II. Проверка домашнего задания. 1. Прочитайте стихотворение (на доске)
III. Речевая разминка
1. Прочитайте стихотворение (на доске). Поставьте по смыслу имена котов: Рыжик, Мурчик, Дымчик, Кузя.
Капризные коты
Обед готов.
Зову котов.
Никого в жизни
Не видал капризней.
Пришёл______ —
Не стал есть огурчик.
Пришёл______ —
Отказался от кочерыжек.
Пришёл_____ —
Не нашёл вкуса в арбузе.
Пришёл —
Работа над скороговоркой.
(Каждый ученик получает карточку, на которой написана скороговорка.)
Милая Мила намылилась мылом.
Задания:
• прочитать скороговорку медленно, по слогам;
• прочитать быстрее, целыми словами;
• прочитать быстро;
• рассказать соседу по парте.
IV. Вступительная беседа
— Говорят, что все детские писатели похожи на героев своих книжек. Если это правда, то Виктор Драгунский, когда он был мальчишкой, очень любил слушать, как жук копается в коробочке, любил светлячков — мог даже променять на светлячка новенький игрушечный самосвал, потому что светлячок живой и светится. А еще любил ужей, ящериц, лягушек. (Любил, чтобы уж лежал на столе, когда Витя обедал.) Часто отпускал в небо воздушные шарики — нельзя держать на ниточке того, кто умеет летать. Очень нравилось болеть ветрянкой — тебя все время мажут зеленкой, и ты похож на зеленчатого леопарда.
А еще Витю Драгунского с детства беспокоил один вопрос: как же можно съесть крокодила, если он жесткий и в панцире? Его же нипочем нельзя прожевать! Даже вареного! И тогда он пошел в цирк, потому что верил, что проглотить крокодила под силу только фокуснику, и остался там на много-много лет работать цирковым клоуном. Одним словом, когда Виктор Юзефович Драгунский стал взрослым человеком, у него накопилось столько смешных историй из собственного детства, что он просто не мог не стать писателем. Напечатал все это на машинке и назвал «Денискины рассказы» в честь своего сына. Если что не так — пусть ругают Дениску, а не его!
Физкультминутка
Как же долго мы сидели,
Наши руки онемели,
Наши ноги затекли,
Ими топнем: раз, два, три!
Руки в сторону, дружок,
Раз, два, три — потом — прыжок,
А теперь присядь скорее,
Не держись за батарею.
Со здоровьем все в порядке,
Если делаешь зарядку.
И. Львова
V. Работа с текстом В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»
1. Чтение произведения учителем.
2. Проверка эмоционального восприятия.
— Понравился ли вам рассказ? Чем?
— Какой это рассказ — веселый, грустный, смешной?
3. Чтение рассказа учащимися вслух «цепочкой».
— Назовите главных героев рассказа.
4. Анализ прочитанного.
— Чем занимались ребята во дворе?
— .Почему они подружились с малярами?
Какой эпизод рассказа вам показался особенно интересным чтения текста;
5. Самостоятельное чтение
6. Подготовка к подробному пересказу. Коллективное составление плана пересказа по абзацам
7. Подробный пересказ 1-й части произведения
IV. Подведение итогов урока
V. Рефлексия
VI. Домашнее задание: подготовить пересказ 1-й части
В. ДРАГУНСКВИЙ «СВЕРХУ ВНИЗ, НАИСКОСОК!»
Цель:
· Совершенствовать умение читать вслух, молча, по ролям;
· Формировать представление о творчестве В. Драгунского;
Совершенствовать умение определять эмоциональное настроение произведения;
· Развивать умение читать выразительно, самостоятельно выбирая интонацию для чтения текста;
· Развивать умение коллективно выполнять тестовые задания, память, внимание, активизировать познавательную, деятельность детей;
· Способствовать формированию навыков коллективной деятельности; создавать условия для формирования уважительного и бережного отношения к друзьям.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учащиеся пересказывают 1-ю часть произведения В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»
III. Речевая разминка
— Прочитайте текст (на доске).
— Произнесите текст упражнения с указанной интонацией.
Сказала тётя: «Фи, футбол!» (презрительно) Сказала мама: «Фу, футбол!» (недовольно) Сестра сказала: «Ну, футбол... (с сомнением) А я ответил: «Во! Футбол!» (с восторгом)
IV. Работа с текстом В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»
1. Комбинированное чтение «учитель — ученик» 2 части произведения. (Несколько первых абзацев читает учитель, а затем подключаются хорошо читающие ученики.)
2. Проверка эмоционального восприятия текста.
— Какие чувства у вас появились во время чтения?
— За кого вы переживали, когда читали рассказ?
3. Анализ прочитанного.
— Как вы думаете, случай во дворе стал уроком для ребят?
— Какие выводы они должны были сделать?
— Какие черты характера героев раскрываются в произведении?
— Найдите отрывок, где ребята красили Аленку. Прочитайте.
— Какие последствия ждали ребят после этого случая. Прочитайте.
— Что сказали маляры Дениске? Прочитайте.
4. Подготовка к чтению по ролям отрывка, где ребята красили Аленку. Учитель назначает чтецов: автора, Дениску, Мишку, Аленку.
(Задача чтения по ролям: во-первых, хорошо ознакомиться с текстом, чтобы вовремя вступить в чтение, во-вторых, войти 15 образ и выразительно прочитать свои слова. Учитель дает возможность всем учащимся внимательно пересмотреть текст, пометить, когда каждый из действующих лиц вступает в чтение. Слова автора могут прочитать и другие учащиеся класса.)
5. Чтение по ролям.
Физкультминутка
V. Работа в группах
Выберите правильный ответ и подчеркните его.
1. Как зовут главного героя в рассказе В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»?
а) Сашка; б) Борька; в) Дениска
2. С кем подружились ребята во дворе?
а) с животными; в) с малярами.*
б) с рабочими;
3. Что было на головах у девушек-маляров?
а) платки; в) шляпы.
б) шапки из газет;
4. Куда пошли тётя Раечка, тётя Нелли и тётя Саня?
а) обедать; в) читать газеты.
б) смотреть телевизор;
5. На кого стала похожа Алёнка, когда её покрасили ребята?
а) на американку; б) на японку; в) на индейку.
6. Как красил Мишка дверь?
а) аккуратно; в) сверху вниз, наискосок.*
б) некрасиво;
Задание для 3 группы
1. Кто авторы этих произведений? Укажите стрелками.
1) «Вредный кот» а) В. Драгунский
2) «Кармаиный комарик» б) Б. Заходер
3) «Сверху вниз, наискосок!» в) Г. Сапгир
2. Догадайтесь, какие слова рассыпались:
СОЕЩИНАК КИМША (Дениска. Мишка.)
Задание для 4 группы
1. Отгадав загадки, узнайте изученные рассказы В. Драгунского.
1. Расту на ёлке и сосне, Все белки очень рады мне.
(«Заколдованная буква»)
2. Он одет в комбинезон, Красит рамы, стены. Он и пол, и потолок
В доме красить нам помог.
(«Сверху вниз, наискосок»)
2. Составьте загадку о главных героях рассказа «Сверху вниз, наискосок!»