Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы.
Отбор конкретного естественно-научного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.
1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:
— уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;
— необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
— зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
— преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.
3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.
К учебнику разработаны рабочие тетради, в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.
Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания». В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в содержании программы.
Предполагаемые результаты.
1. К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:
— воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
— различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;
— ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
— различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
— различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
— определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
— устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
— описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
— сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:
—анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
— различать основные нравственно-этические понятия;
— рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
— участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
2. К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:
— составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.
— называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
— оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
— различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;
— кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;
— называть царства природы;
— описывать признаки животного и растения как живого существа;
— моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
— различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
— устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
— описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
— сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;
К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться:
— «читать» информацию, представленную в виде схемы;
— воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;
— ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»
— проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
— приводить примеры из Красной книги России (своей местности).
3. К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:
— характеризовать условия жизни на Земле;
— устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
— описывать свойства воды (воздуха);
— различать растения разных видов, описывать их;
— объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
— объяснять отличия грибов от растений;
— характеризовать животное как организм;
— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
— составлять описательный рассказ о животном;
—приводить примеры (конструировать) цепи питания;
— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;
— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
— работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:
— ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
— проводить несложные опыты по размножению растений.
— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена
— ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);
— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
4. К концу обучения в четвертом классе учащиеся научатся:
— характеризовать признаки живого организма, характерные для человека;
— моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
— устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;
— оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;
— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карты объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
— описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
— составлять рассказ-описание о странах-соседях России;
— различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;
— соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;
— называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох ( в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
— различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя Президента современной России;
— описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);
— называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
К концу обучения в четвертом классе учащиеся могут научиться:
— применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;
— различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
— раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) /в рамках изученного/.