Хрестоматия по истории средних веков. / Под ред. С. Д. Сказкина и Н

/ Под ред. С. Д. Сказкина и Н. П. Грацианского.

М., 1950. Т. II. С. 271-272.

Начало вальденского движения

(Известие инквизитора Бернарда Гвидона, начало XIV в.)

Вальдены или лионские бедняки. Они появились около 1170 г. Начало вели они от некоего лионского горожанина Вальдесия или Вальденса, который выделялся богатством и, оставив все, решил соблюдать бедность… как соблюдали его апостолы. И после того как он велел перевести для себя на народный романский язык евангелия и некоторые другие книги из библии и даже некоторые сочинения святого Августина, Иеронима, Амвросия, Григория, он и его последователи читали их слишком часто и понимали недостаточно здраво, ибо были не очень образованы. Они присвоили себе апостольское служение, дерзая проповедовать евангелие по весям и градам. И Вальдесий многих людей обоего пола сделал своими соучастниками в подобном безрассудстве, рассылая их для проповеди, словно учеников. Мужчины и женщины, простецы и необразованные, расходились они по деревням, проникали в дома, проповедовали на улицах и даже в церквах... и повсюду распространяли множество заблуждений.

Когда архиепископ лионский… запретил им это, они, презирая прелатов и клириков, ибо те в изобилии владели богатствами и жили в утехах, – ответили, что более, чем людям, должно повиноваться богу и что бог предписал апостолам возвещать евангелие всякой твари. За это они были отлучены и изгнаны из города и из отечества. Рассеянные таким образом по земле, они распространились по этой провинции и по близким и сопредельным областям Ломбардии. Отлученные от церкви, они, смешиваясь с другими еретиками и впитывая в себя их заблуждения, присоединили к собственным измышлениям ошибки и лжеучения существовавших прежде еретиков... Вальденсы имеют и назначают старшего над собой, которого они называют своим Majoralis. Все они неуклонно ему повинуются, как все католики папе.

… после того как они совращены в это общество, называемое ими братством, и обещали повиноваться своему старшему и соблюдать евангельскую бедность, они должны впредь сохранять чистоту нравов и не иметь собственности. Но они должны продать все, что имеют, и деньги употребить сообща, а жить милостыней, которая им подается их верующими и сочувствующими.

Хрестоматия по истории средних веков

/ Под ред. С. Д. Сказкина и Н. П. Грацианского. М., 1950.

Т. II. С. 272 - 273.

Изложение вальденских учений

Неизвестного автора конца XIII в.

1. Римская церковь – не церковь, а сборище скверных.

2. Нет у них другого главы на земле, кроме того, о котором говорится в евангелии от Матфея: «Не называйте никого отцом на земле», и в Первом послании к коринфянам: «Всякому мужу глава Христос». Поэтому отрицают они, что господин папа – глава церкви и имеет власть вязать и решить[24], какую имел св. Петр.

3. Кроме степеней епископской, священнической и дьяконской все другие степени священства не что иное, как предания человеческие.

5. Церковные службы не божественны, и не должен человек ходить в церковь.

9. Нет чистилища после этой жизни.

10. Судьи или власти не могут присуждать к смерти, не совершая греха.

11. Клятва не может быть произнесена без смертного греха.

13. Слова святых отцов – только предания человеческие.

14. Церковь божья пала со времен папы Сильвестра.

18. Каждый праведный человек, получивший священство или нет, может совершать причащение.

19. Никто не может спастись вне их церкви.

Хрестоматия по истории средних веков

/ Под ред. С. Д. Сказкина и Н. П. Грацианского. М., 1950.

Т. II. С. 273 - 274.

Позорные кресты на одежде «еретиков» (XIII в.)

Приказываем и предписываем вам… во имя покаяния за упомянутую вину постоянно носить на всякой вашей одежде, кроме нижней рубашки, два желтых войлочных креста, один впереди на груди, другой сзади, между плечами; и вы должны заботиться, чтобы они были хорошо видны всегда, находитесь ли вы у себя дома, или вне его. Эти кресты должны быть следующих размеров: одна полоса должна иметь две с половиной ладони в длину, а другая, именно поперечная – две ладони, и каждая три пальца ширины. Вы должны их без замедления чинить или заменять, если они порвутся или износятся от продолжительного употребления.

Хрестоматия по истории средних веков

/ Под ред. С. Д. Сказкина и Н. П. Грацианского. М., 1950.

