Периодизация истории средних веков.

Ответы по Истории Средних веков

Периодизация истории средних веков.

Историю средневековья для Западной Европы принято делить на три основных периода, отличавшихся разным уровнем социально-экономического, политического и культурного развития.

I. Конец V — середина XI в. — период раннего средневековья, когда феодализм только складывался как общественная система. Это предопределило крайнюю сложность социальной ситуации, в которой смешивались и трансформировались общественные группы античного рабовладельческого и варварского родоплеменного строя. В экономике господствовал аграрный сектор, превалировали натурально-хозяйственные отношения, города сумели сохранить себя как экономические центры преимущественно в районе Средиземноморья, которое являлось главным узлом торговых связей Востока и Запада. Это было время варварских и раннефеодальных государственных образований (королевств), несущих на себе печать переходного времени.

В духовной жизни временный упадок культуры, связанный с гибелью Западной Римской империи и натиском языческого бесписьменного мира, постепенно сменялся ее подъемом. Решающую роль в нем сыграли начавшийся синтез с римской культурой и утверждение христианства. Христианская церковь в этот период оказывала решающее воздействие на сознание и культуру общества, в частности, регулируя процесс усвоения античного наследия.

II. Середина XI — конец XV в. — период расцвета феодальных отношений, массового роста городов, развития товарно-денежных отношений и складывания бюргерства. В политической жизни в большинстве регионов Западной Европы после периода феодальной раздробленности формируются централизованные государства. Возникает новая форма государства — феодальная монархия с сословным представительством, отразившая тенденцию к усилению центральной власти и активизации сословий, в первую очередь городского.

Культурная жизнь идет под знаком развития городской культуры, которая содействует секуляризации сознания, становлению рационализма и опытного знания. Эти процессы были усилены с оформлением уже на данном этапе культуры Возрождения идеологии раннего гуманизма.

III. XVI—XVII вв. — период позднего феодализма или начала раннего нового времени.Экономическая и социальная жизнь характеризуется процессами разложения феодализма и генезиса раннекапиталистических отношений. Острота социальных противоречий вызывает крупные антифеодальные общественные движения с активным участием широких народных масс, которые будут содействовать победе первых буржуазных революций. Оформляется третий тип феодального государства — абсолютная монархия. Духовную жизнь общества определяли раннебуржуазные революции, поздний гуманизм, Реформация и контрреформация. XVII век явился переломным в развитии естественных наук и рационализма.

Кризис рабовладельческого строя и зарождение элементов феодализма в III-IV веках.

В Западной Европе феодализм сформировался на основе синтеза разлагавшегося рабовладельческого строя Римской империи и находившегося на стадии становления раннеклассового общественного строя варваров, преимущественно германцев. В некоторых странах Европы, как например, в Скандинавии и в восточнославянских землях, феодальные отношения складывались только на основе разложения первобытнообщинного строя без заметного влияния рабовладельческого мира. В этих условиях формирование феодализма происходило сравнительно медленно и завершилось намного позднее. На территории, завоеванной варварами у Римской империи, этот процесс происходил весьма интенсивно под влиянием более развитого общественно-экономического строя.

Первая волна великого переселения народов

Когда началось великое переселение народов? Первая, или «германская» волна накатила на Европу в 239 году, когда племена готов вторглись в Римскую империю, а вслед за ними хлынули и другие народности: саксы, франки, вандалы. Римская империя долгое время отражала натиск варваров, но потерпела крупное поражение в сражении при Адрианополе.

Значение

Результаты этого процесса нельзя расценивать однозначно. С одной стороны, в ходе войн было уничтожено немало народностей и племен — к примеру, прервалась история гуннов. Но с другой стороны, благодаря великому переселению народов сложились новые культуры — перемешавшись, племена позаимствовали друг у друга немало знаний и навыков.

Образование раннеклассовой государственности варваров.

Начавшийся в варварском обществе процесс классообразования и установление господства над населением римских провинций привели к оформлению государственной власти у варварских народов.

