Схема психологического анализа урока № 3

«Анализ организации урока и организованности учеников»

(по Н.Ю. Скороходовой)

Схема психологического анализа урока имеет форму опросника. От студента требуется отметить высказывания, которые соответствуют наблюдаемым на уроке действиям и вербальным реакциям.

Общие сведения об уроке: дата, школа, класс, предмет, тема урока, цель и тип урока, количество учащихся в классе, из них присутствовало на уроке.

Урок вел студент-практикант (ФИО).

Наблюдение за уроком вел студент-практикант (ФИО).

I. Создание общих условий эффективного обучения

1. Создание учителем условий для достижения учебного эффекта на уроке:

А) указания по плану и целям урока ясные и полные;

Б) сведения о новом материале, который вызывает интерес у учащегося;

В) технические средства и учебные пособия, способствующие быстрому включению в работу;

Г) учитель передает учащимся часть функций учителя, что повышает эффективность урока;

2. Эффективное использование времени урока:

А) урок начинается со звонка;

Б) нет задержек и затягивания времени урока;

В) нет нежелательных отступлений во время урока;

Г) урок заканчивается вовремя;

3. Приспособленность обучения к особенностям учащихся:

А) обучение соответствует возрастным особенностям;

Б) все учащиеся имеют одинаковую возможность участвовать в работе;

В) необходимое время для достижения учебных целей;

Г) обучение строится на взаимодействии учителя и учащихся.

II. Владение предметом и средством обучения

4. Достаточное владение учебным предметом:

А) информация и демонстрация точны и своевременны;

Б) комментарии и ответы на вопросы учащихся точны и интересны;

В) информация предъявляется в логической последовательности;

Г) предоставляется возможность усвоения материала разной степени сложности.

5. Организация урока в логической последовательности:

А) урок начинается со стимулирующего введения;

Б) устанавливается связь с пройденным материалом;

В) учебный результат достигается и закрепляется на уроке;

Г) урок заканчивается подведением итогов.

III. Техника объяснений, письма и речи

6. Объяснения, связанные с содержанием урока:

А) объяснения ясны и доступны, используются подходящие слова и термины;

Б) используются примеры;

В) выделяются ключевые моменты в содержании урока;

Г) в материале выделяются и прорабатываются трудные места.

7. Адекватное использование письменных объяснений:

А) записи аккуратны и разборчивы;

Б) прочтение и объяснение текста ясное;

В) графические изображения четкие;

Г) используются правильные, ясные обозначения.

8. Использование устных объяснений:

А) дикция способствует пониманию;

Б) скорость, величина высказываний удобны для восприятия;

В) речь грамматически правильна;

Г) произношение слов правильное.

9. Разъяснения при непонимании материала:

А) определение областей непонимания и повторение объяснений;

Б) проявляется стремление к устранению непонимания и его причин;

В) проводятся индивидуальные разъяснения и для небольших групп;

Г) на уроке нет неясностей.

IV. Организация учебного взаимодействия

10. Оценка степени продвижения учеников на уроке:

А) контролируются отдельные (сильные и слабые) учащиеся;

Б) требуются ответы от многих учащихся;

В) учитель побуждает учеников оценивать свою работу;

Г) учитель побуждает учеников оценивать работу друг друга.

11. Сообщение учащимся о результатах продвижения:

А) учитель сразу же сообщает об ожидаемых результатах урока;

Б) указывает на правильное выполнение задания;

В) указывает на ошибки в выполнении задания;

Г) предлагает учащимся внести предложения по улучшению работы на уроке.

12. Помощь учащимся в выполнении учебных занятий:

А) учащиеся выполняют задание вместе с учителем;

Б) учитель дает подсказку (направляет действия);

В) учитель оценивает поиски способов выполнения учащимися;

Г) учитель побуждает действовать совместно, помогать друг другу.

13. Использование предложений и вопросов, поступивших от учащихся по содержанию урока:

А) поясняющие вопросы и примеры запрашиваются у учащихся;

Б) выявляются ученики, желающие дать пояснения;

В) вопросы и пояснения принимаются с благодарностью;

Г) идеи учащихся разрабатываются и используются.

Наши рекомендации