Методические рекомендации. Подготовку к семинарскому занятию необходимо начать с изучения соответствующих теме
Подготовку к семинарскому занятию необходимо начать с изучения соответствующих теме семинарского занятия разделов в основной литературе.
Для глубокого усвоения темы и написания реферата рекомендуется список дополнительной литературы.
При подготовке к семинару следует иметь в виду основные положения.
После распада СССР стало возможным говорить об истории России как самостоятельном государстве.
Наибольшие проблемы возникли в экономике страны. Начало экономических реформ сопровождалось падением промышленного производства, снижением жизненного уровня населения, товарным дефицитом, инфляцией, инвестиционным кризисом.
Экономические реформы в России начались в начале января 1992 года. Они носили радикальный характер. В основу проведения экономических реформ была положена идея монетаризма (Хайек, Фридмен). Основная идея монетаризма – ограничение государственного вмешательства в экономику финансовой сферой. Основная задача – контроль над денежной массой, находящейся в обращении с целью минимизации инфляционных издержек. Российскими адептами монетаристской парадигмы были Гайдар, Шохин, Чубайс. Они же и являлись разработчиками реформ. В исторической литературе отмечается, что у российских идеологов не было четко продуманной программы, концептуальную основу их действий составляли идеологемы монетаризма. Реформаторы ошибочно полагали, что монетаризм – универсальное экономическое учение, которое можно применять без учета действительности и конкретных социальных практик. Утопизм Гайдара и его последователей, как верно заметил исследователь В. Согрин, эффективен при разрушении социально-экономической системы, но не при ее созидании. Экономические реформы предусматривали: либерализацию цен, либерализацию торговли, приватизацию. Основные цели и задачи – насытить рынок товарами, создать материальные стимулы к труду, покончить с политикой государственного ценообразования, переход к механизмам рыночного ценообразования, отказ от государственного монополизма в сфере внутренней и внешней торговли, убыстрение товарооборота, появление частной собственности, создание класса собственников и предпринимателей. При этом предполагалось, что произойдет «незначительный рост цен» - в 2-3 раза. В соответствии с учением А. Смита, российские реформаторы надеялись, что рынок, рассматриваемый ими как саморегулирующийся механизм, сам запустит механизмы спроса и предложения, установит равновесную цену на выпускаемую продукцию. Как говорил президент РФ Б. Ельцин, хуже будет примерно полгода, а затем произойдет улучшение. Поскольку либерализация цен проходила в условиях отсутствия рыночной инфраструктуры и конкуренции, она привела к многократному росту цен и обнищанию населения. Цены выросли 20-30 раз, на отдельные товары в 100 раз. Согласно социологическим опросам, 70% населения не могли себе позволить что-то купить из обуви или одежды, поскольку все деньги уходили на питание. Неплатежеспособными оказалось не только российское население, но и промышленные предприятия. Возникло такое явление как взаимные неплатежи. Предприятия в условиях финансового кризиса перешли к заключениям бартерных сделок. Валютные запасы страны были исчерпаны. Россия, по оценкам специалистов, в своем социально-экономическом состоянии, откатилась на несколько десятков лет назад. Приватизация тоже не дала ожидаемых результатов. Ваучеры, которые население обменивало на акции российских предприятий, не приносили дивидендов, поскольку предприятия не получали прибыль. Даже такие традиционно прибыльные отрасли российской экономики как газовая и нефтяная работали себе в убыток. Лишь незначительная социальная группа, состоявшая из выходцев партийной номенклатуры, криминальных элементов, выкупили по низким ценам акции, став крупными собственниками. Не удивительно, что экономические реформы привели к поляризации доходов, увеличению децельного коэффициента, к маргинализации российского общества, обострению политической борьбы между коммунистами и демократами, к политическому конфликту 1993 года, а также к росту популярности партии В. Жириновского – ЛДПР, отражающей интересы маргиналов и деклассированных элементов российского общества. С точки зрения одних исследователей, не смотря на то, что имелись положительные последствия реформ (россияне стали собственниками, приватизировав жилье), в целом экономические реформы и идеология российских реформаторов, получившая название гайдарономики, потерпели неудачу, и закономерно привели к отставке Е. Гайдара. С точки зрения других исследователей, реформы Гайдара спасли Россию от социально-экономического коллапса, перевели российскую экономику на рыночные рельсы, покончили с товарным дефицитом и с коммунистическим прошлым, способствовали становлению российского демократического государства. Неудачи экономических реформ объясняются ими тяжелым советским прошлым, социально-экономическими итогами перестройки, непоследовательностью ельцинского курса, компромиссом с «красными директорами», на которые шел Президент. Согласно их взглядам, «шоковой терапии» как таковой не было. Ельцин не дал реформаторам осуществить задуманное. Следовательно, в отечественной историографии вопрос о последствиях и значении гайдарономики носит дискуссионный характер.
