Сообщение темы и целей урока
4. Чтение и анализ главы «Пропавшая королева» из повести «Кондуит и Швамбрания»
Чтение текста учителем
Анализ текста
• Расскажите, что произошло в доме у мальчиков.
• Что за «неотвратимая гроза» надвигалась на ребят и почему?
• Как мальчики восприняли наказание? Найдите в тексте.
• Какой вам представилась «аптечка»? Опишите её словами.
• Как ребята вели себя в «аптечке»? Расскажите.
• О чём думали мальчики, сидя в углу?
• Какая «ослепительная идея» пришла в голову Льву? Прочитайте.
• Какие черты характера присущи мальчикам?
• Отличается ли старший брат от младшего? Чем?
• Справедлив ли был отец по отношению к мальчикам?
• Как вы считаете, эта глава из повести поучительная или развлекательная?
Пересказ главы
Ученики «по цепочке» включаются в последовательный пересказ первой главы повести.
Творческая работа
Придумать продолжение первой главы: как закончилась для ребят история с наказанием и как они жили в придуманной стране Швамбрании.
5. Выразительное чтение учителем второй главыиз повести «Первая швамбранка». Выявление первичного восприятия текста
¾ Понравилась глава? Чем? Сочувствовали ли вы Леле? Когда? Почему?
Перечитывание главы вслух учащимися.
¾ Какие рисунки можно сделать к главе? Словесно их опишите.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание:прочитать главу, подготовиться к выразительному чтению диалогов.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Л. Кассиль. Глава «Первая швамбранка»
Цели: развитие умения выразительного диалогического чтения; закрепление умения составления характеристики героя; развитие умения самостоятельно задавать вопросы к тексту; формирование интереса к творчеству писателя.
Организационный момент
2. Распределения ролей для выразительного чтения главы
В чтении участвуют три человека: Леля, Тая, кадет. Двух чтецов в процессе чтения второй части главы можно поменять.
Для того чтобы не было особых заминок в чтении, необходимо дать возможность чтецам (да и всему классу) просмотреть текст и определить слова каждого из героев. Особенно это необходимо сделать в предложениях с прямой речью, где совмещаются слова героев.
3. Продолжение составления характеристики героя — в данном случае Лели — через анализ текста:
• Каким вам представляется Леля при первом знакомстве с Таей?
• Почему Лев решил принять девочку в игру? Как он это объяснил брату? Найдите в тексте.
• Как к этому предложению отнеслась Тая?
• Как повёл себя Леля, когда увидел Таю с кадетом?
• Переживал ли Лев, когда девочка предала его? Как он выразил свою обиду? Найдите в тексте.
4. Игра «Вопрос-ответ»
Учитель предлагает ученикам задать свой вопрос к тексту (можно использовать обе главы). Ученик, задавший вопрос, выбирает одноклассника, который должен будет ответить на этот вопрос.
Работа с текстом
Учащиеся ещё раз возвращаются к тексту, находят и читают вслух самые смешные эпизоды и фразы.
6. Чтение учителем новой главы из книги Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания»
Учитель показывает книгу Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания», главы из которой даются в учебнике, и читает ещё одну главу, чтобы вызвать у учащихся интерес к чтению данной книги и к творчеству писателя. При этом после чтения главы можно вернуться к статье о Льве Кассиле в учебнике, где указаны и другие книги писателя, адресованные детям.
Подведение итогов урока
8. Домашнее задание:по выбору — либо прочитать новую главу из книги Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания», либо познакомиться с другой книгой автора и начать её читать.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: А. Н.Толстой. Глава «Солнечное утро» из повести «Детство Никиты»
Цели:знакомство учащихся с биографией писателя; развитие навыка самостоятельного чтения «про себя», умения представлять прочитанное, делать словесные рисунки; воспитание доброжелательности, щедрости.
Организационный момент