Методические рекомендации. При подготовке к семинарскому занятию, прежде всего, необходимо помнить о том

При подготовке к семинарскому занятию, прежде всего, необходимо помнить о том, что данная проблема в ведущих СМИ России подаётся в настоящее время искажённо и тенденциозно. Поэтому следует изучать события российской истории в 1917-1922 гг. всесторонне, опираясь исключительно на факты, а не на субъективные пристрастия, классовые и идеологические приоритеты.

При подготовке к первому вопросу необходимо уяснить следующее. События 1917 г. в России масштабны по своей значимости для судеб страны и мира. Отсюда важность научного анализа процессов, протекавших в нашей стране от Февраля к Октябрю 1917 г. Для их понимания следует хорошо изучить фактологию событий, сосредоточившись на изучении следующих важнейших аспектов проблемы:

а) исторические условия, предпосылки и причины Февральской буржуазно-демократической революции;

б) социально-экономическое, политическое и международное положение России от Февраля до Октября 1917 г.;

в) интересы ведущих классов российского общества, их отношение к политике Временного правительства, перспективам российской революции;

г) позиция и действия ведущих политических сил (политических партий, Советов, комитетов общественной безопасности) по вопросу развития страны после Февральской революции;

д) основные причины внутриполитических кризисов в стране от Февраля до Октября 1917 г. и их проявления в общественной жизни;

е) состав Временного правительства и его деятельность от марта до конца октября 1917 г.

В ходе изучения данных аспектов следует уяснить, что перспективы дальнейшего развития революционного процесса в стране в 1917 г. зависели от разрешения следующих основных противоречий: аграрного вопроса, вопроса о войне и мире, национального вопроса, вопроса о будущей политической форме правления, вопроса о путях (способах) ликвидации разрухи, выведения страны из экономического кризиса. Опираясь на это, курсанты (студенты) должны изучить позиции (программы) различных политических партий по разрешению данных противоречий, проанализировать отношение к данным проблемам со стороны основных классов (буржуазии и пролетариата) и сословий (помещиков, крестьян, духовенства) российского общества. Целесообразно также рассмотреть международное и внутреннее положение страны в период Первой мировой войны. При этом, особое внимание следует обратить на состояние Российской империи, положение её окраин (Украина, Кавказ, Средняя Азия и Казахстан, Финляндия, Польша, казачьи области и др.), а также экономическую и внутриполитическую обстановку в стране в 1917 году.

Особое значение для развития событий 1917 г. имела деятельность партии большевиков. Поэтому необходимо тщательно проанализировать действия РСДРП(б) от Февраля к Октябрю 1917 года. Начать следует с анализа:

· численности партии в феврале и октябре 1917 г.;

· процентного состава большевиков в различных общественно-политических организациях: Советах рабочих и солдатских депутатов на I и II Всероссийских съездах, фабрично-заводских комитетах;

· процентного количества голосов, полученных большевиками на выборах осенью 1917 г. в местные органы самоуправления (городские думы);

· влияния большевистской партии на события в стране, в особенности в период кризисов Временного правительства и т.д.

Кроме этого, необходимо помнить о действиях партии левых эсеров, ставших в Октябре 1917 г. союзниками большевиков. В конечном итоге, для разрешения данной проблемы важно получить объективные, научные ответы на следующие вопросы:

1) Какой путь развития стране предлагало Временное правительство, поддерживающие его политические и социальные силы? Почему народы России отвергли данный путь?

2) Какие альтернативные варианты общественного развития имелись осенью 1917 г. и почему они были не реализованы?

3) Какие факторы, причины привели к победе Советов в Октябре 1917 г.? В чём особенности перехода от этапа буржуазно–демократической революции к социалистической, Октябрьской?

4) Как можно охарактеризовать события Октября 1917 г.? Что это было? Великая социалистическая революция или заговор (переворот), совершённый партией большевиков?

Второй вопрос предполагает анализ причин, мотивов, целей, основных направлений, методов и средств революционных изменений в стране после Октября 1917 года. Точкой отсчёта являются решения и декреты II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов. Анализ первых социалистических преобразований правительства Советской России необходимо проводить по следующему алгоритму:

- выделить основные направления преобразований (политико-правовые, экономические, социальные, культурные);

- изучить исторические условия, в которых осуществлялись данные преобразования (экономическая и политическая ситуация в стране, действия контрреволюционных сил и др.);

- раскрыть цели и содержание преобразований (что и когда сделано);

- выявить социальную базу реформ (в интересах каких классов, социальных групп осуществлялись преобразования);

- подвести итоги преобразованиям, уяснить отношение к ним российского общества в 1917-1918 гг.;

- оценить историческое значение преобразований с точки зрения будущего и настоящего развития страны.

При подготовке данного вопроса студентам следует обратить внимание на комплексность социалистических преобразований, затрагивающих основные сферы жизни российского общества. Желательно также провести сравнительно-исторический анализ, в плане сопоставления преобразований осуществлённых в Октябре 1917 г. и в период английской (XVII в.) и французской (XVIII в.) революций.