Родо-племенная организация германцев была не в состоянии осуществлять господство над массами завоеванного римского населения. Необходимо было государство, располагающее военной силой и судебно-административным аппаратом. Взамен распавшейся римской государственной бюрократической системы варвары должны были создать собственную государственную организацию, основанную на принципе территориального подчинения всего населения королевской власти. Господствующей верхушке государственная власть была необходима еще и для того, чтобы подавлять сопротивление низших слоев варварского общества, терявших свободу и попадавших в зависимость.

По сравнению с рабовладельческой Римской империей с ее сложным разветвленным бюрократическим аппаратом вновь созданные варварские королевства были примитивными. Центральная власть сосредоточивалась в руках королей, напоминавших первое время военных предводителей варварских полчищ, ограниченных в своих действиях волеизъявлением племенной и служилой знати. На местах наряду с королевскими служащими сохранялись общинно-родовые органы — народные собрания с выборными судьями и заседателями. Судили германское население по старинному обычному праву, зафиксированному в варварских правдах. Охрана общественного порядка осуществлялась большей частью силами самого населения. Военная организация представляла собой общее ополчение всех свободных германцев, вооружавшихся и отправлявшихся в поход за собственный счет. Однако все большее значение приобретала дружина из профессиональных воинов, получавших содержание от короля и служившая только ему. Входило в практику наделение дружинников землей вместе с зависимым населением.

На формирование варварской государственности оказывали в той или иной степени влияние римские государственно-правовые институты. Римское население в некоторых варварских государствах (Вестготском, Вандальском, Остготском, Бургундском) пользовалось римским правом и управлялось прежним судебно-административным аппаратом, поставленным на службу варварским королям. На королевской службе находились образованные римляне (варвары, как правило, оставались неграмотными, обычай запрещал им даже проходить школьную «муштру»).

Варварские королевства унаследовали в той или иной степени римскую территориальную, административную и фискальную систему; ее пытались распространить и на германское население.

У германских народностей, оставшихся на своей прежней территории за Рейном, государственная организация сложилась значительно позже и в более примитивной форме племенных княжеств (герцогств). Это объясняется не только отсутствием римского влияния, но и тем, что родо-племенное устройство продолжало еще долгое время выполнять свои прежние функции в области суда, военной организации и в решении важнейших общественных дел. При слабой социальной дифференциации подавляющая часть населения включалась в общинно-родовые союзы, и для создания государственной территориальной организации не было условий.

Империя Карла Великого.

С 768 по 814 гг. Франкским королевством правил сын Пипина Короткого Карл, прозванный Великим. Он был человеком высокого роста, сильным и выносливым. Карл прожил необыкновенно долгую по тем временам жизнь: он умер в возрасте 70 лет. Современники видели в этом свидетельство того, что он избран Богом. В Средние века о Карле Великом было сложено много легенд и песен. Писатели и хронисты прославляли его боевые подвиги, справедливость и мудрость. По латинской форме его имени (Каролус) правители европейских стран стали называть себя королями.

Карл был деятельным и воинственным правителем. В годы его правления франки совершили более 50 походов в соседние страны. Границы Франкского королевства при нем намного расширились. Почти ежегодно Карл во главе большого войска выступал в далекие походы. Вновь помогая папе против лангобардов, франки дважды переходили высокие Альпы и вторгались в Италию. Разгромив и пленив короля лангобардов, Карл присоединил к своим владениям большую часть Италии. Несколько раз Карл водил войско в Испанию. Войны с арабами шли с переменным успехом. Карлу удалось завоевать небольшую область к югу от Пиренейских гор до реки Эбро. Самой длительной и тяжелой была война с племенами саксов. Они занимали территорию к северо-востоку от франков между Рейном и Эльбой. Карл совершил против саксов восемь походов. Саксы, не защищенные доспехами, шли в бой нестройными толпами. Имея сильную конницу и хорошее вооружение, франки побеждали их в битвах. Но как только франкское войско уходило, саксы восставали, жгли и разрушали построенные в их стране крепости и монастыри, опустошали приграничные местности. Карл принуждал саксов принимать христианскую веру. Он ввел в стране жестокие законы: за малейшее неподчинение королю, за отказ от крещения или отречение от христианской веры, несоблюдение поста, за похороны по языческому обряду грозила смертная казнь. В ответ на очередное восстание Карл приказал казнить 4500 пленных. Он стал массами переселять саксов во внутренние области своего королевства. Но и эти жестокие меры не помогали. Свыше 30 лет саксы мужественно отстаивали свою свободу. Тогда Карл привлек на свою сторону подарками и наградами многих знатных саксов. После этого местная знать стала поддерживать завоевателей, что помогло Карлу подчинить саксов. Саксония была поделена на графства. Графами были назначены знатные франки и вожди саксов. Знать, епископы и монастыри получили в завоеванной стране обширные земли. Не менее ожесточенную борьбу вел Карл с аварами. После ряда походов страшный народ аваров, в течение нескольких столетий наводивший ужас на всю Восточную Европу, перестал существовать.