Т. II. С. 274.

Запись расходов по сожжению четырех «еретиков»

В Каркассоне 24 апреля 1323 г.

Дрова – 55 су 6 денье
Хворост – 21 су 3 денье
Солома – 2 су 6 денье
4 столба – 10 су 9 денье
Веревки – 4 су 7 денье
Палачу по 20 су с головы – 80
И т о г о – 8 ливров 14 су 7 денье

Хрестоматия по истории средних веков

/ Под ред. С. Д. Сказкина и Н. П. Грацианского. М., 1950.

Т. II. С. 274.

Занятие № 2

Образование и наука классического средневековья

1. Система и характер образования в классическое средневековье:

а) школьное обучение;

б) университетское образование.

2. Научные знания средневековья:

а) схоластика;

б) естественные науки;

в) алхимия.

3. Исторические взгляды человека средневековья.

Источники

Грамота Энрике II (1370) // Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. – М., 1989. – С. 124–127.

Средневековая культура XII–XV веков // Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С. Д. Сказкина и Н. П. Грацианского. – М., 1950. – Т. II. – С. 284–293.

Обязательная литература

Батурин, А. П. Лекции по классическому и позднему Средневековью / А. П. Батурин. – М., 2008. – С. 312–320, 321–332, 341–349.

Порьяз, А. В. Мировая культура. Средневековье / А. В. Порьяз. – М., 2001. – С. 376–385.

Репина, Л. П. Образование, школы, университеты / Л. П. Репина // Средневековая Европа глазами современников и историков. – М., 1995. Часть II. Европейский мир X–XV вв. – С. 395–361.

Традиции образования и воспитания в Европе XI–XV вв. – Иваново, 1995.

Уваров, П. Ю. Университеты в средневековом городе / П. Ю. Уваров // Культура и искусство западноевропейского Средневековья. – М., 1981.

Уваров, П. Ю. Интеллектуалы и интеллектуальный труд в средневековом городе / П. Ю. Уваров // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. – М., 1999. – Т. II. Жизнь города и деятельность горожан. – С. 221–263.

Уваров, П. Ю. Парижский университет: европейский универсализм, местные интересы и идей представительства / П. Ю. Уваров // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. – Т. IV. Extra muros: город, общество, государство. – М., 2000. – С. 51–65.

Уваров, П. Ю., Арнаутова, Е. Ю. «Великая мутация» Запада (X–XII века) / П. Ю. Уваров, Е. Ю. Арнаутова // Всемирная история: в 6 т. Т. 2. Средневековые цивилизации Запада и Востока. – М., 2012. – С. 461–466.

Юсим, М. А. Расцвет Запада / М. А. Юсим // Всемирная история: в 6 т. Т. 2. Средневековые цивилизации Запада и Востока. – М., 2012. – С. 530–532.

Шевеленко, А. Я. Наука и техника в средневековом городе / А. Я. Шевеленко // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. – М., 1999. – Т. II. Жизнь города и деятельность горожан. – С. 264–275.

Дополнительная литература

(по выбору студентов)

Барг, М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма / М.А. Барг. – М., 1987.

Батурин, А. П. Духовная культура западноевропейского Средневековья (образование, наука, общественно-политическая): учебное пособие / А. П. Батурин. – Кемерово, 2005. – С. 53–65, 73–85.

Боришанская, М. М. Ведущие тенденции развития школы в странах Западной Европы в XIII–XIV вв. / М. М. Боришанская // Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. – М., 1989. – С. 114–122

Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. – М., 1984.

Добиаш-Рождественская, О. Л. Культура западноевропейского средневековья / О. Л. Добиаш-Рождественская. – М., 1987.

Дюби, Ж. Европа в средние века / Ж. Дюби. – Смоленск, 1994. – С. 125–130.

Ле Гофф, Ж. Интеллектуалы в средние века / Ж. Ле Гофф. – СПб, 2003. URL: http://yanko.lib.ru/books/temp/goff-intellectuala_v_sred_veka.pdf (дата обращения: 03.02.2015).

Рабинович, В. Л. Образ мира в зеркале алхимии / В. Л. Рабинович. – М., 1981. – Гл. III.

Соколов, В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов. – М., 1979. – Разд. IV.

Университеты Западной Европы. Средние века. Возрождение. Просвещение. – Иваново, 1990. – Гл. II–III.

Наши рекомендации