Экспериментальная работа №1. Изучение и анализ дыхательной аритмии в аутоэксперименте. Изучение пробы Данини – Ашнера.

Оснащение работы:электрокардиограф, испытуемый.

Ход работы:

- включить заземленный электрокардиограф в сеть и при нулевом положении переключателя дать ему прогреться 5-10 минут;

- после прогрева отрегулировать усиление так, чтобы калибровочному сигналу в 1 мВ соответствовал размах записи в 1 см.;

- испытуемому в лежачем положении на конечности наложить отводящие электроды, под которые помещают марлевые салфетки, смоченные физраствором;

- испытуемый максимально расслабляется;

- к отводящим электродам подключить провода в последовательности: красный - правое предплечье (внутренняя поверхность) желтый - левое предплечье; зеленый - левая голень; черный - правая голень;

- в положении переключателя I включить лентопротяжный механизм и записать калибровочный импульс;

- перевести переключатель в положение II и произвести запись;

- сделать глубокий вдох и, задержав дыхание, сделать запись;

- проанализировать запись во II стандартном отведении, объяснив механизм удлинения интервала Т-Р на максимуме вдоха и задержке дыхания;

- надавить при закрытых веках на глазные яблоки в течение 30 секунд, одновременно включив запись;

- проанализировать запись, объяснив механизм удлинения интервала Т-Р при надавливании на глазные яблоки;

- объяснить электрофизиологический механизм обоих явлений;

- объяснить при какой патологии можно использовать пробы Данини – Ашнера и Вальсальвы;

- объяснить какими способами фармакологических воздействий можно:

А – замедлить ритм сердца; Б – участить ритм сердца; В – подавить эктопический ритм.

Экспериментальная работа №2. Изучение эффектов стимуляции и блокады М - холинорецепторов миокарда лягушки.

Оснащение работы:лягушки; препаровальные доски, иглы; ножницы, пинцеты; раствор ацетилхолина (1:50000); 0,1% раствор атропина сульфата; секундомер.

Ход работы:

- препаровальной иглой через ромбовидную ямку у лягушки разрушить спинной мозг;

- спинальную лягушку зафиксировать на препаровальной доске;

- ножницами вскрыть грудную клетку и обнажить сердце;

- рассечь и удалить сердечную сорочку;

- определить число сердечных сокращений за 1 минуту;

- нанести на сердце 2 – 3 капли раствора ацетилхолина (1:50000);

- зарегистрировать реакцию сердца на нейромедиатор по изменению частоты сердечных сокращений;

- нанести на сердце 2 капли М-холиноблокатора – 0,1% раствора атропина сульфата;

- вновь сосчитать частоту сердечных сокращений в минуту;

- сделать вывод об изменении деятельности сердца при парасимпатической стимуляции и блокаде;

- объяснить, какими фармакологическими влияниями, можно повысить частоту сердечных сокращений при брадиаритмии;

- объяснить, какими фармакологическими влияниями, можно понизить частоту сердечных сокращений при тахиаритмии.

Самостоятельная домашняя работа

1.Проработать учебный материал по основной литературе (с. 220 - 231) и конспекту лекции.

2.Изучить таблицу на стр.221 – 222 учебника и письменно ответить на вопросы:

- В чем функциональное различие миоцитов рабочего миокарда и проводящей системы?

- Какова зависимость степени автоматизма от величины потенциала покоя?

- При каких условиях миоциты рабочего миокарда начинают водить ритм? (см. дополнительно учебник и лекционный материал).

3.Решить тестовые задания и ответы представить преподавателю.

Тесты для самоподготовки

1.Укажите причины синусовой тахикардии: а - возбуждение симпатоадреналовой системы; б - возбуждение парасимпатической системы; в - повышенный вход в пейсмейкеры синусового узла ионов натрия и кальция; г - снижение входа в пейсмейкеры синусового узла ионов натрия и кальция; д - снижение потенциала покоя и порогового потенциала мембран пейсмейкеров синусового узла; е - повышение потенциала покоя и порогового потенциала мембран пейсмейкеров синусового узла; ж – гиперполяризация мембран пейсмейкеров синусового узла.

2.Укажите причины синусовой брадикардии: а - превалирование симпатических влияний над парасимпатическими; б - превалирование парасимпатических влияний над симпатическими; - передозировка М-холиномиметиками, b-адреноблокаторами, антихолинэстеразными препаратами и сердечными гликозидами; в - передозировка М-холинолитиками, b-адреномиметиками; г - замедленный вход в пейсмейкеры синусового узла ионов Νа и Са; д - повышение величины потенциала покоя пейсмейкеров синусового узла; е - повышение величины порогового потенциала пейсмейкеров синусового узла; ж - ускорение диастолической деполяризации пейсмейкеров синусового узла; з – раннее открытие натриевых каналов пейсмейкеров синусового узла.

3.Укажите метаболические, электрофизиологические и функциональные нарушения в миоцитах эктопического очага: а - снижение образования АТФ; б - гиперпродукция АТФ, в - снижение активности мембранных ионных насосов; г - повышение активности мембранных ионных насосов; д - понижение содержания внутриклеточного натрия и кальция; е - повышение содержания внутриклеточного натрия и кальция; ж - снижение значения потенциала покоя до пороговой величины; и - повышение значения потенциала покоя и порогового потенциала.

4.Отметьте метаболические и электрофизиологические нарушения в миокарде, формирующие феномен «повторного входа»: а - однородность метаболических и электролитных нарушений в соседних клетках поврежденного миокарда; б - разнородность метаболических и электролитных нарушений в соседних клетках поврежденного миокарда; в - синхронность фаз деполяризации и реполяризации в соседних клетках поврежденного миокарда; г - десинхронизация фаз деполяризации и реполяризации в соседних клетках поврежденного миокарда.

5.Укажите варианты аритмий, обусловленных феноменом «повторного входа»: а - пароксизмальная тахикардия предсердий; б - пароксизмальная тахикардия желудочков; в - мерцание предсердий; г - трепетание предсердий; д - сердечные блокады; е - одиночные экстрасистолии; ж - множественные экстрасистолии.

6.Укажите характерные для АВ-блокады I степени нарушения проведения возбуждения: а - постепенным удлинением интервала PQ; б - стабильным удлинением интервала PQ; в - периодическим выпадением желудочковых комплексов (QRS); г - полным разобщением предсердного (P – и желудочковых (QRS) комплексов)

7.Укажите характерные для АВ-блокады II степени нарушения проведения возбуждения: а - стабильным удлинением интервала PQ; б - постепенным удлинением интервала PQ; в - периодическим выпадением желудочковых комплексов (QRS); г - полным разобщением предсердного (P) и желудочковых (QRS) ритмов.

8.Укажите последствия продолжительного приступа пароксизмальной желудочковой тахикардии: а - увеличение сердечного выброса, б - уменьшение сердечного выброса, в - увеличение коронарного кровотока, г - уменьшение коронарного кровотока; д - повышение систолического АД; е - понижение систолического АД; ж - повышение риска инфаркта миокарда.

Занятие №5

Наши рекомендации