К концу правления Карла под его власть попали многие племена и народы. По размерам территории Франкское королевство приближалось к прежней Западной Римской империи. В 800 г. Карл прибыл в Рим и был провозглашен императором; папа в храме возложил на его голову императорскую корону.

Обряд коронования с помощью высших священнослужителей с тех пор стал распространяться в Европе. Франки и другие «варварские» народы всегда помнили о Великой Римской империи, которая объединяла весь христианский мир. После гибели Рима центр империи переместился на восток, в Константинополь — столицу Восточной Римской империи. Новый титул Карла делал его равным императору Восточной Римской империи. Казалось, его коронация означала восстановление Западной Римской империи. На самом же деле новая империя не имела с ней ничего общего. Теперь Карл стал повелителем почти всего западного христианского мира со столицей в Ахене. Завоевательные походы императора оправдывались расширением христианского мира. Новая империя была обширнее прежней. Карл, управляя подданными, разъезжал со своими приближенными (королевским двором) по всему государству. Дважды в год император собирал совет высшей знати — светской и духовной — и с их согласия издавал указы. На местах по-прежнему правили графы. Для контроля над ними Карл рассылал по всей империи «государевых посланцев» из близких ему людей. Сохранившиеся к этому времени свободные крестьяне не могли приобретать вооружение для службы в войске, ведь вооружение конного воина стоило намного дороже, чем ополченца. Поэтому хотя пешее ополчение еще сохранялось, в регулярное войско призывались владельцы больших участков земли или те воины, которых направляли и вооружали крестьяне за общий счет. Главную часть войска составляла конница. Самые состоятельные конные воины, приводившие с собой небольшой вооруженный отряд, могли получить, отличившись в битвах, титул рыцаря (от германского «риттер» — всадник, конный воин).

Карл Великий вошел в историю не только как великий полководец и политик, в годы его правления развивались культура, наука и образование.

Образование Восточной Римской империи. Внешняя и внутренняя политика императоров в V веке.

Византийская империя получила свое название от древней мегарской колонии, небольшого городка Византия, на месте которого в 324—330 гг. император Константин основал новую столицу Римской империи, ставшую затем столицей Византии, — Константинополь. Название «Византия» появилось позже. Сами византийцы называли себя римлянами — «ромеями» ('Ρωματοι), а свою империю — «ромейской». Византийские императоры официально именовали себя «императорами ромеев» (ο αυτοχρατωρ των 'Ρωμαιων), и столица империи долгое время называлась «Новым Римом» (Νεα 'Ρωμη). Возникнув в результате распада Римской империи в конце IV в. и превращения ее восточной половины в самостоятельное государство, Византия во многом была продолжением Римской империи, сохранившим традиции ее политической жизни и государственного строя. Поэтому Византию IV — VII вв. нередко называют Восточной Римской империей.

