История в системе социально-гуманитарных наук. основы методологии исторической науки. российские исторические школы
Лечебный факультет
Кафедра социально-исторических наук
УМКД
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМАМ
СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
По дисциплине
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
Индекс С1.Б.3
Направление подготовки (специальности) – 31.05.01 Лечебное дело (ФГОС ВО)
Квалификация (степень) – «Врач общей практики»
Форма обучения – очная
Курс – 1
Семестр – 1
СОДЕРЖАНИЕ
- Учебно-тематический план ……………………………………………...............6
- Планы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы………...7
Семинар 1. Вводно-организационный………………………………………… ..7
Семинар 2. Введение в историю отечества. Методология истории.
Историография истории Отечества………………………..............7
Семинар 3. Эпоха Киевской Руси. Образование первой формы
древнерусского государства…………………………………….....10
Семинар 4. Политическая раздробленность Руси. Образование
централизованного государства…………………………………. .14
Семинар 5. Россия в период царствования Ивана Грозного. Смутное
время…………………………………………………………………18
Семинар 6. Модернизация страны в Новое время и образование
Российской империи. Реформы Петра I…………………………..22
Семинар 7. Эпоха дворцовых переворотов. «Просвещенный
абсолютизм» Екатерины II………………………………………...27
Семинар 8. Россия в первой половине ХIХ веке. Кризис самодержавия
и попытки выхода из него…………………………………………31
Семинар 9. Россия во второй половине XIX века…………………………….34
Семинар 10. Россия на рубеже веков (XIX-XX вв.). Политические
альтернативы самодержавию……………………………………..37
Семинар 11. Падение российской империи…………………………………...40
Семинар 12. Гражданская война в России. Становление советской
власти……………………………………………………………….42
Семинар 13. СССР, Запад и мир в 30-е годы ХХ века………………………..45
Семинар 14. СССР во второй мировой войне и первые послевоенные
годы…………………………………………………………………47
Семинар 15-16. Социально-экономические преобразования в стране в
1950 – 1970-х гг.: от «оттепели» к «застою»……………………..50
Семинар 17. Россия на рубеже ХХ – ХХI веков: от перестройки
к смене политической системы…………………………………...53
Семинар 18. Зачетное занятие…………………………………………………..56
- Примерные вопросы к зачету ………………………………………................ 56
- Рекомендации к подготовке докладов …………………………...…………….58
- Рекомендации к составлению исторического портрета………………........…59
- Рекомендации для подготовки к зачету ………………….……………….…...59
- Список основной и дополнительной литературы …………………..………...61
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»
№ пп | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них: | ||
Контактная работа | СРО | ||||
Л | С | ||||
1. | Тема 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Российские исторические школы. | ||||
2. | Тема 2.Особенности становления и эволюции древнерусской государственности (IX-XIII вв.). | ||||
3. | Тема 3.Возникновение и укрепление московского княжества. Особенности становления российской государственности в позднее средневековье (XV- XVII вв.). | ||||
4. | Тема 4.Российский абсолютизм XVIII в. и попытки модернизации страны. Эпоха «просвещенного абсолютизма». | ||||
5. | Тема 5.Россия в XIX в. Кризис самодержавия и попытки выхода из него. Начало освободительного движения в России. | ||||
6. | Тема 6.Россия на рубеже XIX-ХХ вв. Крушение Российской империи. | ||||
7. | Тема 7.Первые реформы советской власти. Приход Сталина к власти. СССР во Второй Мировой и Великой Отечественной войнах (1939 - 1945). | ||||
8. | Тема 8. Авторитарный режим в СССР в послевоенные годы – от попыток либерализации страны (50 – 60 годы) к периоду застоя (70 – 80 годы). | ||||
9. | Тема 9.Россияи мир в период «перестройки». Смена политической системы (80 – 90 годы). Пути демократизации современной России. | ||||
Итого часов |
Примечание:
Л- лекции, С– семинарские занятия, СРО- самостоятельная работа обучающегося
Семинарские занятия – 3 аудиторных часа.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Семинар 1.
ВВОДНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ СЕМИНАР
(Одно семинарское занятие)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ:
Определить специфику истории как науки, ее предмет и задачи. Рассмотреть организацию учебной работы, методику самостоятельной подготовки студентов к занятиям по дисциплине, требования и рекомендации к работе по подготовке докладов и написанию рецензий на научную статью к зачету (экзамену). Ознакомить студентов с видами деятельности на семинарских занятиях, формами текущего и итогового контроля, а также балльно-рейтинговой системой оценки знаний.
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ:
1. История как наука:
1.1. предмет;
1.2. задачи;
2. Требования, предъявляемые к дисциплине:
2.1. виды деятельности студентов на семинарских занятиях;
2.2. система оценки знаний студентов (балльно-рейтинговая система);
2.3. основная и дополнительная литература;
2.4. требования к подготовке докладов;
2.5. требования к написанию рецензии на научную статью.
ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ
(Входной контроль нацелен на выявление остаточных знаний по истории России на базе школьной дисциплины «История»).
Методика проведения входного контроля:
1. Сроки проведения – на первом семинарском занятии.
2. Форма – в виде тестирования в компьютерном классе или на бумажных носителях.
3. Критерии и шкалы оценивания – 0 – 39% – неудовлетворительно; 40 – 49% – удовлетворительно, 50 – 59% – хорошо, 60 – 100% – отлично.
Типовые задания:
С помощью заданий тестового типа на входном контроле проверяются следующие элементы подготовки обучающихся по истории из школьного курса:
- знание дат, хронологии наиболее значительных событий и процессов;
- знание фактов – места, обстоятельства, участников, результатов наиболее важных исторических событий;
- знание исторических терминов и понятий;
Задания разделяются на типы:
- открытая форма тестов на знание определений терминов и понятий, имен участников событий – задания в открытой форме требуют ввода произвольного ответа;
- на установление последовательности(на упорядочение) – задания на определение хронологической последовательности исторических событий.
Пример тестовых заданий на входном контроле:
1. Согласно летописям основателем древнерусского государства считается:
а: Игорь Старый
б: Олег Вещий
в: Юрий Долгорукий
г: Рюрик
2. Год принятия христианства на Руси в качестве государственной религии:
а: 911 г.
б: 980 г.
в: 1088 г.
г: 988 г.
3. Расположите в хронологическом порядке военные события древнерусской истории:
1: нашествие Батыя на Русь
2: Ледовое побоище
3: Куликовская битва
4: стояние на реке Угре
4. «Судебник» - это:
а: сборник рекомендаций для князей в Древней Руси
б: свод законов единого древнерусского государства
в: документ для решения местнических споров в Древней Руси
г: документ по ведению судопроизводства в Московской Руси
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
1.История России [Электронный ресурс] : учебник / ред. Г. Б. Поляк. - М. : М., 2012. - 686 с.
Дополнительная литература
2. Отечественная история [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. И. Николаева, О. Ю. Кузьмина. - Новосибирск : Новосибирск, 2011. - 128 с.
3. История Отечества [Электронный ресурс] : сб. тестовых заданий с эталонами ответов для студентов мед. вуза / сост. А. И. Бакшеев, Е. В. Штарк ; Красноярский медицинский университет. - б/м : б/и, 2011. - 90 с.
4. История отечества [Электронный ресурс] / И. И. Николаева, А. Г. Шатов, А. Ю. Охотников [и др.]. - Новосибирск : Новосибирск, 2013. - 160160 с.
Тема 1.
ИСТОРИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. РОССИЙСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
(Одно семинарское занятие)
Семинар 2.