Изучение Эфиопской агиографии

Прорывом в изучении эфиопской Житийной литературы явилась докторская диссертация Тураева[9] об агиологических источниках истории Эфиопии, опубликованная в виде монографии в 1902 г. Согласно признанию самого автора, существенное методологическое влияние на нее оказала отечественная школа изучения древнерусских житий, созданная В. О. Ключевским[10]. Энциклопедическая работа Тураева стала высоким образцом, к которому лишь спустя 80 лет смог приблизиться израильский ученый С. Каплан и еще позднее - нем. исследователь Ф. Хайер. Агиографический материал широко использовал в исторических исследованиях эфиопист С. Б. Чернецов[11]. В 1973 г. он опубликовал перевод Жития Яфкерана Эгзиэ (по условиям того времени сотрудник АН СССР мог сделать это лишь анонимно). В настоящее время исследование эфиопской Житийной литературы продолжает ученик Чернецова Д. А. Носницын. Так же пространные эфиопские жития интенсивно изучают и издают италянские ученые П. Маррассини и А. Баузи.

Изучение эфиоп. агиографии начал И. Лудольф, составивший и опубликовавший в конце XVII в. 1-й список дней памяти святых Эфиопской Церкви. Списки эфиопского Синаксаря подробно разобраны в каталогах А. Дилльмана и Э. Зотенбера. Дж. Сапето первым издал выдержки из него c переводом и комментарием. Полный перевод памятника на английский язык был опубликован У. Баджем, а его издание с французским переводом последовательно осуществлено в середине «Patrologia Orientalis». Первым произведением эфиопской агиографии, изданным полностью с переводом на европейский язык, стало Житие Абба Йоханни из Дэбрэ-Аса, выпущенное в 1884 г. Р. Бассе, вслед за которым отдельные жития с переводом опубликовали Ж. Перрюшон, Бадж, К. Конти Россини и другие. Впоследствии в середине «Corpus scriptorum christianorum orientalium» были опубликованы эфиопские пространные жития двух святых аксумской эпохи (Vitæ Sanctorum antiquiorum; изд. Конти Россини) и несколько святых эпохи Соломонидов (Vitæ Sanctorum indigenarum; изд. И. Гвиди, Конти Россини, Б. А. Тураев, Ж. Колен, Э. Черулли, С. Кур и др.), ряд мученичеств (Acta martyrum; изд. Ф. Эштевиш Перейра) и различные монашеские сборники (изд. В. Аррас). В настоящее время издание памятников в этой серии продолжается.

Список литературы:

1. Тураев, Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии

2. Православная Энциклопедия (http://www.pravenc.ru/)

3. Сайт «Восточная литература. Средневековые исторические источники востока и запада» (http://www.vostlit.info/)

4. Википедия (https://ru.wikipedia.org)


Имена и понятия:

Аксумское царство, геэз, «Гадла самаэтат», салам, Дэбрэ-Бырхан, эпоха Соломонидов, девять преподобных, династия Загве, Ахмад Ибрахим аль-Гази, кидан, Б. А.Тураев, В.О. Ключевский, С. Б. Чернецов, царь Лалибала, царь Харбайэ, Маскаль-Кебра, Габра-Манфас-Кеддус.

[1] Аксумское царство - одна из самых могущественных держав поздней античности и раннего средневековья, принявшая в сер. IV в. христианство в качестве гос. религии. В периоды наибольшего расширения охватывала сев. часть Африканского Рога и ряд районов на юго-западе Аравийского п-ова.

[2] Геэ́з - классический эфиоп. язык, литургический язык Эфиопской Церкви, остававшийся единственным лит. языком христ. Эфиопии до рубежа XIX и XX вв. Принадлежит к южнопериферийной подгруппе семит. группы афразийской (семито-хамитской) языковой семьи. Вместе с языками тигринья и тигрэ его причисляют к сев. эфиосемит. языкам (к юж. эфиосемитским относят амхарский, гураге, харари, аргобба и гафат). За пределами Африканского Рога наибольшей близостью к Г. отличаются сабейский и араб. языки. Признаков существования в Г. диалектов не засвидетельствовано.