Разделение Римской империи на Восточную и Западную, повлекшее за собой образование Византии, было подготовлено особенностями социально-экономического развития обеих половин империи и кризисом рабовладельческого общества в целом. Области восточной части империи, тесно связанные друг с другом издавна сложившейся общностью исторического и культурного развития, отличались своеобразием, унаследованным от эллинистической эпохи. В этих областях не получило столь широкого распространения, как на Западе, рабство; в экономической жизни деревни основную роль играло зависимое и свободное население — общинное крестьянство; в городах сохранилась масса мелких свободных ремесленников, труд которых конкурировал с рабским. Здесь не было столь резкой, непроходимой грани между рабом и свободным, как в западной половине Римской державы, — преобладали разнообразные переходные, промежуточные формы зависимости. В системе управления в деревне (община) и городе (муниципальная организация) удержалось больше формально-демократических элементов. В силу этих причин восточные провинции значительно менее западных пострадали от кризиса III в., подорвавшего основы экономики рабовладельческой Римской империи. Он не привел к коренной ломке прежних форм хозяйственного строя на Востоке. Деревня и поместье сохранили свои связи с городом, многочисленное свободное торгово-ремесленное население которого обеспечивало потребности местного рынка. Города не переживали столь глубокого экономического упадка, как на Западе.

Все это обусловило постепенное перемещение центра экономической и политической жизни империи в более богатые и в меньшей степени затронутые кризисом рабовладельческого общества восточные провинции.

Различия в социально-экономической жизни восточных и западных провинций империи вели к постепенному обособлению обеих половин империи, подготовившему в конечном итоге и их политическое разделение. Уже в период кризиса III в. восточные и западные провинции длительное время находились под властью различных императоров. В это время на Востоке вновь ожили и укрепились подавленные римским господством местные, эллинистические традиции. Временный выход империи из кризиса в конце III — начале IV в. и укрепление центральной власти не привели к восстановлению государственного единства. При Диоклетиане власть была поделена между двумя августами и двумя цезарями (тетрархия — четверовластие). С основанием Константинополя у восточных провинций появился единый политический и культурный центр. Создание константинопольского сената знаменовало консолидацию их господствующей верхушки — сенаторского сословия. Константинополь и Рим стали двумя центрами политической жизни — «латинского» Запада и «греческого» Востока. В буре церковных споров наметилось и размежевание восточной и западной церквей. К концу IV в. все эти процессы обозначились настолько явственно, что разделение в 395 г. империи между преемниками последнего императора единой Римской державы Феодосия — Гонорием, получившим власть над Западом, и Аркадием, ставшим первым императором Востока, было воспринято как естественное явление. С этого времени история каждого из образовавшихся государств пошла своим путем.

В V — VI веках Восточная империя по существу оставалась рабовладельческим государством. Но это был период общего кризиса рабовладельческого строя, период его гибели. Попытки укрепить рабовладельческие порядки по сути дели были шагом назад, так как уже назревали новые общественные отношения.

Труд рабов широко применялся в ремесленных мастерских императора, городов, церкви и частных лиц, а также в домашнем хозяйстве. Наряду с рабским трудом использовался труд юридически свободных ремесленников, объединенных в корпорации и обязанных платить большую подать и выполнять ряд служебных обязанностей.

В сельском хозяйстве труд рабов также играл большую роль. В это время значительное развитие получает колонат. Однако общественное положение рабов и колонов продолжало все больше и больше сближаться, что способствовало их совместным действиям во время революционных выступлений. Особенность общественного устройства Восточной империи заключалась также в том, что наряду с крупным землевладением сохранились остатки мелких свободных земледельцев и свободных крестьянских общин. Крупное землевладение порабощало свободное крестьянство, но последнее пополнялось новыми поселенцами из «варварских» племен, особенно на Балканском полуострове.

В Восточной империи складывалось сословное деление: сановники и духовенство составляли высшее привилегированное сословие, а мелкие земельные собственники, колоны, торговцы и ремесленники являлись низшей, бесправной податной массой. Рабы находились вне сословного деления.

