Методические рекомендации. Подготовку к семинарскому занятию необходимо начать с изучения соответствующих теме

Подготовку к семинарскому занятию необходимо начать с изучения соответствующих теме семинарского занятия разделов в основной литературе.

Вначале необходимо дать определение понятию «перестройка». Под перестройкой можно понимать комплекс реформ, проводимых в СССР с 1985 по 1991 гг. с целью обновления советского строя демократическими элементами и построения коммунизма с «человеческим лицом». По своей сущности перестройка носила противоречивый характер, поскольку пыталась совместить тоталитарный и демократический режимы, плановую и рыночную экономику, партийное руководство и гласность, плюрализм мнений и коммунистический режим. Перестройку связывают с именем ее архитектора М.С. Горбачева.

Далее необходимо перейти к раскрытию сущности перестройки. Перестройка выразилась в том, что: 1) в экономической сфере государственным предприятиям давали большую самостоятельность, переводили их на хозрасчет и самоокупаемость, зародилось фермерское движение, появились негосударственные кооперативы, было заявлено о необходимости социально-экономического ускорения путем внедрения достижений научно-технической революции и модернизацией машиностроения как сердцевины экономики; 2) в политической сфере – провозглашена гласность, такие демократические принципы как «консенсус», «плюрализм мнений», «многопартийность», «альтернативные выборы», «парламентаризм», «правовое государство», реализовалась политическая концепция «нового мышления» в сфере международных отношений, проходила десталинизация и политическая реабилитация. Главный лозунг – больше социализма. Знаковая фигура того времени – Ленин; 3) в духовной сфере – публикация раннее запрещенных произведений Булгакова, Пастернака, Есенина, Ахматовой, Цветаевой, Солженицына.

Раскрыв сущность и содержание перестройки, переходим к выявлению ее причин. Причины перестройки можно назвать следующие: 1) объективные (экономическое, технологическое отставание СССР от западных стран, низкий уровень жизни населения, разложение партийно-государственного аппарата); 2) субъективные (в 70-80-ые годы пришли во власть относительно новые политики – Горбачев, Шеварнадзе, Рыжков, Яковлев, имеющие более высокий уровень образования, несвязанные со сталинским режимом и массовыми репрессиями, в марте 1985 года пришел к власти Горбачев, осознающий необходимость перемен).

Поскольку перестройка представляет собой исторический процесс, на который оказывали влияние различные факторы, то в исторической литературе выделяют этапы перестройки. С точки зрения содержания можно выделить следующие этапы перестройки: 1) апрель 1985 – конец 1986 гг: провозглашен курс на социально-экономическое ускорение страны, концепция нового политического мышления, усиление позиций Горбачева и устранение выдвиженцев Брежнева (Гришина, Кунаева, Романова), начало политической карьеры Ельцина в Москве; 2) январь 1987 – апрель 1988 гг. – озвучена идея демократизации общественной жизни, гласность, реформы в сфере управления экономикой, активизация национального движения в Казахстане, Нагорном Карабахе, идеологическая борьба между консерваторами и демократами - статья Андреевой «Не могу поступиться принципами»; 3) апрель 1988 – март 1990 гг.: поставлен вопрос о необходимости проведения политической реформы, направленной на строительство советского парламентаризма и правового государства, формирование многопартийности, вывод советских войск из Афганистана (1989 г.), падение коммунистических режимов в Восточной Европе (1988 – 1990 гг), объединение Германии (1990 г.), совестко-американский договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (1990 г.), активизация национального движения в Прибалтике и на Украине, выход из СССР Литвы (март 1990 г.) и начало распада СССР, Горбачев становится Президентом СССР (март 1990 г.), пытаясь усилить власть центра и ослабить центробежные силы; 4) март 1990 – август 1991 гг.: Горбачев проводит политику центризма, поддерживая консерваторов и пытаясь подавить народные выступления в Баку, Вильнюсе, то с усилившим свои позиции Ельциным (12.06.1991 г. – Ельцин стал Президентом России). Горбачев пытается предотвратить распад СССР, инициируя подписание нового союзного договора. Борьба консерваторов и демократов достигает своего апогея 19 – 21 августа 1991 г. Попытка государственного переворота провалилась, СССР распался в декабре 1991 года.

Итоги перестройки можно оценивать по-разному: с одной стороны, произошел распад СССР и гибель социалистического строя, а с другой – демократические реформы Горбачева продолжил Ельцин и его команда. В тезисной форме итоги сводились к следующему : 1) распад социалистического лагеря и распад СССР; 2) международная разрядка; 3) рост внешнего долга; 4) демократизация политической и духовной жизни; 5) внедрение рыночных элементов в экономику; 6) падение жизненного уровня населения ( тотальный дефицит, введение карточной системы).

Причины неудачи перестройки: 1) непоследовательность и непродуманность экономических реформ; 2) сокращение поступлений в государственный бюджет из-за антиалкогольной компании, резкого снижения валютной выручки из-за падения мировых цен на нефть и газ; 3) затраты на ликвидацию чернобыльской катастрофы (апрель 1986 г.); 4) разрушение хозяйственных связей между республиками СССР, между СССР и Восточной Европы; 5) нерешительность Горбачева (политика Центризма); 6) снижение жизненного уровня населения.