[3] Дэбрэ-Бырхан - Одна из первых столиц Эфиопии, Дэбрэ-Бырхан был основан в середине XV столетия императором Зара Якобом, который увидел падающим на этом месте «небесный свет» и который властитель Эфиопии воспринял как божественный знак, последовавший вслед за казнью (побиванием камнями) 38 еретиков. На месте чуда, которое учёные связывают с кометой Галлея (1456 год), Зара Якоб приказал построить две церкви и дворцовый комплекс, в котором и жил до своей смерти.

Далее вплоть до начала XIX века Дэбрэ-Бырхан не играл существенной роли в жизни Эфиопии, пока властитель (негус) провинции Шоа Акфа Васан (1775—1808 годы) не сделал его своей резиденцией. Его сын, Сайле Селассие, восстановил город после разрушений, причинённых ему во время нападения племён оромо и построил в нём церковь Святой Троицы.

[4] Зара Якоб - (1399, Тельк, обл. Фатагар - 26.08. 1468, Дэбрэ-Бырхан), эфиоп. царь из династии Соломонидов (с 19/20 июня 1434). Тронное имя - Константин I. В Эфиопской Церкви почитается как святой (пам. эфиоп. 3 пагумена (26 авг.)). Сыграл важную роль в становлении Эфиопии как христ. монофизитского гос-ва с местной спецификой в сфере церковной обрядности.

[5] Девять преподобных - девять ромейских святых; в западной традиции - the Nine Saints, группа монахов, прибывших в кон. V - нач. VI в. в Эфиопию из Византии и, согласно местному церковному преданию, сыгравших решающую роль в распространении христианства на территории страны. Список Девяти преподобных дошел в нескольких версиях, в результате чего общее их число достигает 12.

[6] Загве́ - династия христианских царей Эфиопии, правившая после падения Аксумского царства (X или XII в.) до 1270 г., когда ей на смену пришла династия Соломонидов. Наиболее убедительна этимология родового имени Загве от эфиопского слова «за-агау» (тот, что из (народа) агау, агауский), которое стало прозвищем. Группа кушитоязычных этносов, объединенных названием агау, населяла в те времена обширные территории, расположенные к югу от Аксума, в т. ч. области Уаг (Ваг) и Ласта,- ядро владений Загве. Имена некоторых царей Загве, такие как Марара, Та(н)та(вэ)дэм, Лалибала, имеют, судя по всему, агауское происхождение.

[7] Ахмада Ибрахим аль-Гази - правитель мусульманского султаната Адал, расположенного на территории нынешних Сомали и Джибути, известный военачальник, один из главных участников Адало-эфиопской войны.

[8] Кидан завет, полученный святым от Бога, как правило, накануне своей кончины.

[9] Борис Александрович Тураев (24 июля (5 августа) 1868, Новогрудок, Минская губерния — 23 июля 1920, Петроград) — востоковед, основоположник отечественной школы истории и филологии Древнего Востока и эфиопистики. Наряду с Владимиром Семёновичем Голенищевым считается основоположником египтологии в России. Академик Российской академии наук в Петрограде с 1918. Автор свыше 150 работ, посвященных проблемам истории, истории религии и церкви, археологии, искусства, филологии, источниковедения и историографии, член Императорского Православного Палестинского Общества.

[10] Васи́лий О́сипович Ключе́вский (16 [28] января 1841, Воскресеновка, Пензенская губерния — 12 [25] мая 1911, Москва) — российский историк, ординарный профессор Московского университета; ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по истории и древностям русским (1900), председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник.

[11] Севир Борисович Чернецов (1943—2005) — один из ведущих российских эфиопистов, крупнейший историк христианской Эфиопии. Автор множества публикаций по истории Эфиопии, переводчик исторических источников с амхарского и геэза, член редколлегии журнала «Христианский Восток», энциклопедии «Aethiopica».

Наши рекомендации