При подготовке к третьему вопросу надо иметь в виду, что победа Советской власти («красных») в ходе Гражданской войны и интервенции — явление особенное и уникальное. При небывалом прежде в истории натиске внутренней и внешней контрреволюции, молодое Советское государство не только выжило, но и обеспечило разгром своих противников. Отсюда необходимость комплексного анализа Гражданской войны и интервенции, ее составляющих факторов: политических, военно-экономических, социальных, духовных и собственно военных.

Рекомендуется следующая последовательность изучения данной проблемы:

· уяснение сущности Гражданской войны и военной интервенции в России;

· выявление основных участников военных действий и их характеристика (политические цели, социальная база, месторасположение, военные силы, средства и методы ведения борьбы);

· политическая, социально-экономическая и идеологическая деятельность воюющих сторон (правительств) в местах расположения (дислокации и контроля);

· военная, военно-политическая и военно-экономическая организация противоборствующих сил;

· численность, расположение интервенционистских сил на территории России, их цели и задачи.

Изучив данные аспекты, далее надо проанализировать отношение ведущих политических (партий, Советов) и социальных (классов, сословий, социальных групп) сил к политике большевиков и левых эсеров. При этом не следует игнорировать значение первых декретов Советской власти, отношение большевиков к решению национального вопроса в стране, позицию ЦК РКП(б) по отношению к «военспецам» и т.д. В совокупности все данные явления стали предпосылкой победоносного завершения со стороны «красных» Гражданской войны и интервенции.

На семинарском занятии целесообразно выступить с сообщением (докладом) по следующим предлагаемым темам (на выбор одно сообщение, продолжительностью 10-12 мин):

а) Аграрная реформа П.А.Столыпина и отношение к ней основных классов и сословий России.

б) Влияние российской революции 1917 г. на мировой исторический процесс.

в) Политическая и государственная деятельность В.И.Ульянова-Ленина.

г) Политика Советской власти в области просвещения и образования.

При подборе литературы и определении содержания сообщения курсантам (студентам) следует в обязательном порядке проконсультироваться с преподавателем.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие причины привели к падению самодержавия и Временного правительства в 1917 г.?

2. Какова была тактика основных политических партий России в 1917 году?

3. Какие кризисы Временного правительства в 1917 г. вам известны? Чем они были вызваны и к чему привели?

4. Какие преобразования в экономической, социальной, политико-правовой и духовной сферах были осуществлены Советской властью в 1917-1920 гг.?

5. Какой характер имели первые преобразования Советской власти и каковы их итоги?

6. Почему именно «красные» одержали победу в ходе Гражданской войны и интервенции?

Рекомендуемая литература

Инв. 1717у. История России: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 (2008).

Инв. 1408у, 578у. Мунчаев Ш.М. История России: учеб. для вузов. 4-е изд. М.: Норма, 2000(2006,2007).

Инв. № 1693у. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / ред. А. Н. Сахаров. – М, 2008.

Инв. №1996у. История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2-х т. / Под ред. А. Н. Сахарова. Т. 2. – М., 2010.

Инв. № 1777у. Семенникова Л.И Отечественная история: учебник для вузов-9-е изд., М.: КДУ, 2008.

Инв. 1924у. Фортунатов В.В. Отечественная история: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009.

Инв. № 1744у. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / МГУ им. М.В. Ломоносова. – М, 2008.

Инв. № 1746к, 1747к. Виноградов А. В. Отечественная история в таблицах и схемах. Учебно-методическое пособие. В 2-х частях. – Новогорск, 2001.

Инв. № 2138у. Жукова Л.В. История России в датах: справочник / Л. В. Жукова, Л. А. Кацва. – М., 2011.

Данилов Ю.Н. На пути к крушению. Очерки из последнего периода русской монархии.- М., 1992

Инв. № 2522к. Корнеев В.В. Гражданская война и интервенция в России (1918 – 1922 гг.). Химки: АГЗ МЧС России, 2011.

Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. М., 1962. Т.31. С.113-118.

Инв. 1748к. Москалев Ю.А. Классы и партии в России в начале ХХ века: их программы и роль в общественно-политической жизни страны. Учебное пособие. – Новогорск, 2001.

Россия 1917 год: выбор исторического пути. М., 1999

Октябрьская революция: Мемуары: Керенский. Милюков. Краснов. Деникин. Станкевич. Соколов и др. М.: Орбита, 1991. 426с.

Отречение Николая II. Воспоминания очевидцев, документы: Сб. /Ред. П.Е.Щёголева. 2-е изд., доп., репринт. М.: Сов. Писатель, 1990. 253с.

Инв. 28249. Хоскинг Дж. Россия: народ и империя (1552-1917). М., 2000.

Чураков Д.О. «Третья сила» у власти: Ижевск, 1918 год //Вопросы истории. 2003. №5. С.30-45.

Холяев С.В. Три февраля 1917 года //Вопросы истории. 2003. №7. С.26-38.

Гайда Ф.А. Февраль 1917 года: революция, власть, буржуазия //Вопросы истории. 1996. №3.

Искендеров А.А. Гражданская война в России: причины, сущность, последствия //Вопросы истории. 2003. №10. С.75-95.

Занятие 6/5. Семинар

Наши рекомендации