Тема: движущие силы развития общества

1) Как соотносится социальная философия с другими общественными науками?

2) Что такое общество? Как понимали общество на разных этапах развития социально-философского знания?

3) Каковы основные сферы общественной жизни?

4) Каковы закономерности функционирования и развития духовной жизни общества?

5) Чем отличается понятие «класс» от понятия «страта»?

6) Что такое труд?

7) Что такое государство, и какие формы государственного устройства известны Вам?

8) Каковы основные принципы географического детерминизма?

9) В чём суть трудовой гипотезы происхождения человека и общества?

10) Что такое природа в широком и узком смысле?

11) Каковы основные этапы взаимодействия общества и природы?

12) Что такое ноосфера? Кто из отечественных и зарубежных мыслителей, занимался и занимается разработкой концепции ноосферы?

13) Каковы основные естественные и социальные потребности людей? Можно ли удовлетворить все без исключения потребности человека?

14) Что является предметом философии истории? Кто считается её основоположником?

15) Какие законы истории были сформулированы К. Марксом. Как они связаны с основными законами диалектики?

16) Каковы достоинства и в чём недостатки теории цикличности культур?

17) Какое место занимает общественное сознание в духовной жизни общества?

ТЕМА: ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА

Объясните приведенные ниже утверждения. Выявите предпосылку и логику их объяснения. Как соотносятся в этих утверждениях объяснение и практика?

1) Что привносит в процесс объяснения философия? Пример: А. Франс: «Непонимание тревожит».

2) Проблема истинности. Возможно ли нетеологическое толкование? Пример: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Является ли аналогом выражение В.С. Черномырдина о переустройстве России: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»?

3) Пояснить взаимосвязь, взаимообусловленность знания и понимания. Почему рефлексия над знанием есть необходимое условие понимания? Пример: «Мы все смотрим, но не все видим». Или: «Многое из того, что нам дано, мы не имеем». Почему деятельность является основой понимания?

4) Соотносятся ли: логика понимания, логика деятельности и логика строения мира? Сенека: «Послушного судьба ведёт, непослушного тащит».

5) Понимание как необходимый момент познания. Философское понимание. Гераклит: «Многознание уму не научает».

6) Место понимания в познании. Взаимосвязь науки и познания. Пример: «Наука нам сокращает опыты быстротекущей жизни».

7) Понимание другой культуры, другой теории, другого человека. Сократ: «Заговори, чтобы я тебя увидел».

8) Понимание как осмысление. Понятие смысла и многообразие смыслов. А. Маринина: «Истина не в том, что говорит человек, а в том, что его побудило к этому».

9) Понимание настоящего и будущего человеческого общества. Пример: «Человек звучит гордо, а обезьяна – перспективно».

10) Общение людей как реализация целевых программ на основе понимающей деятельности. Пример: «Скажи мне кто твой друг, и я скажу тебе кто ты».

ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

1) К какой концепции философии права относится следующее утверждение: «Естественное право – это единственное подлинное право»?

2) К какому типу правопонимания относится утверждение о том, что право возникло как закрепление в обществе норм морали?

3) «Право – это возведенная в закон воля правящего класса». Для какого типа правопонимания характерно это утверждение?

4) Какие сущностные качества присущи праву?

5) В какой концепции понятия права и закона совпадают?

6) В какой концепции понятия права и закона не совпадают?

7) Кто автор идеи: «Сначала дана идея права и из нее, затем, появляется правовая реальность»?

8) Кто ввел в оборот термин «общее благо»?

9) По каким критериям различаются право и мораль?

10) Какой гносеологический подход к праву выражен в следующем стихотворении: «Широки натуры русские / Нашей правды идеал / Не влезает в формы узкие / Юридических начал»?

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Вечканов В.Э. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Вечканов В.Э.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.— 209 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1131.— ЭБС «IPRbooks»

2. Мельникова Н.А. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мельникова Н.А., Мальшина Н.А., Алексеев В.О.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 6273 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6273.— ЭБС «IPRbooks»

3. Бучило Н.Ф. Чумаков А.Н.Философия. Учебное пособие. – М: Издательство Пер Сэ, 2012. .— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6009.— ЭБС «IPRbooks»

4. Демина Л.А. Философия. Учебник для бакалавров. – М:Издательство Проспект, 2013. ЭБ Либэр. – Режим доступа: http://liber.rpa-mjust.ru

5. Лавриненко В.Н. Философия 6-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2013 г. ЭБС Юрайт. – Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/

6. Мальков Б.Н., Марюшкин М.Г, Суровцев А.И. История и философия науки. Учебное пособие. – М: РПА Минюста России, 2012. ЭБ Либэр. – Режим доступа: http://liber.rpa-mjust.ru