После отставки Гайдара правительство возглавил В. Черномырдин. Частичная социально-экономическая стабилизация закончилась в 1998 году, когда Черномырдин был отправлен в отставку и на должность премьер-министра был назначен Кириенко. Правительство Кириенко пыталось бороться с надвигавшимся на Россию финансовым кризисом, который начался на азиатских рынках, и по эффекту «домино» начал «валить» уже европейские финансовые рынки. Кириенко не решился на девальвацию рубля, опасаясь обострения социальной обстановки, не обладал необходимым опытом государственного управления. Он объективно не смог противостоять финансовому кризису в условиях глобализации. В августе 1998 года был объявлен дефолт, а затем проведена деноминация. Коалиционное правительство Е. Примакова пришло на смену правительству Кириенко. При Примакове началась экономическая стабилизация, были ликвидированы долги по заработным платам. Ельцин, опасаясь конкуренции со стороны популярного премьера, отправляет его в отставку. Примакова сменяет Степашин, на которого возлагается вина на то, что группа чеченских боевиков беспрепятственно вошла в Дагестан. Степашина сменяет Путин, который продемонстрировал решительность в наведении «конституционного порядка» на Северном Кавказе.
Оценивая социальные последствия реформ, можно сказать, что, помимо увеличения разрыва в доходах между бедными и богатыми, маргинализации российского общества, аномии, роста децельного коэффициента, обнищание населения, с одной стороны, и появления свербогатых, с другой, в российском обществе появились следующие негативные тенденции. Средний класс в результате реформ появился, но численность его оставалась и продолжает оставаться немногочисленной, что привело к тому, что политическая власть в лице среднего класса так и не приобрела мощной социальной базы. Кроме того, социальная мобильность, как вертикальная, так и горизонтальная, гораздо ниже, чем в западных странах. Такой важный социальный лифт как образование недостаточно востребован в российском обществе. Критерии социальной стратификации в российском обществе не совпадали раньше, не совпадают и теперь. Например, высшее образование не только не гарантирует высоких доходов, но и не гарантирует попадание в средний класс. Реформы привели к зарождению класса собственников и предпринимателей. Но этот класс не занял достойной роли в политической жизни. Напротив, такие олигархи как Березовский, Гусинский оказывали влияние на принятие политических решений. СМИ средину-конец 90-ых охарактеризовывали как «семибанкирщину». С политическим влиянием олигархов покончил В. Путин.
Второй вопрос непосредственно связан с первым, поскольку активизация политической борьбы между законодательной (Руцкой, Хасбулатов) и исполнительной властями в начале 90-ых связана с негативными социальными, экономическими последствиями проводимых реформ. Кроме того, были причины, носящие не только идеологический, но и правовой характер. Наивно было думать, что не было приверженцев возврата к социалистическому строю. Для некоторых людей это был привычный социальный уклад, образ их жизни. Коммунистические ценности, идеалы прочно засели в их сознании. Были партии Зюганова, Анпилова, отражающие их интересы. Росла и социальная напряженность в обществе, произошло крушение господствующих ценностей, идеалов, принципов. Проявления социальной аномии были очевидны. Советская конституция уже не соответствовала новой реальности. Советская власть должна была трансформироваться в новую, представительско-законодательную. Были допущены ошибки Ельциным в кадровой политике, который выбирал людей не по профессиональному принципу, а по принципу личной преданности. В своих «Записках президента» Ельцин так объяснил назначение Гайдара на должность главы правительства: он мне понравился. Кадровые назначения российского Президента не учитывали объективной реальности, повторяли исторические ошибки. Например, вице-президент А. Руцкой, который обеспечил поддержку армии и офицерского корпуса Ельцину при его избрании на президентский пост, был назначен ответственным за сельское хозяйство, что дало основания для политических оппонентов Ельцина говорить о возрождении «аракчеевщины».