Положение народных масс как в деревне, так и в городе было чрезвычайно тяжелым. Натуральные подати, государственные повинности и денежные налоги ложились тяжким бременем на трудящиеся массы, ввергая их во все более глубокую [486] нищету. Тяжелыми повинностями были: доставка натуральных податей, особенно зерна, в государственные амбары, строительство оборонительных сооружений на границе, возведение и ремонт крепостных стен, строительство и починка дорог, поставки на армию и постой солдат. Не в лучшем положении находились и городские низы. Константинополь Маркс называл главным центром роскоши и нищеты на всем Востоке и Западе.

В результате жесточайшей эксплуатации широких народных масс города и деревни усилились восстания рабов и колонов на Балканах, наемников — «варваров» в Малой Азии, движения latrones (так называемых разбойников) в Сирии, Палестине и Египте. На рубеже V века Восточная Римская империя оказалась на краю гибели. Но господствующему классу удалось сплотить силы реакции и с помощью «варваров» потопить восстания в крови и тем самым отсрочить на некоторое время гибель рабовладельческого общества.

В политическом отношении Восточная Римская империя была бюрократическим государством, во главе которого стоял император, имевший неограниченную власть. Одна из основных задач разветвленного чиновничьего бюрократического аппарата состояла в том, чтобы выколачивать налоги из народа. Христианская церковь превратилась в идеологическую опору правительства. Свое привилегированное положение церковники использовали для личного обогащения. Так называемые «еретические» движения служили формой социального протеста против церкви как орудия рабовладельческого государства.

Одной из форм классовой борьбы в столице империи явилось движение «димов». «Димы» — это самоуправляющиеся организации городских кварталов или районов, которые выполняли как хозяйственные, так и полицейские функции. По сути дела они были политическими организациями города, но организационно выступали в виде спортивных цирковых партий, различавшихся по цвету одежды возниц, — голубые, зеленые, белые, красные. Цирк являлся тем местом многолюдных собраний, где народ мог предъявить правительству свои требования.

Социальный состав «димов» был весьма сложным. Так, например, руководящая верхушка «голубых» состояла из сенаторской аристократии и крупных землевладельцев, заинтересованных в укреплении рабовладельческих порядков и полном юс восстановлении на Западе. Все это определяло реакционность их внешней политики. Руководство «зеленых» находилось в руках откупщиков и богатых купцов, тесно связанных с восточными областями империи. Рядовые «диматы» принадлежали к средним и низшим слоям свободного городского населения. Классовые противоречия между богатой руководящей [487] верхушкой и «низами» «димов» были настолько глубокими, что часто беднота, входившая в состав различных «димов», объединялась для борьбы против господствующего класса, против правительства.

Содержание наемников, которые составляли большую часть армии, тяжелым бременем ложилось на население. Это вызвало массовый протест, который в 400 году закончился восстанием в Константинополе. Для борьбы с наемниками — готами — население столицы требовало оружия. Восстание началось в то время, когда армия находилась за пределами Константинополя. Восставшие воспользовались благоприятной обстановкой, закрыли ворота города, изолировали гарнизон от главных сил армии и перебили 7 тысяч готов. После этого восстания «димы» получили право иметь свои военные организации, что усилило их политическую роль. Вооруженная организация «димов» была невелика: так, в начале VII века на охрану крепостной стены «зеленые» могли выставить всего 500-1000 человек, а «голубые» — 900 человек.

Общественное и политическое устройство Восточной Римской империи определяло состав и характер ее вооруженных сил. В армии не разрешалось служить сенаторам (высшим сановникам), так как они могли узурпировать императорскую власть, что уже не раз делали полководцы этой армии. Запрещалась служба в армии и куриалам — городскому сословию, которое обязано было собирать налоги и нести тяжелые государственные повинности, а также ремесленникам и торговцам. Рабы в армию не допускались. Могли служить в войсках лишь низшие слои городского и сельского населения. Согласно существовавшей системе комплектования крупные и средние землевладельцы обязаны были давать определенное количество зависимых от них людей для службы в войсках. В армию обычно сбывали тех, кто с точки зрения землевладельца не представлял большой ценности. Можно было откупиться от этой повинности, выплатив определенную сумму за каждого положенного человека. Этим путем правительство получало солидные средства, на которые нанимало на службу «варваров».

