировых событий, которые происходят в социальном времени (смена эпох) и в социальном пространстве (развитие отдельных стран и регионов).

В истории философии возникли и сформировались две мировоззренческие позиции, два основных подхода к пониманию исторического процесса. Это – подход в рамках философского идеализма («линия Платона») и подход с позиций философского материализма («линия Демокрита»). Они в корне отличаются ответами на вопросы сущности общества, источниках и механизмах его функционирования и развития.

«Линия Платона»: - основную роль в общественной жизни играет духовное начало в различных его формах – сознание индивида, общественное сознание, «мировой разум» и т.д. «Разум правит миром», - древнегреческий философ Анаксагор; - человек – существо исключительно духовное, носитель религиозных, нравственных и других идеальных качеств; - духовное начало ценится несравненно выше материального, и поэтому особое внимание обращается на исследование форм общественного сознания (религия, мораль, искусство и др.), внутреннего мира самого человека; - особую роль в истории общества играют так называемые «исторические» личности (правители, полководцы, пророки), которые якобы знают тайный и внутренний смысл истории, её божественный замысел; - основные понятия в рамках философского идеализма – «сознание», «душа», «Бог», «любовь» и т.п.; - история – есть духовный в основе своей процесс. «Всемирная история представляет собой ход развития принципа, содержание которого есть сознание свободы», - Г.Гегель.
«Линия Демокрита»: - люди для своей жизни вынуждены трудиться, развивать материальное производство. Эта деятельность – исток и почва всей общественной жизни. На её основе складывается общественное бытие как система отношений между людьми и социальными группами, всё устройство общественной жизни; - материальное производство – это субстанция общественной жизни и движущая сила истории, которая оказывает определяющее и всестороннее влияние на общественный организм; - духовная жизнь – есть отражение, т.е. порождение, общественного бытия людей, нечто вторичное. Духовный фактор весьма активно участвует в историческом процессе, но, всё же, не является основной причиной развития общества; - выдающиеся личности накладывают печать собственной воли и характера на ход событий в обществе и даже на портрет эпохи, но главную роль в истории, всё же, играют трудящиеся, народные массы; - основные понятия в рамках философского материализма – «труд», «материальное производство», «классы», «народ», «социальная революция».


Определённое место в философии истории нашли следующие направления:

Натурализм: - принцип исследования, который полагает определяющую роль природной среды в функционировании и развитии общества (Ш.Монтескье и др.);
Психологизм: - принцип исследования, подчёркивающий особую роль человеческой психики в общественной жизни (З.Фрейд и др.). Общество рассматривалось как среда, в которой люди проявляют свои естественные инстинкты, страсти и эмоции. История общества являет собой нарастание несвободы человека в связи с гнётом культуры, социальных норм.
Технократизм: - подход к исследованию истории, преувеличивающий роль техники и технологий в существовании и развитии общества (О.Тоффлер и др.)

При поверхностном взгляде исторический процесс выглядит как безбрежный океан хаоса, неуправляемый поток страстей, деяний и событий, социальных изменений. Есть ли в этом нагромождении какой-то порядок, система, закономерность или же история – это царство случая и произвола?

Существует два подхода к этой проблеме.

История: - это процесс случайный, хаотичный, лишённый логики, закономерностей, направленности (так считают иррационалисты);
- это процесс направленный, закономерный (так считает большинство философов).

В истории философии давались разные ответы на вопрос о закономерности и хаотичности исторического процесса:

Религиозная философия: - общество сотворено Богом и всё происходящее в нём – это воплощение божественного проведения, замысла;
Ф.Ницше А.Шопенгауэр: - в истории нет законов, а есть лишь всеобщая и слепая «воля к власти» или же «воля к жизни»;
Научная философия: - в истории общества, как и в природе, действуют законы, которым история подчинена.

ЗАКОНЫ ИСТОРИИ – это объективные, устойчивые и повторяющиеся связи (зависимости), проявляющиеся в деятельности людей.

Законы истории: - законы материального производства, которые действуют в сфере экономической жизни общества;
- закон классовой борьбы и закон возрастания роли народных масс в историческом процессе;
- законы функционирования и развития цивилизации, законы их смены.
Особенности законов истории: - они не действуют автоматически, помимо воли и желания людей (революция в обществе не может произойти сама по себе, автоматически);
- они – как бы тенденция, вектор и путь общественного развития, который придаёт истории системность, упорядоченность и некоторую направленность. Знание этих законов означает знание пути, которым движется история и куда ориентировано это движение. Тот, кто не знает путь – тот действует произвольно, и поэтому он рано или поздно потерпит поражение;
- они носят статистический (вероятностный) характер, проявляя свою сущность и содержание лишь в итоге, в конечном счёте.

Т.о., философия раскрывает историю не как хаос событий, а как вполне логичный, упорядоченный процесс, содержанием которого является становление человеческого рода как уникального явления мироздания.

Однако наличие законов вовсе не означает, что в истории нет места для случайности. История общества трудно предсказуема, в ней многое не лежит на «поверхности» и скрыто от наблюдения. Она полна случайностями, значительными и незначительными, заметными и незаметными, и нет им конца. Но их следует рассматривать в общем контексте всего исторического потока.