События октября 1993 года неоднозначно интерпретируются в отечественной историографии. Одни исследователи считают, что Б.Н. Ельцин действовал в рамках правового поля, защищал демократические идеалы, не позволил стране вернуться в тоталитарное прошлое, а другие видят в его действиях основания для обвинения в преступлении против своего народа, эскалации социально-политической напряженности в стране, начало гибели демократии в России.
Последующее политическое развитие России характеризовалось падением авторитета Ельцина, сменой расстановки сил, набирающей популярность КПРФ и ее лидера Зюганова, обострением политической борьбы в 1996 на президентских выборах между противниками Ельцина и его сторонниками. В упорной борьбе, во втором туре Ельцин одержал победу над Зюгановым. В условиях продолжающей делигитимации власти и ее персонификации добровольная отставка Ельцина в конце 1999 года была закономерным итогом его правления. Впрочем, как и выбор приемника в лице Путина, набравшим к тому времени политические очки на поле битвы с исламистским терроризмом.
Конституция является основным законом государства, в котором провозглашается его политическое устройство, социально-экономический строй. Конституция по отношению к другим законам носит главенствующий характер. Поэтому неудивительно, что изучение Конституции привлекает внимание многих исследователей, в том числе историков. Этот вопрос связан с последующими вопросами: невозможно адекватно оценить российскую Конституцию, не имея информации о социальном, экономическом, политическом положениях, сложившихся в начале 90-ых гг. Российская Конституция, принятая 12.12.1993 года на общероссийском референдуме, получила противоречивую трактовку в среде историков, политологов, правоведов. С точки зрения одних специалистов по конституционному праву, Конституция закрепила демократическое устройство, разделение властей, защиту и равенство всех форм собственности, провозгласила права и свободы человека в качестве главной ценности, объявило государство социальным, заложила основы для построения в России правового государства и гражданского общества. Согласно точке зрения других правоведов, Конституция РФ дала в руки Президента РФ очень большой объем власти, сопоставимый с монархической, создав предпосылки для построения авторитарной политической системы и политического монополизма. Неоднозначность трактовок определяется не только той сложной социально-экономической, политической обстановкой 92-93 гг., но и сложившимся противоречиями между правовыми конституционными нормами и российской действительностью. Иначе говоря, декларативным характером российской конституции.
Четвертый вопрос рекомендуется подготовить в форме реферата, в котором необходимо раскрыть роль Б.Н. Ельцина в становлении российской государственности. Для создания полноценного портрета Ельцина рекомендуется обучаемым познакомиться с творчеством первого Президента России: «Исповедь на заданную тему», «Записки Президента», с его ежегодными посланиями Федеральному собранию, а также с аналитическими статьями В. Третьякова и О. Давыдова, опубликованными в «Независимой газете». Чтобы раскрыть роль Ельцина в российской истории, необходимо дать ему характеристику как личности: активный, упорный, склонен к авантюрам, в процессе своей деятельности стремиться создавать проблемные ситуации, из которых выходит победителем, обладает лидерскими качествами, но не интересуется «ценой победы». Понятно, что противоречивый характер Ельцина объективно приведет к тому, что его деятельность на посту Президента РФ нельзя оценивать однозначно.