Зачисленных в армию солдат клеймили, обращались с ними, как с рабами. Солдат приносил присягу и обязан был служить в армии 20-25 лет. Ему разрешалось вступать в брак, но дети солдата обязательно зачислялись в войска. Такая армия, естественно, не отличалась особой боеспособностью.

Большую часть армии,составляли наемники. На службу зачислялись целые отряды «варваров» во главе со своими военачальниками. В Римской империи даже в период «варваризации» армии командный состав укомплектовывался только римлянами. Через 10 лег после адрианопольского поражения [488] в армии Восточной Римской империи на службе состояло 40 тысяч готов. Наемники являлись надежной силой только для борьбы с народными восстаниями, но не годились для войн с внешним противником.

Политика «варваризации» армии встречала противодействие как в высших кругах, так и в низших слоях населения. В 397 или в 398 году один епископ писал императору: «Война для защиты государства не может с успехом вестись иноплеменными войсками. Берите защитников отечества с собственных полей и из подвластных городов. В них вы найдете настоящую охрану того государственного порядка и тех законов, в которых родились и воспитывались воины. Разве вы не видите крайней опасности в том, что те чуждые нам военные люди, которым вы вверили защиту нашей страны, могут захотеть господствовать над безоружным населением? Постарайтесь же умножить собственные легионы. Вместе с этим поднимется и народный дух, который с успехом выдержит борьбу с вражеским вторжением». Массы народа неоднократно восставали против наемников.

В V веке армии Восточной Римской империи пришлось вести борьбу в Африке с вандалами, а в Европе — с гуннами. С 442 года вандалам удалось прочно утвердиться в Африке. Гунны в 441 году напали на Восточную империю, взяли ряд балканских крепостей и разрушили их, а в фракийском Херсонесе разбили ее армию. Окончательный разгром император предотвратил, откупившись золотом. В 447 году гунны вновь вторглись в пределы империи, разорили около 100 городов и на берегах реки Вид вторично разбили римскую армию. Имлератор снова вынужден был откупиться и уступил гуннам часть территории империи. В 465 году император двинул против вандалов сильную армию и огромный флот (1113 судов). Но вандалы уничтожили флот у мыса Меркурия, что заставило отступить сухопутную армию. Ни флот, ни армия Восточной империи в V веке не в состоянии были успешно бороться с «варварами». Спасало империю ее богатство, дававшее возможность откупаться от «варваров» золотом, а также политика натравливания одних соседей на других.

Вторжения славян

Наиболее крупными были неудачи внешней политики Юстиниана на севере Балканского полуострова. Тройная линия крепостей, возведенная им здесь по правому берегу Дуная, не смогла сдержать напор варваров. Почти каждый год в своих набегах они разоряли северобалканские земли. В правление Юстиниана это были чаще всего тюрки-протоболгары, славяне и авары. Вторжения протоболгар участились с начала 40-х годов, а нападения аваров — с начала 60-х. Явившись из Приазовья в 558 г. к устью Дуная, они получили от Юстиниана разрешение поселиться в Паннонии в качестве союзников империи. Авары подчинили себе протоболгар, обосновавшихся здесь еще в середине V в., и распространили отчасти непосредственное господство, отчасти влияние на славянские племенные союзы, расселившиеся в первой половине VI в., еще до прихода аваров, на примыкавших к левому берегу Дуная территориях. К северу от Среднего Дуная, в бассейне Тиссы, авары основали мощное союзно-племенное объединение — Аварский каганат, ставший вплоть до второй четверти VII в. главным врагом империи на Балканах. Пренебрегая договором с империей, авары вместе с протоболгарами и славянами стали систематически разорять ее владения, достигая в набегах окрестностей Константинополя.