7. Мельникова Н.А. Мальшина Н.А. Алексеев В.О. Философия. Учебное пособие. – Саратов: Издательство Научная книга, 2012. ЭБС IPRbooks. http://www.iprbookshop.ru/

8. Светлов В.А. Философия. Учебное пособие. – Саратов: Издательство Ай Пи Эр Медиа, 2012. ЭБС IPRbooks. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/

9. Философия. Учебное пособие под ред. Хмелевской С.А. – М: Издательство Пер Сэ, 2012. ЭБС IPRbooks – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Актуальные проблемы философии науки [Электронный ресурс]/ М.А. Розов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Прогресс-Традиция, 2007.— 344 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7170.— ЭБС «IPRbooks»

2. Ветлесен А.Ю. Философия боли [Электронный ресурс]: монография/ Ветлесен А.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прогресс-Традиция, 2010.— 240 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7223.— ЭБС «IPRbooks»

3. Вечканов В.Э. Философия [Электронный ресурс]: курс лекций. Учебное пособие для ВУЗов/ Вечканов В.Э.— Электрон. текстовые данные.— М.: Экзамен, 2007.— 209 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1132.— ЭБС «IPRbooks»

4. Кащеев С.И. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кащеев С.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Проспект, 2011.— 130 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/2614.— ЭБС «IPRbooks»

5. Крапивенский С.Э. Социальная философия [Электронный ресурс]: учебник для студентов гуманитарно-социальных специальностей высших учебных заведений/ Крапивенский С.Э.— Электрон. текстовые данные.— М.: Владос, 2003.— 416 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/3738.— ЭБС «IPRbooks»

6. Ларс Свендсен Философия скуки [Электронный ресурс]: монография/ Ларс Свендсен— Электрон. текстовые данные.— М.: Прогресс-Традиция, 2007.— 256 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7248.— ЭБС «IPRbooks»

7. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Лейст О.Э.— Электрон. текстовые данные.— М.: Зерцало-М, 2011.— 352 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4538.— ЭБС «IPRbooks»

8. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии [Электронный ресурс]/ Мамардашвили М.К.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прогресс-Традиция, 2009.— 248 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7198.— ЭБС «IPRbooks»

9. Мамардашвили М.К. Очерк современной европейской философии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мамардашвили М.К.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прогресс-Традиция, 2010.— 584 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7200.— ЭБС «IPRbooks»

10. Мальков Б.Н. Философия права. Учебное пособие в 2-х частях. – М: РПА Минюста России, 2011. ЭБ Либэр. – Режим доступа: http://liber.rpa-mjust.ru

11. Мамардашвили М.К. Очерк современной европейской философии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мамардашвили М.К.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прогресс-Традиция, 2010.— 584 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7200.— ЭБС «IPRbooks»

12. Розин В.М. Философия управления. Проблемы и стратегии [Электронный ресурс]/ Розин В.М., Аршинов В.И., Свирский Я.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт философии РАН, 2010.— 347 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18754.— ЭБС «IPRbooks»

13. Сваре Х. Философия дружбы [Электронный ресурс]: монография/ Сваре Х.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прогресс-Традиция, 2010.— 256 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7224.— ЭБС «IPRbooks»

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

1. Российская газета включая газету «Неделя»

2. Государство и право: реферативный журнал

3. Собрание законодательства Российской Федерации

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 2.

Исторические типы философии

ЗАНЯТИЕ 1.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Вопросы для обсуждения:

1) Проблема оснований периодизации всемирной истории философии.

2) Особенности античного материализма и идеализма.

3) Зарождение диалектики и метафизики.

4) Учение Аристотеля о бытии и познании, о человеке и обществе.

Темы сообщений:

1) Учение Демокрита об атомах и пустоте.

2) Жизнь и творчество Сократа.

3) Учение Платона о государстве.

4) Трактат Аристотеля «Политика».

Вопросы для самоконтроля:

10) Перечислите и охарактеризуйте основные этапы развития древнегреческой философии.

11) Как философы-досократики решали проблему первоначала?

12) Чем объясняется стихийный характер материализма первых античных философов?

13) Объясните смысл тезиса Гераклита: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

14) В чём заключалась диалектика Сократа?

15) Почему учение Платона о государстве иногда называют «первой коммунистической утопией»?

16) Учение Аристотеля о материи и форме – материализм или идеализм? Обоснуйте свой ответ.

17) Охарактеризуйте теорию познания Аристотеля.

18) В чем особенности этики эпохи эллинизма?

ЗАНЯТИЕ 2.

Наши рекомендации