Хрестоматия по истории средних веков. / Под ред. С. Д. Сказкина и Н
/ Под ред. С. Д. Сказкина и Н. П. Грацианского. М., 1950.
Т.II. С. 290–293.
Содержание
Тема № 2. Развитие средневековых городов | …3 |
Занятие № 1. Средневековый город и борьба за коммунальные свободы | …3 |
Занятие № 2. Средневековые ремесленные цехи в XII – начале XIV вв. | …25 |
Тема № 3. Английское феодальное государство в конце XII – начале XIII вв. «Великая хартия вольностей» | …33 |
Тема № 4. Католическая церковь, образование и наука в странах Западной Европы в классическое средневековье | …45 |
Занятие № 1. Католическая церковь в классическое средневековье | …45 |
Занятие № 2. Образование и наука классического средневековья | …67 |
Редактор ____________________
Подписано в печать _________ Формат 60 х 64 1/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Печ. л. ____. Уч.-изд. л. ____. Тираж 100 экз. Заказ _____
__
ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».
650043, Кемерово, ул. Красная, 6.
Отпечатано на участке оперативной полиграфии КемГУ.
[1] Сакрарии – святилище, храм; здесь: место хранения священных предметов.
[2] Очень распространенная в церковной литературе жалоба на пропуск слов и в особенности слогов в словах молитв нерадивыми клириками. Цезарий Гейстербахский рассказывает в назидание виновным в этом грехе историю об одном аббате, встретившем дьявола с большим мешком. Оказалось, что дьявол собрал целый мешок пропущенных монахом слогов, чтобы на Страшном суде бросить его на чашу весов и получить души этих монахов для ада.
[3] Заступаясь за мятежных саксонских епископов, обратившихся к папе с жалобой на Генриха IV, Григорий VII потребовал от короля, чтобы тот согласился на разбор их дела на церковном соборе, в присутствии папы.
[4] Германии.
[5] Рима.
[6] Германские императоры обладали почетным саном патриция –защитника Рима.
[7] Заместитель.
[8] Часть аббатов (князья – аббаты) зависела непосредственно от Рима.
[9] Римский папа Евгений III (1145–1153 гг.).
[10] Римский папа Иннокентий III (1198–1216) выступал как убежденный сторонник верховного господства папской власти. В своих посланиях он нередко прибегал к сравнению с солнцем и луною, уподобляя императорскую власть луне, которая светит лишь отраженным светом.
[11] Имеются в виду два претендента на императорский престол Оттон IV Вельф (сын Генриха Льва) и Филипп Гогенштауфен, между которыми велась упорная борьба. Ставя себе задачей подчинение императорской власти Риму, Иннокентий вмешался в дело избрания императора и стремится поставить себя в положение арбитра, решающего, кому из претендентов должна принадлежать императорская корона.
[12] Обычное в церковной литературе сравнение ереси с хвостатым чудовищем.
[13] То есть папа.
[14] Иннокентий III (1198–1216).
[15] Филипп II Швабский и Оттон IV Брауншвейгский. Их междоусобие, вызванное борьбой за престол в Германии после смерти Генриха VI (1198), закончилось в 1208 г. смертью Филиппа II.
[16] Автор был монахом цистерцианского ордена.
[17] Всевозможные заупокойные службы, особенно в связи с учением о чистилище. Церковь утверждала, что ее молитвы могут сократить срок очистительных наказаний души в чистилище, а усердность молитв зависела от щедрости родных умершего.
[18] Катары – альбигойцы. Сами они производили свое название от греческого слова, означающего «чистые».
[19] Бонакрус – итальянский катар, перешедший в католичество. Около 1180 г. он написал против прежних своих единомышленников обличительноe сочинение. Книга Бонакурса имеет значение, как один из ранних и хорошо осведомленных источников для истории катаров.
[20] Основная идея катаров – противоположность материального начала, которое они считали носителем зла, и начала духовного, в котором они воплощали добро. Каждое из этих двух начал имеет, по учению катаров, самостоятельного творца: злое и материальное – дьявола, доброе и духовное – бога. Этот резко проведенный дуализм служил катарам религиозной предпосылкой для резкой критики католической церкви с ее огромными богатствами, овеществлением религиозных понятий в изображениях и т. п.
[21] Считая все материальное дьявольским порождением, катары приписывают деятельности дьявола всю библейскую историю миротворения.
[22] Сильвестр I (314–335 гг.) – римский папа, которому, согласно «Константинову дару», император Константин подарил Рим и Италию. Этим было положено, как думали в средние века, начало светскому владычеству пап и богатству церкви, в котором «еретики» видели источник порчи церкви.
[23] Отцы церкви IV–V вв.
[24] Вязать и решить означает: осуждать или освобождать от греха.
[25] Приход или епархия, дающая пастырю регулярный доход.
[26] Некромантия – вызывание душ умерших для беседы с ними.
[27] Обычно в перечне семи свободных искусств грамматике отводилось первое место. На втором месте обычно стоит риторика. Физика среди свободных искусств в большинстве случаев не упоминается.
[28] Надписи на полях мировой карты, составленной в Северной Германии около 1284 г.
[29] Слово albus на латинском языке означает «белый». Объяснение происхождения названия Албании построено, как и все средневековые этимологии, на случайном созвучии слов.
[30] Искаженное имя Язона, героя античного мифа об аргонавтах.
[31] Александр Македонский.
[32] Пребывание Адама в раю.
[33] Альберт Великий (1193–1280 гг.) – знаменитый немецкий схоласт. Профессор богословия в Париже, потом в Кельне. Автор многочисленных сочинений, в том числе по естественным наукам. Был сторонником аристотелевской философии и сделал ее основой своего учения. Альберт излагает сведения, найденные им у разных авторов.
[34] Такие запрещения были сделаны в 1209 г. и 1215 г. В 1231 г. папа Григорий IX обязал богословов Парижского университета «разобрать недавно запрещенные книги по естественной философии и, тщательно устранив в них всякие заблуждения, остальные части их допустить к изучению немедленно и без опасений».