Схема синтетической характеристики урока
1.Главное место на данном уроке занимало мышление, далее воображение и потом память. Изучаемая тема «Возникновение искусства и религиозных верований» предполагала использование на уроке наглядно-образного мышления учащихся, главной целью которого является формирование у школьника умений руководить различными познавательными процессами: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций и т.д. Важнейшим условием формирования образного мышления учеников является наглядность учебы (ТСО, рисунки, иллюстрации). Также важное место в умственной деятельности учащихся данного урока занимало воображение. Для его развития на уроке был использован творческий метод, заключавшийся в попытке учеников разгадать смысл наскального рисунка первобытного человека, при этом опираясь на ранее пройденный материал. Ребята воображали кто мог нарисовать данный рисунок, с какой целью он его рисовал, что мог значить сюжет и т.д. В несколько меньшей степени внимание на уроке было уделено развитию памяти. Выражалось оно в записи новых понятий и закреплении изученного материала. Не стоит забывать что все эти процессы (мышление, память, воображение) тесно связанны друг с другом и на моем уроке в основном они выступали в совокупности.
2.Учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся осуществлялся в рамках дифференцированного подхода к обучению, на данном уроке он заключался
§ в подборе заданий разного уровня сложности для сильных и слабых учащихся;
§ при формировании групп для работы на уроке (комбинировала слабых учеников и сильных);
§ При организации учебного процесса (учитывались возрастные особенности, которые у пятиклассников проявляются в том что они не могут дольше 5-7 минут заниматься одного рода деятельностью).
Приложение
Конспект урока на тему: Возникновение искусства и религиозных верований
Дисциплина | История Древнего мира |
Раздел | Жизнь первобытных людей – Первобытные собиратели и охотники |
Класс | |
Номер урока | № 4 |
Дата проведения | 13.09.2016 |
Место проведения | МАОУ «Гимназия им. Н.Д. Лицмана» |
Тип и форма урока | Урок изучения нового материала в форме урока-беседы |
Тема урока | Возникновение искусства и религиозных верований |
Место урока в изучаемой теме | Первый урок по данной теме |
Цели урока | · Создать условия для раскрытия причин появления у древних людей религиозных верований; · Способствовать формированию представлений о процессе зарождения искусства; · Рассмотреть и описать первые произведения искусства, созданные человеком. |
Задачи урока | Обучающие: · Рассмотреть причины появления религиозных верований у древних людей; · Познакомить учащихся с первыми произведения искусства древнейших людей; · Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, работать с ним. Развивающие: · Способствовать формированию умений анализировать исторический материал посредством работы с видеофрагментом, текстом учебника; · Способствовать развитию у обучающихся познавательного интереса. Воспитательные: · Способствовать развитию понимания культурного многообразия мира, уважения к культуре своего и других народов. |
Основные понятия темы | Пещерная живопись, колдовство, душа, «страна мертвых», религиозные верования |
Методы обучения | Групповая работа, работа в парах, объяснение, проблемное объяснение, активный метод «корзина идей», диалог |
Межпредметные связи | МХК (религиозные верования); ИЗО (пещерная живопись) |
Внутрипредметные связи | С последующими темами (страна мертвых) |
Оборудование урока | Презентация Power Point «Возникновение искусства и религиозных верований», видеофрагмент «Пещера Альтамира», раздаточный материал |
Вопросы для рассмотрения | 1. Как была найдена пещерная живопись? 2. Загадки древнейших рисунков; 3. Человек «заколдовывает» зверя; 4. Зарождение веры в души. |
Формируемые УУД | Личностные: · Освоение общемирового культурного наследия. Познавательные: · Смотрят видеофрагмент и анализируют его; · Оформляю свои мысли в устной и письменной форме; · Слушают и понимают речь других; · Устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: · Принятие учебной задачи, сформированной учителем; · Охарактеризовывают первобытные верования людей. Коммуникативные: · Умение работать в группах, рассказывают о наскальной живописи; · Устно проводят самоанализ своей деятельности на уроке; · Умение грамотно и точно выражать свои мысли при устном ответе на вопросы. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент (2-3 мин.) | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Проводит перекличку. - Сегодня почти весь урок мы с вами будем работать в группах. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. |
II. Актуализация знаний (5 мин.) | - Темой нашего урока сегодня будет «Возникновение искусства и религиозных верований» (слайд 1). Для актуализации знаний учитель использует прием «Корзина идей»: 1. Откройте рабочие тетради, запишите тему урока, а теперь, не заглядывая в учебник запишите все ассоциации возникающие с этой темой, может кто-то уже что-то знает…(идеи, имена, даты, факты, предположения, термины). На это вам даю времени 2-3 мин. 2. Теперь обменяйтесь с соседом, соседкой по парте тем, что у вас получилось, в чем сходства и разногласия, 3. Теперь высказывайте мне все свои идеи, желательно только не повторятся. Не стесняйтесь, высказывайте все то, что приходит к вам в голову. Я их запишу на доске «в корзину», и на протяжении урока мы будем к ней обращаться, чтобы вычеркнуть ненужные идеи и оставить только самое важное. Записывает на доске все предложенные ребятами идеи. - А теперь мы переходим с вами к изучению новой темы | Выполняют требования учителя: открывают тетради, записывают тему урока и ассоциации в связи с предложенной темой, обсуждают с все с соседом по парте и высказывают все учителю. |
