Принципы отбора содержания и организации учебного материала

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

Факультет психологии и педагогики

Кафедра социальной педагогики и социальной работы

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета психологии и педагогики

____________ Пашкин В.С.

(подпись)

«30» сентября2012 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»

Направление подготовки 050400.62 – Психолого-педагогическое образование

Профиль – Психология и социальная педагогика

по учебному плану набора 2012 г.

форма обучения – ОЧНАЯ

Составители: Волгина Т.Ю., к.п.н., доцент кафедры

социальной педагогики и социальной работы _______

(подпись)

Кульчейко О.В., к.п.н., доцент кафедры

социальной педагогики и социальной работы _______

(подпись)

Учебно-методический комплекс составлен на основании

ФГОС ВПО 2010 г.

Рассмотрен на заседании кафедры

«5»сентября 2012 г. Протокол № 1.

Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Маврин С.А.

__________

(подпись)

Учебно-методический комплекс одобрен

Советом (Учебно-методической комиссией)

факультета психологии и педагогики

«12» сентября 2012 г. Протокол № 1.

Омск, 2012

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФБГОУ ВПО «ОмГПУ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Направление подготовки 050400.62 – Психолого-педагогическое образование

Профиль – Психология и социальная педагогика

Омск, 2012

Составители:

канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы Т.Ю. Волгина /____________/

(подпись)

канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы О.В. Кульчейко /____________/

(подпись)

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта 2010 года и рассмотрена на заседании кафедры социальной педагогики и социальной работы «5» сентября 2012 г. Протокол № 1

Заведующий кафедрой:

докт. пед. наук, профессор кафедры социальной педагогики и социальной работы С.А. Маврин /____________/

(подпись)

Рабочая программа утверждена на заседании учебно-методической комиссии факультета психологии и педагогики «12» сентября 2012 г. Протокол № 1

Председатель учебно-методической комиссии:

декан факультета психологии и педагогики В.С. Пашкин /____________/

(подпись)

Курс: 1-й

Форма обучения: очная

Семестр: 2-й

Трудоемкость: 2 зачетных единицы

Количество аудиторных часов: 72 часа

Из них: лекций – 8 ч.

практических занятий – 14 ч.

Количество внеаудиторных часов – 50 ч.

Форма промежуточной аттестации: зачет

Дисциплина «Социальная педагогика» включена в базовую часть профессионального цикла I модуля «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности» в структуре основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование».

Цель дисциплины:

Целями освоения дисциплины «Социальная педагогика» является формирование у бакалавров представления о научной картине социально-педагогической действительности, умений и компетенций по социальной педагогике как интегрированной научной области и приобщения к практическому опыту организации и координации социально-педагогической работы в различных учреждениях и организациях. Дисциплина предназначена для формирования научной картины мира социально-педагогической действительности у тех, кому предстоит в своей профессиональной деятельности работать с людьми в качестве социальных педагогов, психологов, организаторов и руководителей человеческих общностей в производственной, коммерческой, досуговой, военной и иных сферах жизнедеятельности общества.

Задачи курса:

  • Формирование у студентов представления о сущности процесса социального воспитания, его основных закономерностях и факторах.
  • Развить у обучаемых умение видеть и решать проблемы, возникающие в процессе социального воспитания.
  • Проанализировать социальное воспитание как специфическую форму социального взаимодействия, направленную на воспроизводство социокультурной системы.
  • Ознакомить студентов с деятельностью основных социальных институтов, участвующих в процессе социализации.
  • Дать представления о формах, методах и приёмах социального воспитания.

Ожидаемые результаты:

Освоение дисциплины направлено на формирование у бакалавра в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности следующих компетенций:

- ОК-1 (способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды: знать сущность, закономерности и особенности социальной педагогики как области гуманитарного знания, отрасли педагогической науки и учебного предмета; основные законы социокультурной среды);

- ОК-3 (владеет моральными нормами и основами нравственного поведения);

- ОПК-6 (способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды, знать содержание социального воспитания детей и педагогического сопровождения их социализации);

- ОПК-8 (способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики);

- ОПК-9 (способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития; знать технологии социально-педагогической работы с семьей, различными группами и категориями населения);

- ОПК-12 (способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства);

- ПКСП-6 (владеет методами социальной диагностики).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- назначение социального педагога в современном обществе;

- основные условия социализации и адаптации личности;

- возрастные и индивидуальные особенности дисгармонического развития личности;

уметь:

–анализировать социально-педагогические явления;

- сопоставлять существующие взгляды на предмет и объект социальной педагогики.

- учитывать риски и опасности социальной среды в организации социально-педагогической работы с различными группами и категориями населения;

владеть:

- навыками реферирования психолого-педагогической и социально-педагогической литературы; навыками теоретического анализа содержания концепций социализации, социального воспитания, социально-педагогической деятельности;

- здоровьесберегающими технологиями социально-педагогической работы с различными группами и категориями населения.

Бакалавры приобретут:

- знания о назначении социального педагога в современном обществе; основных условиях социализации и адаптации личности; возрастных и индивидуальных особенностях дисгармонического развития личности; здоровьесберегающих технологиях социально-педагогической работы с различными группами и категориями населения;

- умения анализировать социально-педагогические явления; сопоставлять существующие взгляды на предмет и объект социальной педагогики; учитывать риски и опасности социальной среды в организации социально-педагогической работы с различными группами и категориями населения.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Курс является логическим продолжением дисциплин, изучающих организацию профессиональной деятельности психолого-педагогического направления. Отбор содержания и организации учебного материала курса обусловлен ведущими принципами развития высшего профессионального педагогического образования и связями данной дисциплины с другими курсами основной образовательной программы.

Отбор содержания курса осуществляется согласно следующим принципам:

- фундаментализации –принцип,определяющий проблемное построение содержания на основе целостного рассмотрения мирового историко-педагогического процесса в русле универсальной эволюции общечеловеческой цивилизации;

- культуросообразности – принцип, позволяющий рассматривать педагогические системы как составную часть мировой культуры, компонентами которой являются национальная культура и национальная педагогика;

- историзма –принцип, предполагающий научную объективность в освещении исследуемых процессов; рассмотрение изучаемых явлений и фактов в контексте конкретно-исторического времени; сочетания ретроспективы с перспективой, что обусловливает актуализацию прогностической функции и ориентацию на современные проблемы развития педагогической науки;

- гуманизацииобразования, проявляющегося в воспитании ценностного отношения к педагогической профессии, предполагающего выявление возможностей самовоспитания и самообразования, пути развития способностей к педагогической деятельности;

- гуманитаризации, определяющего тенденции интеграции знаний в сфере человекознания (педагогика, психология, культурология, философия, этика, эстетика, история, литература, искусство и др.).

Наши рекомендации