Хрестоматия по истории средних веков. / Под ред. С. Д. Сказкина и Н
/ Под ред. С. Д. Сказкина и Н. П. Грацианского. М., 1949.
Т. I. С. 303-304.
III. Средневековые ереси и борьба с ними церкви
Из постановления IV Латеранского собора
Отлучаем от церкви и предаем анафеме всякую ересь, подымающуюся против сей святой, православной католической веры... Осуждаем всех еретиков, какими бы они именами ни назывались: хотя обличив у них разное, но хвосты[12] взаимно сплетены между собою, ибо в отношении суеты они сходятся на одном. После осуждения пусть их выдают светским властям..., предварительно лишив клириков их званий, с надлежащим указанием наказания, с тем, чтобы имущество осужденных этого рода, если они были мирянами, конфисковалось, если же они были клириками, то оно обращается в пользу церквей, от которых они получали содержание.
Однако, если светский государь, в котором нуждается церковь, после указания церкви не позаботится очистить свою землю от сей еретической мерзости, пусть митрополит и прочие епископы соответствующей провинции наложат на него оковы отлучения. И если он пренебрежет дать удовлетворение позже года, пусть будет оповещен об этом верховный первосвященник[13], чтобы после этого он лично объявил eго вассалом, свободным от верности ему, а страну предложил бы занять католикам, которые, изгнав еретиков, владели бы ею… и сохраняли бы ее в чистоте веры.
Хрестоматия по истории средних веков
/ Под ред. С. Д. Сказкина и Н. П. Грацианского.
М., 1950. Т. II. С. 268 - 269.
Альбигойская «ересь»
Цезарий Гейстербахский «О ереси альбигойской»
Во времена папы Иннокентия[14]… когда еще продолжался раскол между королями Филиппом и Оттоном[15], кознью дьявола альбигойские ереси стали возрастать… Сила ереси была так велика, что пшеница веры во всей той стране, казалось, превратилась в плевелы заблуждения. Посланы были аббаты нашего ордена[16] и несколько епископов, чтобы мотыгой православной проповеди с корнем вырвать плевелы, но достигли они малого, ибо препятствовал противник людской, сеятель всякого зла. Альбигойцы признают два начала: бога доброго и бога злого, который, говорят они, сотворил все тела, как добрый бог – все души... Воскресение тел они отрицают; смеются над всеми благодеяниями, оказываемыми мертвым живыми[17]; входить в церковь или молиться там они считают совершенно бесполезным; крещение отвергают.
Они говорят, что ожидают славы для духа. Один монах, прибывший с упомянутыми аббатами, увидел рыцаря, который разговаривал со своим крестьянином, сидя на лошади. Сочтя его еретиком, как то и оказалось, монах подошел и говорит: «Скажите мне, честной муж, чье это поле?» Когда тот ответил «Мое», монах продолжал: «И что вы делаете с его плодами?» – «Я, – ответил рыцарь, – живу от них со своею семьею, кое-что также расходую на бедных». На вопрос монаха: «Чего хорошего ожидаете вы от этой милостыни?» – рыцарь ответил так: «Жду, чтобы дух мой со славою переселился после смерти». Тогда монах: «Куда переселился?» Говорит рыцарь: «По заслугам своим. Если он жил хорошо и заслужил того у бога, то он войдет в тело какого-нибудь будущего князя или короля, или иной знатной особы и будет в нем услаждаться, а если жил плохо, то войдет в тело несчастного и бедного, в котором будет мучиться». Глупец верил… что душа проходит сообразно заслугам через разные тела, даже животных и змей. И настолько усилилось заблуждение альбигойское, что вскоре заразило почти тысячу городов…
В год господа нашего 1210-й проповедовали по всей Германии и Франции принять крест против альбигойцев, и в следующем году поднялись против них в Германии – Леопольд, герцог австрийский, Энгильберт, …ныне архиепископ Кельнский, брат его Адольф, граф Бергский, Вильгельм, граф Юлихский, и многие другие разного чина и звания; то же произошло во Франции, в Нормандии и в Пуату. Главой и проповедником этого похода был Арнольд, аббат в Сито, впоследствии архиепископ Нарбонны. И пришли они к большому городу по названию Безье, в котором, говорят, было более 100 тыс. человек, и стали его осаждать. У них на глазах еретики осквернили книгу св. Евангелия и сбросили ее вниз христианам, стреляя и крича: «Вот ваш закон, несчастные». Христос же, насадитель евангелия, не оставил без отмщения нанесенную ему обиду. Ибо некоторые воины, возгоревшись ревностью к вере, точно львы… подставили лестницы и бесстрашно взошли на стены, и когда еретики, самим господом приведенные в смятение, отступили, они открыли ворота, и город был взят. Узнав из возгласов, что там вместе с еретиками находятся и православные, они сказали аббату: «Что нам делать, отче? Не умеем мы различить добрых от злых». И вот аббат (а также и другие), боясь, чтобы те еретики из страха смерти не прикинулись православными, а впоследствии опять не вернулись к своему суеверию, сказал, как говорят: «Бейте их всех, ибо господь познает своих». И перебито было великое множество.
Хрестоматия по истории средних веков
/ Под ред. С. Д. Сказкина и Н. П. Грацианского.
М., 1950. Т. II. С. 269 - 270.
3. Изложение «ереси» катаров[18] Бонакурсом[19]
Их ересь не только страшна, но и слишком ужасна и гнусна, чтобы ее излагать или слушать. Именно, одни из них говорят, что бог создал все элементы, другие говорят, что эти элементы создал дьявол; однако общее мнение катаров, что эти элементы разделил дьявол[20]. Они говорят также, что тот же дьявол создал Адама из грязи земной и заключил в него высшей силой некоего ангела света... Говорят, что он создал Еву, с которой сожительствовал, и от этого родился Каин, из крови которого... родились собаки, и поэтому они так верны людям... Супружество Адама и Евы, как они говорят, было запрещенным плодом. Они приводят и другое заблуждение, а именно, что все, что было создано в воздухе, в воде и на земле, было создано дьяволом, как-то: люди, все живое и неживое. От дочерей Евы и демонов, говорят они, родились великаны, которые узнали от демонов, своих отцов, что все сотворено дьяволом[21]. О Христе говорят, что он не имел живой плоти, не ел и не пил и не делал ничего по-человечески...
Говорят, что блаженный Сильвестр был антихристом, о котором говорится в «Посланиях»: «Сын погибели». С его времени, говорят они, церковь погибла[22]. Всех учителей церкви они хулят, а именно Амвросия, Григория, Августина, Иеронима[23]. Если кто-либо поест мяса, яиц, сыра, или какой-либо животной пищи, они говорят, что он ест свое осуждение.
Они убеждены, что всякий, кто клянется, будет осужден, и верят, что никто не может спастись иначе, чем принятым у них возложением рук, которое они называют крещением. По их мнению, дьявол только один; говорят, что луна – это Ева и что они сходятся раз в месяц... Все звезды они считают демонами. Наконец, они говорят, что помимо них никто не может спастись...