III. Изучение новой темы (25 мин.) | Как была найдена первая пещерная живопись? - Как мы уже говорили на прошлом уроке, человек постепенно развивается, эволюционирует и ярким свидетельством развития первобытных людей являются созданные ими произведения искусства. Всего 100 лет назад ученые почти ничего не знали об искусстве первобытных людей. Никто и не подозревал, какие ценности древней культуры скрыты от глаз в глубинах темных и сырых пещер. Сейчас мы с вами посмотрим небольшой видеофрагмент о потрясающей находке конца 19 века. Задание по этому видеофрагменту вы будете выполнять в группах (делит класс на 6 групп, так как ученики сидят) - Каждой группе я сейчас раздам вопрос, на который после просмотра фильма вам надо будет ответить (приложение 1). Включает видеофрагмент. После просмотра: А теперь у вас есть минутка, чтобы обсудить ответ на вопрос. Слушает ответы ребят, дополняет, поправляет, если ученики допускают неточности. Загадки древнейших рисунков Первобытные рисунки рисовали на стенах пещер рисунки с определенной целью, с какой именно – мы с вами узнать не можем, но зато никто не запрещает нам строить догадки и предположения. Сейчас задание будет такое: на стр. 19 учебника мы с вами видим пещерный рисунок «Сцена с раненым бизоном и охотником» (слайд 3) вам надо будет в парах составить рассказ, т.е. попробовать отгадать значение этого рисунка, сделать предположение. Даю вам 5 минут. После выполнения заслушивает рассказы ребят, при необходимости комментирует. Человек «заколдовывает» зверя - Теперь обратимся к пункту 3, на стр. 19. Прочитайте его и ответьте на вопросы (слайд 4): - Для чего древний человек заколдовывал зверя? - Как древний человек заколдовывал зверя? - Как современные ученые разгадывают назначение пещерных рисунков? Беседует с ребятами по прочитанному. Зарождение веры в души Рассказывает о зарождении веры в души, «страну мертвых». Формулирует определение понятия «религиозные верования». Наших предков в жизни подстерегало немало опасностей, они видели вокруг себя много непонятного, загадочного. Почему сверкает молния и гремит гром? Почему летом жарко, а зимой холодно? Почему людям снятся сны? У людей возникла вера, что в каждом человеке, в любом предмете и явлении природы обитают сверхъестественные существа – душа и духи. Душа покидает тело человека во время сна. Она встречается с душами других людей, а спящему об этом снятся сны. Древние люди верили, что души предков продолжают жить в далекой «стране мертвых». Хороня сородича, люди клали в могилу все необходимое для путешествия в страну мертвых и для жизни в этой стране: пищу, крепкую обувь, одежду, копья, украшения (слайды 5-7). Интересный факт: Умершего помещали в позе эмбриона - как лежит младенец в чреве матери. Другое известное положение - на боку, в позе спящего, оно более характерно для Западной Европы. Какой смысл видели в этом погребающие, какую логику? Спящий должен проснуться, младенцу надлежит родиться. Что еще можно увидеть в обеих традициях, как не прозрачную надежду на будущее возрождение, воскресение умершего? Также они полагали, что душа человека может переселится в животное или какой-то предмет, а дух животного или предмета в человека. Вы наверное знаете как называется это существо? Появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в душу, в жизнь после смерти – называются религиозными(слайд 8).Этот термин необходимо записать в тетрадь. | Знакомятся с вопросом, настраиваются на просмотр видеосюжета. Отвечают на вопросы, при необходимости дополняют ответы других. Составляют рассказ в парах. По истечении времени желающие читают. Читают пункт в учебнике, находят ответы на вопросы, отвечают Слушают учителя, вступают в диалог. Прим. ответ: в этом случае человек становился «оборотнем». Записывают новый термин в тетрадь |
VI. Закрепление изученного материала (5 мин.) | Задает вопросы: -Каким словом можно заменить следующие выражения: *Вера в духов и богов…(религия); *Изображение почитаемых богов и духов…(Живопись); *Подарки богам и духам…(Жертвоприношение); *Поражение копьями нарисованного животного…(колдовской обряд) А теперь вернемся с вами к нашей «корзине идей» и проанализируем, о чем мы сегодня с вами говорили, а что не было затронуто. Вычеркивает ненужное | Отвечают на вопросы Анализирую «корзину идей» |
V. Информация о домашнем задании (2 мин.) | § 3. (прочитать и ответить на вопросы) Подготовить сообщения о первых ремеслах древних людей (гончарное дело и ткачество). | Записывают домашнее задание в дневники |
Вопросы группам к видеофрагменту
1. Где была найдена пещерная живопись? (Северная Испания, место Альтамира);
2. Кто нашел пещеру? (Археолог Саутуола и его дочь);
3. Как была обнаружена пещерная живопись (дочка археолога Саутуолы, гуляя по пещере обнаружила быков, в северной Испании, место – Альтамира).
4. Кто был изображен на стенах древней пещеры? Как их изображали? (древние животные (быки, волы, бизоны), некоторые стояли, спали, бежали)
5. С какими трудностями столкнулся архитектор после открытия этой пещеры? (его обвинили в фальсификации).Почему ему не поверили??
6. Какая еще пещера была обнаружена археологами, кроме Альтамиры и где? (пещера Ляско).