Наиболее серьезные последствия для империи имели, однако, вторжения славян. Их нападения начались еще при Юстине и стали почти ежегодными с начала правления Юстиниана I. Организованные в племенные объединения, славяне заселили сначала левобережье Нижнего и Среднего Дуная, куда возвращались с добычей и пленными после набегов на земли империи. Но с середины VI в., в отличие от других варваров, которые возвращались из походов в места постоянных поселений или уходили дальше на Запад, славяне стали все чаще задерживаться в пределах империи на зиму, а затем и расселяться на захваченных ими землях.

Основу общественного строя славян составляла земледельческая община с пережитками кровнородственных (большесемейных) отношений. Члены общины владели земельными наделами, права собственности на которые, как и на всю сельскую округу и угодья, принадлежали еще общине в целом. Первоначально захваченных в походах пленных (чаще всего византийцев) славяне либо продавали и отдавали за выкуп, либо оставляли, попрошествии нескольких лет, жить среди них на общих правах. Со временем, однако, особенно после поселения в империи, славянская племенная знать стала довольно широко использовать труд рабов в своих хозяйствах. Во главе племенных и союзно-племенных объединений стояли князья, но их власть ограничивалась племенными собраниями. Прокопий Кесарийский писал в середине VI в., что славяне все дела решают сообща, так как живут в «демократии».

Расселение славян на землях империи, помешать которому она оказалась не в состоянии, началось во второй половине VI в. Особенно массовый характер оно приняло в последние десятилетия VI и первые десятилетия VII в. В 602 г. посланные против славян левобережья нижнего Дуная войска отказались выполнить приказ зимовать в земле врага, подняли мятеж и ушли с дунайской границы, открыв ее для беспрепятственных переселений славян на территорию империи. Чаще всего они захватывали лучшие земли, потеснив местных жителей и обложив их данью. Славянская колонизация охватила огромные территории Балкан: они расселялись и к северу от Балканского хребта, и во Фракии, Македонии, Эпире, Греции, на Пелопоннесе и ряде островов Эгейского моря. К середине VII в. они стали вторым по численности (после греков) этносом на Балканах.

По большей части славяне сохраняли на новых местах свои прежние племенные названия. Известны наименования около 30 славянских племенных объединений. Византийцы обозначали их термином «славинии». В течение двух-трех веков славинии жили совершенно независимо, постепенно прекращая набеги на соседние земли и устанавливая мирные (в том числе торговые) отношения с местным населением. Иногда они объединялись для нападения или обороны в более крупные союзы. С 580-х до 670-х годов славяне не менее четырех раз осаждали Фессалонику, второй по значению и величине город империи, с целью сделать его своим политическим центром.

Тенденции к формированию собственной государственности не нашли, однако, у славян развития на византийской земле. Уровень их общественного строя еще не был достаточен для образования прочного союза и организации власти племенной верхушки над собственным и завоеванным населением. Славинии так и не стали государствами до их интеграции в состав империи. Процесс этот занял несколько столетий. Причем наибольший эффект давали не военные походы против славян, а соглашения с ними и обращение их в христианство.

Первоначально славяне опустошили значительные пространства империи, в том числе немало мелких и средних городов (в которых они не селились), множество византийцев было убито, Уведено в плен, обращено в рабство. Затем, прочно обосновавшись на издревле освоенных землях, славяне сами же возвращали эти земли к жизни. С развитием и усилением связей с местным населением славянская земледельческая община превращалась в соседскую, все реже становились переделы пахотной земли между семьями, упрочивались права полной собственности общинников на свои участки. В свою очередь, более консервативная славянская община оказала влияние на местную, ослабленную налогами, и содействовала укреплению крестьянского землевладения, ставшего в VII—IX вв. основой возрождения империи.

Пятый крестовый поход

Не принимая во внимание странного Крестового похода детей в 1212 году, вызванного желанием испытать действительность воли Божьей, Пятым крестовым походом можно назвать поход короля Андрея II Венгерского и герцога Леопольда VI Австрийского в Сирию (1217–1221). Вначале он шёл вяло, но после прибытия с Запада новых подкреплений крестоносцы двинулись в Египет и взяли ключ для доступа в эту страну с моря – город Дамиетту. Однако попытка захватить крупный египетский центр Мансуру успеха не дала. Рыцари ушли из Египта, и Пятый крестовый поход окончился восстановлением прежних границ.