Рассмотрение национального вопроса имеет актуальный характер, поскольку Россия является многонациональной, многоконфессиональной страной. На территории России, согласно статистическим данным, проживает более 100 этносов, в частности, 30 наций. К разрешению национального вопроса, как показывает историческая практика, руководство страны подходило необдуманно, что создавало благоприятную почву для расцвета национализма и шовинизма. Президент РФ Ельцин заявил: «берите столько суверенитета, сколько хотите». Распад СССР породил множество проблем, в том числе и территориально-этнических. Россия стояла на пороге распада или гражданской войны. Принятая в 1993 году Конституция РФ, провозгласившая федеративное устройство России, не могла повлиять на центробежные настроения региональных элит. Татарстан, Саха-Якутия и другие регионы хотели суверенитета, независимости от России. Потому в 1992 был подписан Федеративный договор, разграничивающий полномочия Центра и регионов. Позже аналогичные договоры были подписаны с другими субъектами РФ. Подобного рода договоры не составлялись на паритетных началах. Больше всего привилегий получили национальные республики, что заложило «мину замедленного действия» в основу федеративного устройства России. В целом четвертый вопрос освещается в проблемном ключе, сквозь призму противостояния центральной и региональной власти. Необходимо выявить также и этническую составляющую региональных конфликтов, раскрыть причины чечено-ингушского конфликта, в особенности российско-чеченского конфликта, его основные этапы, последствия, неудачи федеральных войск во время проведения «антитеррористических операций», дать оценку и характеристику причинам и сущности террористическому движению на территории РФ, охарактеризовать современную обстановку на территории Чечни, Ингушетии, Дагестана.
Пятый вопрос носит обзорный характер. Ответ можно начать с констатации того факта, что экономические, политические реформы, экономический кризис, политические конфликты тяжело отразились на состоянии российской культуры в целом и на общественном сознании в частности. Социальная аномия затронула в первую очередь культуру, вестернизация российского сознания имела не только позитивные, но и негативные последствия. Духовная сфера общества освободилось от пут государственной цензуры, культурные деятели могли смело высказывать свои взгляды, не боясь быть подвергнутыми гонениям и репрессиям со стороны властей.
Внешнюю политику России можно разделить на два этапа. Первый этап имел прозападное направление и сзывался с министром иностранных дел А. Козыревым. Сущность этого этапа можно свести к следующему: Россия ориентируется на западные ценности, является их проводником, а взамен получает финансовую помощь. Содержание данного этапа соответствовало представлениям российского истеблишмента об универсальном характере демократических идей, о США как их носителе, о дружеских намерениях Запада. Подобного рода романтизм, начатый еще Горбачевым и продолженный Ельциным, привел к игнорированию национальных интересов России. Второй этап имел многовекторное направление, подразумевал смещение акцентов с российско-американского направления на страны СНГ, Ближний Восток. Ярким воплощением смены внешнеполитической доктрины была деятельность на посту министра иностранных дел Е. Примакова.
План семинарского занятия
1. Социально-экономическое развитие. Экономические реформы и их политические, социальные последствия.
2. Политическое развитие России. Политический конфликт октября 1993 года: причины, сущность, значение. Принятие Конституции РФ и изменения в политическом устройстве России. Президентские (1991, 1996 гг.) и парламентские (1993, 1995 гг.) выборы.
3. Политический портрет Б.Н. Ельцина.
4. Региональная политика РФ. Взаимодействие федерального центра с субъектами РФ. Федеративный договор 1992 года. Межэтнические конфликты: осетино-ингушский (1992 г.), чеченско-россйский (боевые действия в Чечне в 1994 – 1996 гг., Вторая чеченская кампания в 1999 – 2000 г.). Правозащитное движение.
5. Развитие культуры в РФ. Общественно-политическая мысль в постперестроичную эпоху.
6. Внешняя политика РФ. Внешняя политика РФ. Российско-американские отношения. Россия и Европа. Россия и страны Центральной и восточной Европы. Россия и страны Азиатско-тихоокеанского региона. Россия и СНГ. Россия и югославский кризис.
Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:
1. Каковы причины проведения экономических реформ? Какова их сущность?
2. Каковы последствия экономических реформ?
3. Какие особенности стратификации российского общества стали проявляться в начале 90-ых гг.?
4. Как вы относитесь к политике «шоковой терапии»?
5. В чем причина политического кризиса октября 1993 года? Каковы его последствия?
6. Правильно ли поступил Б.Н. Ельцин, взяв курс на силовой способ разрешения политического конфликта в октябре 1993 года?
7. Какой политический режим фактически закрепила Конституция 1993 года: демократический или авторитарный?
8. В чем причины снижения политической популярности Ельцина?
9. В чем причина возникновения национальных конфликтов?
10. Почему начались боевые действия в Чечне?
11. Каковы причины поражения федеральных войск в Первой Чеченской компании?
