Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Аудиторные занятия по курсу осуществляются в виде лекций и семинарских занятий. Особое место в процессе обучения занимают семинарские занятия, на которых студенты знакомятся с приёмами анализа историко-правового документального материала, а также с уровнем требований, которые предъявляются к знаниям источников права. Планы семинарских занятий содержат перечень основных вопросов по темам, изучаемых в рамках общего курса «Истории государства и права зарубежных стран». Знание литературы и источников по теме не следует строго ограничивать указанными вопросами: на семинарах могут рассматриваться и быть предметом учебного обсуждения и другие аспекты темы.

Главными методами изучения истории государства и права зарубежных стран являются формально-юридический (анализ событий, фактов и законодательных текстов с помощью юридических терминов) и сравнительно-юридический (изучение правовых установлений и полномочий учреждений государственной власти в их возникновении и эволюции на протяжении одного или нескольких исторических периодов).

Среди нетрадиционных форм проведения лекций и семинаров следует выделить проблемную лекцию, лекцию-визуализацию, лекцию пресс-конференцию, лекцию-беседу, а также проблемный, тематический, ориентационный семинар и другие.

Проблемная лекция начинается с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Преподаватель не только передаёт информацию, а приобщает студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их решения. Чтение лекции-визуализации сводится к связному, развёрнутому комментированию преподавателем, подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему лекции. Представленная информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения, демонстрировать разные способы наглядности, что является важным в познавательной и профессиональной деятельности.

На лекции пресс-конференции студенты письменно задают вопросы по теме. Преподаватель сортирует вопросы по содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражение интересов слушателей.

Проблемный семинар проводится перед изучением раздела курса. Преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием раздела, темы. Накануне студенты получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Это позволяет выявить уровень подготовки студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.

Тематический семинар проводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме. Перед началом семинара студентам даётся задание выделить существенные стороны темы. Преподаватель делает это сам, если студенты затрудняются проследить их связь с практикой общественной или трудовой деятельности. Тематический семинар углубляет подготовку студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.

Предметом ориентационного семинара являются новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официально материалы, указы и т. д. Студенты высказывают свои соображения, мнения, точку зрения, возможные варианты исполнения закона. Метод ориентированных семинаров помогает подготовить к активному изучению нового материала, аспекта или проблемы.

Разработчики:

АНО ВПО Московский Заведующий кафедрой

гуманитарно-экономический государственно-правовых дисциплин институт ТФ МГЭИ

В.И. Ирлицин

Эксперты:

Содержание фонда оценочных средств

1. Введение.

Формы контроля: текущий; промежуточный по блоку: промежуточный по дисциплине:; итоговый.

В течение учебного курса должно быть подготовлено:

Контрольных работ- 2 ( по одному в семестр).

Практических заданий- 2 (по одному в семестр).

Реферат-1 (во втором семестре).

Зачёт – 1 ( в первом семестре).

Экзамен – 1 (во втором семестре).

2.Темы рефератов

1-й семестр:

1. Источники и историография государства и права зарубежных стран.

2. Первобытное (догосударственное) право.

3. Восточная деспотия как форма государственной власти.

4. Особенности общественного строя стран Древнего Востока.

5. Законы вавилонского царя Хаммурапи.

6. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства.

7. Древнеегипетское государство и право.

8. Артхашастра, или наука политики.

9. Законы Ману.

10. Теория собственности в Древней Индии.

11. Ассирийская держава.

12. Древняя Палестина в правлении Давида и Соло­мона.

13. Правовые начала в Пятикнижии Моисея.

14. Правовые правила в Новом Завете.

15. Формирование древнегреческой государственно­сти.

16. Правовая политика и законодательство афинской демократии.

17. Спартанское государство.

18. Государство и право эллинистического мира.

19. Законы XII таблиц.

20. Государственный строй Римской республики.

21. Эволюция социально-правового строя Древнего Рима.

22. Развитие гражданского судопроизводства и юсти­ции Древнего Рима.

23. Развитие частного права в Древнем Риме.

24. Развитие уголовной юстиции и уголовного права в Древнем Риме.

25. Юриспруденция в духовной культуре Древнего Рима.

26. Свод законов византийского императора Юсти­ниана.

27. Эклога - памятник византийского права.

28. Раннефеодальная средневековая государствен­ность.

29. Салическая правда.

30. Развитие государственной организации средневе­ковой Италии: города - республики.

31. Развитие феодальной государственности в Испа­нии.

32. Рецепция римского права в средневековой Европе.

33. Западная традиция права: эпоха формирования.

34. Каноническое право в средневековой Европе.

35. Городское право в средневековой Европе.

36. Великая Хартия Вольностей и конституционная борьба в английском обществе во второй половине ХШ в.

37. Судебно-правовая система средневековой Англии.

38. Саксонское зерцало - выдающийся памятник ис­тории германского феодального права.

39. Каролина - памятник уголовного и уголовно-процессуального права средневековой Германии.

40. Становление права славянских народов.

41. Судебно-правовая система Византийской империи.

42. Византия и Киевская Русь.

43. Византийская Эклога и Пространная Русская Правда (проблемы рецепции).

44. Мусульманское право.

45. Монгольская военно-кочевая империя.

46. Османское государство и право.

47. Правовые памятники средневекового Китая.

48. Правовые памятники средневековой Японии.

Й семестр

1. Становление английского парламента в XVIII-XIX вв.

2. Правовая система Великобритании (XIX-XX вв.).

3. Монархия «просвещенного абсолютизма* в стра­нах Европы.

4. Конституция США 1787 г.

5. Механизм якобинской диктатуры.

6. Бонапартизм как авторитарный политический режим.

7. Французский гражданский кодекс 1804 г. (кодекс Наполеона).

8. Парижская Коммуна 1871 г.

9. Парламентская система Франции (XIX-XX вв.)

10. Конституция США 1787 г.

11. Судебно-правовая система США (XIX-XX вв.).

12. Развитие государственно-политической системы США в XX в.

13. «Новый курс» Ф. Рузвельта.

14. Прусская конституция 1850 г.

15. Германское гражданское уложение 1896 г.

16. Государственно-политический строй Германии в период фашистской диктатуры.

17. Японское государство и право в Новое время.

18. Государственно-политическая система Японии в XX в.

19. Государство и право Италии: история и современ­ность.

20. Государство и право Скандинавских стран: исто­рия и современность.

21. Государство и право Канады: история и современ­ность.

22. Государство и право Индии (XX в.).

23. Государство и право Китайской Народной Респуб­лики.

24. Государство и право стран Латинской Америки. История и современность.

25. Государство и право стран Ближнего Востока: ис­тория и современность.

26. Основные изменения в праве буржуазных госу­дарств Новейшего времени.

27. Опыт делегированного законодательства в странах Западной Европы (ХГХ-ХХ вв.).

28. Романо-германская правовая система: история и современность.

29. Англосаксонская правовая система: история и современность.

30. Социалистическое право.

31. Основные этапы конституционной истории стран народной демократии.

32. Суд присяжных: история и современность.

33. Обычное, традиционное и современное право в структуре национальных правовых систем.

34. Европейский Союз: история учреждений межгосу­дарственного сотрудничества и европейского пра­ва.

35. Европейское право в области прав человека.

36. Смертная казнь в США и Западной Европе: исто­рия становления и развития.

37. История телесных наказаний.

38. История карательных органов и учреждений За­падного мира.

39. История европейской и американской адвокатуры.

40. История полиции в США и странах Западной Ев­ропы.

41. Цивилизационные подходы к изучению истории государства и права.

42. Историография государства и права зарубежных стран.

Наши рекомендации