Т.о., не смотря на то, что история упорядоченный процесс, в ней всегда имеет место стихия – действие спонтанных сил, не поддающихся сознательному контролю и управлению, и стихийные процессы существуют везде – в экономике и социальной сфере, в политической жизни, в духовном творчестве (непросто контролировать и регулировать современную рыночную экономику, освоение природной среды).

Источником развития общества являются социальные противоречия.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ – это отношения между противоположностями в любом социальном явлении или в обществе в целом.

Они возникают в процессе развития сферы социальных отношений и выражают противоположные или расходящиеся тенденции этого развития. Например, противоречие между обнищанием основной части населения и обогащением небольшой группы предпринимателей, коррумпированной части государственного аппарата, между населением страны и преступным миром и др.

Существует бесчисленное множество типов и видов социальных противоречий, их можно классифицировать по различным основаниям:

Основания Виды противоречий
В зависимости от сферы действий: - экономические - политические - социальные - духовные - бытовые
В зависимости от места социального образования: - внешние – существуют между социальными сферами, социальными слоями; - внутренние – существуют внутри социальных образований.
В зависимости от степени влияния на развитие социального образования: - основные – их разрешение приводит к новому качественному состоянию общества (между базисом и надстройкой); - неосновные – не влияют на изменение качественного состояния общества (сопутствуют социальному развитию противоречия).
В зависимости от характера: - антагонистические – взаимодействие между непримиримо враждебными классами, социальными группами, силами. Они возникают на основе непримиримых социальных интересов различных групп (между большинством россиян и преступными группировками); - неантагонистические – выступают как взаимодействия социальных слоёв, цели которых совпадают, но между ними существует социальное неравенство (между средним и высшим классами демократического общества).
В зависимости от причин возникновения: - объективные – существуют в социальных образованиях независимо от воли и сознания людей, являются источником объективно развивающихся явлений (противоречие между наступлением и обороной в военном деле); - субъективные – возникают в результате деятельности и поведения людей (между коллективом и его руководителем по какому-либо поводу).
В зависимости от масштаба: - всеобщие – присущи всей социальной системе (обществу), являются источником её развития; - частные – присущи каким-то элементам этой системы (социальной общности, группе).
В зависимости от соответствия или несоответствия внутренней сущности социальной системы: - системные – присущи природе этой системы, система не может существовать без них (между гражданским обществом и демократией); - несистемные – чужды данной социальной системе, переходные, остаточные, унаследованные (в гражданском обществе возможны противоречия, унаследованные от тоталитарного общества).
В зависимости от времени действия: - постоянные - временные - периодические

Социальные противоречия динамичны. Они развиваются, разрешаются, на их месте возникают новые.

Процесс развития противоречия проходит следующие этапы:

1-й этап – зарождение противоречия: - в социальном явлении между его сторонами (силами) нарушается тождество в силу развития одной стороны (силы) в большей мере, другой – в меньшей;
2-й этап – борьба противоположностей - стороны (силы) в социальном явлении в результате их изменения становятся противоположностями, и отношения между ними приобретают характер борьбы;
3-й этап – разрешение противоречия - борьба противоположностей доходит до того, что одна из них одерживает победу над другой. Противоречие ликвидируется. Явление переходит в состояние тождества.

Социальные противоречия в обществе играют двоякую роль: с одной стороны, они – источник социального развития, с другой – порождают социальное напряжение, конфликты, кризисные явления. Чтобы их разрешить необходимо либо ликвидировать противоречия, либо уменьшить силу их действия.

Разрешение противоречий возможно двумя путями эволюционным и революционным:

Эволюционный путь - предполагает постепенную ликвидацию существующих социальных противоречий;
Революционный путь - предполагает быструю ликвидацию существующих социальных противоречий. Он динамичен, нетерпим, как правило, сопровождается социальным конфликтом.

Факторы общественного развития, или движущие силы общества, разделяют на объективные и субъективные.

Субъективный фактор: - всё то, что несут с собой люди как субъекты истории. Он включает в себя потребности и интересы людей, их сознание (чувства, страсти, знания, вера и т.д.), способности, формы и способы деятельности. В истории ничего не происходит без намерений людей, их целей. Человек как бы выплёскивает из себя свою внутреннюю энергию, которая воплощается в тех или иных исторических действиях и событиях; - влияние данного фактора не означает, что в истории все желания и устремления людей непременно осуществляются. Так происходит не всегда. Часто бывает, что в итоге своих действий люди получают совсем не тот результат, который замышляли вначале (после социальных революций нередко предаются забвению те возвышенные лозунги, под которыми они осуществлялись);
Объективный фактор: - это тот социальный «капитал», который уже создан предшественниками и существует в форме социальных институтов и норм, производительных сил, образа жизни, традиций, состояния природной среды и т.д. Включаясь в историю, каждое новое поколение людей вынуждено сообразовывать свои действия с данными обстоятельствами, учитывать их.

Все изменения, происходящие в истории, есть результат пересечения и взаимодействия бесчисленного множества субъективных и объективных обстоятельств, причин, факторов и предпосылок.

Наши рекомендации