Шестой крестовый поход

Шестой крестовый поход (1228–1229) совершил германский император Фридрих II Гогенштауфен, нашедший поддержку в рыцаряхТевтонского ордена и добившийся от египетского султана аль-Камиля (угрожаемого султаном Дамасским) десятилетнего перемирия, с правом владения Иерусалимом и почти всеми землями, некогда завоеванными крестоносцами. По окончании Шестого крестового похода Фридрих II короновался иерусалимской короной. Нарушение перемирия некоторыми пилигримами повело снова к борьбе за Иерусалим и окончательной его потере в 1244 г., вследствие нападения турецкого племени хорезмийцев, вытесненного из прикаспийских областей монголами во время движения последних на Европу.

Седьмой крестовый поход

Падение Иерусалима вызвало Седьмой крестовый поход (1248–1254) Людовика IX французского, давшего во время тяжкой болезни обет сражаться за Гроб Господень. В 1249 он осадил Дамиетту, но попал в плен вместе с большой частью своего войска. Путем очищения Дамиетты и уплаты большого выкупа Людовик получил свободу и, оставаясь в Акке, занимался обеспечением христианских владений в Палестине, пока смерть его матери Бланки (регентши Франции) не отозвала его на родину.

Восьмой крестовый поход

Вследствие полной безрезультатности Седьмого крестового похода тот же король Франции Людовик IX Святой предпринял в 1270 годуВосьмой (и последний) крестовый поход в Тунис, якобы с намерением обратить в христианство князя этой страны, но в действительности с целью завоевать Тунис для своего брата, Карла Анжуйского. При осаде столицы Туниса Людовик Святой умер (1270) от моровой язвы, истребившей большую часть его войска.

Конец Крестовых походов

В 1286 отошла к Турции Антиохия, в 1289 г. – ливанский Триполи, а в 1291 – Акка, последнее крупное владение христиан в Палестине, после чего они вынуждены были отказаться и от остальных владений, и вся Святая Земля соединилась опять в руках магометан. Так окончились Крестовые походы, стоившие христианам стольких потерь и не достигшие первоначально намеченной цели.

Исторические последствия крестовых походовбыли тем не менее весьма значительными для развития средневекового Запада. Поглотив беспокойную рыцарскую вольницу, они избавили Западную Европу от перспективы бесконечных грабежей и опустошений. Благодаря крестовым походам были установлены устойчивые торговые связи между Ближним Востоком и западноевропейскими городами Средиземноморья (прежде всего, североитальянскими республиками Венецией и Генуей), что, в свою очередь, способствовало оживлению торговли и подъёму городов в странах Западной Европы. Наконец, усвоение культурных достижений народов Востока (включая обычай мытья рук перед едой) способствовало ускорению развития Запада, набиравшего с каждым столетием всё более высокий темп и превратившегося к концу средних веков в самый экономически развитый регион мира, который обладал мощнейшим военным потенциалом. Последнее обстоятельство позволило Западу перейти на пороге Нового времени к колониальным захватам.

Завоевание Англии

После смерти Эдуарда Исповедника в начале января 1066 года нормандский герцог Вильгельм выдвинул претензии на корону Англии. Ему удалось заручиться поддержкой римского папы Александра II, своих нормандских вассалов, а также многих рыцарей из Бретани, Фландрии, Пикардии, Артуа. Вильгельму собрал войско численностью в 5-7 тысяч человек, из которых две тысячи были тяжеловооруженными конными рыцарями. Для переправы через Ла-Манш было подготовлено несколько сот кораблей, самые крупные из которых могли взять на борт до двенадцати лошадей.

Англосаксонский король Гарольд II знал о намерениях Вильгельма и собрал на юге Англии свое войско. Однако в середине сентября 1066 года на северо-восточном побережье Англии высадилась армия норвежского короля Харальда Сурового. К нему присоединил

Наши рекомендации