В заключении необходимо сделать вывод о том, чем являлась перестройка: комплексом реформ или социальной революцией. М.С. Горбачев считал, что между революцией и перестройкой можно поставить знак тождества. Его оппоненты оценивали перестройку как удавшуюся операцию ЦРУ по развалу СССР, как своего рода диверсию западных спецслужб. В научной литературе высказывается также мнение, что поскольку преобразования 1985-1991 гг. носили «половинчатый характер», то перестройка по своей сущности представляет комплекс реформ. Понятно, что невозможно сделать вывод о сущности перестройки, не зная содержание понятий «социальная революция», «реформа». Определения этих понятий можно найти в энциклопедической литературе.

План семинарского занятия

1. Перестройка: сущность и содержание.

2. Причины перестройки.

3. Основные этапы перестройки.

4. Итоги перестройки и ее историческое значение.

5. Политический портрет М.С. Горбачева

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Что такое перестройка? В чем она выразилась?

2. Можно вслед за Горбачевым утверждать, что по своей сущности перестройка – это социальная революция?

3. Почему началась перестройка?

4. Какие факторы способствовали приходу М.С. Горбачева к власти?

5. Какие этапы выделяют историки, занимающиеся изучением перестройки?

6. Что мешало переходу советской экономики на рыночные отношения?

7. Каковы причины и последствия антиалкогольной компании?

8. В чем выразилась демократизация политической жизни?

9. Почему М.С. Горбачев ввел институт президентства?

10. В чем причины появления статьи Н. Андреевой в газете «Советская Россия»?

11. К чему привела политика «бонапартизма», которую проводил М.С. Горбачев?

12. Почему ГКЧП потерпело поражение? Каковы исторические последствия этого события?

13. Каковы причины и последствия распада СССР? Можно ли было сохранить советскую империю?

14. Можно ли сказать, что перестройка удалась?

15. Какой вклад внес М.С. Горбачев в отечественную историю?

Задание на дом:выполнить задания к самостоятельной работе по теме 1.1. Перестройка и распад СССР

Рекомендуемая тематика рефератов:«Политический портрет М.С. Горбачева», «Перестройка и ее историческое значение», «Общественно-политическая мысль в годы перестройки», «Культурная революция в СССР», «Политика «нового мышления»: сущность и историческое значение».

Список рекомендуемой литературы

1. История [Текст] / П.С. Самыгин и др. – изд. 15-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 474 с.

2. Апальков, В.С. История Отечества [Текст] / В.С. Апальков, И.М. Минаева. – М.: Альфа-М, Инфра-М, 2010

3. Захаревич, А.В. История Отечества [Текст]. Учебник для ссузов / А.В. Захаревич. - 4-е изд. – М.: Дашков и К, 2009.

4. История России (IX-начало XXI вв.) [Текст]: учебник / под ред. проф. А.Ю. Дворниченко и проф. В.С. Измозика. – 3-е изд., испр. и дополн. – М.: Гардарики, 2005. – 479 с.

5. Бахтурина, А.Ю. История России. XX – начало XXI века [Текст]: учеб. пособие для вузов / Российская академия наук; Государственный академический университет гуманитарных наук; Научно-образовательный центр по истории. – М: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. – 526 с.

6. Новейшая история России [Текст]: учебник /А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2010. – 480 с.

Дополнительные источники:

1. Алексеева, Л.М. История инакомыслия в СССР. Новейший период [Текст] / Л.М. Алексеева. - Вильнюс-Москва, 1992.

2. На пороге кризиса. Нарастание застойных явлений в партий и в обществе [Текст]. - М., 1996.

3. Брежнев, Л.И. Материалы к биографии [Текст]. - М., 1991.

4. Волкогонов, Д.А. Семь вождей [Текст]. - кн.2. - М., 1997.

5. Согрин, В.В. Политическая история современной России. 1985 – 1994: от Горбачева до Ельцина [Текст]. - М., 1994.

6. Согрин, В.В. 1985 – 1995: реалии и утопии новой России [Текст] // Отечественная история, 1995, №4.

7. Ельцин, Б.Н. Записки президента [Текст] / Б.Н. Ельцин. - М., 1994.

Семинарское занятие № 2
Тема: Россия в конце XX века

Цель:дать общие представления об экономических, политических, социальных реформах;

- способствовать формированию общих компетенций.

Количество часов – в зависимости от специальности (см. по таблице на стр. 10 – 12)

В результате освоения темы обучающийся должен уметь:

- давать характеристику экономическим, политическим, социальным реформам;

Для формирования умений обучающийся должен знать:

- причины, сущность экономических, политических, социальных реформ;

- основные проблемы региональной политики и основные направления внешней политики России.

Основные понятия:монетаризм,либерализация, эпоха «дикого капитализма», «шоковая терапия», приватизация, ваучер, инфляция, гиперинфляция, дефолт, деноминация, экономический кризис, «финансовые пирамиды», естественные монополии, политический конфликт, национальный конфликт, Конституция, разделение властей, социальное государство, федерализм, республиканизм, светское государство, «демографическая яма», политический кризис, президентская республика, суперпрезидентская республика, делигитимация власти, атлантизм.

Ход занятия

1.Вступительное слово преподавателя: определение цели, задач семинарского занятия, проверка готовности к занятию.

2. Заслушивание рефератов (при их наличии).

3. Выступление студентов по плану семинарского занятия.

4. Обсуждение вопросов, общегрупповая дискуссия.

5. Подведение итогов (комментарии к оценке ответа, сбор конспектов на проверку преподавателю, объяснение домашнего задания при его наличии).

Наши рекомендации