12. Каковы причины и последствия успеха федеральных войск во Второй Чеченской компании?
13. Можно ли считать региональную политику РФ эффективной?
14. В чем причины наступления в России дефолта?
15. Почему Ельцин ушел в отставку?
16. Что способствовало избранию В.В. Путина на должность Президента?
17. В чем выразился противоречивое состояние российской культуры?
18. Какие этапы во внешней политики России можно выделить?
19. Какое историческое значение имеет реформаторская деятельность Б.Н. Ельцина?
Рекомендуемая тематика рефератов:
«Политический потрет Б.Н. Ельцина», «Культурное развитие России в постперестроичный период», «Е.Т. Гайдар как реформатор и государственный деятель», «Конституция РФ 1993 года: особенности и историческое значение», «Российско-чеченская война: причины, этапы, особенности, последствия»
Задание на дом:выполнить задания к самостоятельной работе по теме 1.2. Россия в конце XX века.
Список рекомендуемой литературы
1. История [Текст] / П.С. Самыгин и др. – изд. 15-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 474 с.
2. Апальков, В.С. История Отечества [Текст] / В.С. Апальков, И.М. Минаева. – М.: Альфа-М, Инфра-М, 2010.
3. Захаревич, А.В. История Отечества [Текст]. Учебник для ссузов / А.В. Захаревич. - 4-е изд. – М.: Дашков и К, 2009.
4. История России (IX-начало XXI вв.) [Текст]: учебник / под ред. проф. А.Ю. Дворниченко и проф. В.С. Измозика. – 3-е изд., испр. и дополн. – М.: Гардарики, 2005. – 479 с.
5. Бахтурина, А.Ю. История России. XX – начало XXI века [Текст]: учеб. пособие для вузов / Российская академия наук; Государственный академический университет гуманитарных наук; Научно-образовательный центр по истории. – М: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. – 526 с.
6. Культурология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. А.Н. Марковой. – 4-е изд., прераб. и дополн. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 400 с.
7. Новейшая история России [Текст]: учебник /А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2010. – 480 с.
Дополнительные источники:
1. Алексеева, Л.М. История инакомыслия в СССР. Новейший период [Текст] / Л.М. Алексеева. - Вильнюс-Москва, 1992.
2. Согрин, В.В. Политическая история современной России. 1985 – 1994: от Горбачева до Ельцина [Текст] / В.В. Согрин. - М., 1994.
3. Согрин, В.В. 1985 – 1995: реалии и утопии новой России [Текст] // Отечественная история, 1995, №4.
4. Гайдар, Е.Т. Государство и революция [Текст] / Е.Т. Гайдар. - М., 1985.
5. Ельцин, Б.Н. Записки президента [Текст] / Б.Н. Ельцин. - М., 1994.
Семинарское занятие № 3
Тема: Россия в начале XXI века
Цель:изучитьосновные события современной отечественной истории, выявить основные тенденции внутренней и внешней политики России;
- способствовать формированию общих компетенций.
Количество часов – в зависимости от специальности (см. по таблице на стр. 10 – 12)
В результате освоения темы обучающийся должен уметь:
- давать характеристику основным событиям изучаемого периода;
- выявлять причины, раскрывать последствия изучаемых фактов;
- раскрывать место и роль России в современной системе международных отношений.
Для формирования умений обучающийся должен знать:
- общепринятые исторические факты современной истории;
- основные тенденции развития современного российского общества;
- основные направления внешней политики России.
Основные понятия:модернизация, инновация, структурная перестройка экономики, монополизация экономики, государственный монополизм, «проклятие ресурсами», авторитаризм, дуумвират, коррупция, политическая консервация, «ручное управление», административная реформа, вертикаль власти, политический монополизм, «суверенная демократия», монетизация льгот, «материнский капитал», национальные проекты, «сбережение народа».
Ход занятия
1.Вступительное слово преподавателя: определение цели, задач семинарского занятия, проверка готовности к занятию.
2. Заслушивание рефератов (при их наличии).
3. Выступление студентов по плану семинарского занятия.
4. Обсуждение вопросов, общегрупповая дискуссия.
5. Подведение итогов (комментарии к оценке ответа, сбор конспектов на проверку преподавателю, объяснение домашнего задания при его наличии).