Понятие, типы и специфика школьного семинара. Проведение школьного семинара
Школьный краеведческий музей
Постоянная и систематическая историко-краеведческая работа приводит к созданию в школах историко-краеведческих музеев. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков. Она объединяет не только членов кружка, но и других учащихся, а также их родителей. Учителю остается лишь использовать в образовательно-воспитательных целях тягу школьников к коллекционированию. Музей способствует воспитанию учащихся в духе патриотизма, приобщает молодежь к общественно-полезному труду. Основные задачи музея:
Поиск и сбор материалов краеведческого характера
Учет и хранение собранных документов, предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка, оформление и экспонирование материалов
Использование материалов музея в учебно-воспитательной работе в школе
Среди школьных музеев важное место занимают военно-исторические музеи, раскрывающие подвиги земляков в ВОВ, Афганской войне.
Создание музея целесообразно начинать с составления плана. Он обсуждается и утверждается на педагогическом совете. Для руководства работой по созданию музея назначается ответственный учитель (как правило историк). Под его руководством организуется совет музея, который составляет тематику, примерный перечень материалов, которые нужно найти, рекомендует пути поиска материалов, организует для этой цели консультации и т.д. В совет музея избирается 10-12 человек, между которыми распределяются обязанности. Председатель совета музея организует всю работу музея, в его обязанности входит подготовка плана работы музея. Главный хранитель фондов музея отвечает за учет и хранение коллекции, ведет инвентарную книгу, составляет картотеку и т.д. Секретарь совета музея ведет протоколы заседаний совета музея, оформляет и хранит все документы по организации и проведению походов, экскурсий. Каждый член совета музея имеет конкретное задание, утвержденное на совете музея. Обычно члены совета отвечают за сбор материала, создание экспозиции, организацию экскурсий, походов и т.д. Комплектование фонда музея - основная задача создания музея. Сбор материала идет постоянно и не прекращается на всем протяжении существования музея. Пути сбора материала для музея могут быть различны, основными из них являются систематический сбор материалов для музея в ходе встреч и т.п.
Школьный музей должен обеспечить сохранность экспонатов. Учет и хранение материалов - очень важные вопросы в деятельности школьных музеев. Отсюда можно сделать вывод, что в них лучше хранить фотокопии документов, материалов, а оригиналы, имеющие большую научную ценность, передавать в государственные и народные краеведческие музеи.
Одной из форм использования музейных материалов в учебных целях является создание выставок и экспозиций. В школьных музеях обычно применяется тематический принцип экспозиции, т.е. все материалы группируются по определенным темам. Задача - используя наглядность, доступность, убедительность и наглядность, свойственные предметному показу, дать учащимся более конкретные представления об истории, истории родного края.
Не смотря на имеющиеся различия в профиле и содержании экспозиций, есть общие требования для всех школьных музеев. Так как шк.кр.муз. Имеет прежде всего образовательно-воспитательное значение, то вся его экспозиция и работа строится в соответствии с программой по истории Беларуси, всемирной истории и направлена на более прочное усвоение основ исторической наукой. Музей должен иметь научно обоснованное построение экспозиции.
Понятие, типы и специфика школьного семинара. Проведение школьного семинара
Семинар - это форма организации урока, когда школьники самостоятельно изучают материал по различным источникам знаний и выполняют задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой результатов самостоятельной деятельности под руководством учителя. Семинар требует от учащихся владения общедоступными умениями (мыслительными, практическими, организационными), поэтому применение в школе возможно лишь на третьей стадии обучения. Можно выделить два ведущих варианта семинаров:
Семинары, где изучается новый для предмета материал, самостоятельно проработанный учащимися
Семинары, углубляющие знания, полученные на предыдущих уроках на основе изучения первоисточников и дополнительной литературы
Обязательный элемент семинара - коллективное обсуждение. Более высокая степень самостоятельности учащихся при подготовке к семинару и активности при ее обсуждении. На семинаре ведущими становятся поисковые и исследовательские методы обучения. Домашние задания при подготовке к семинару носят опережающий характер, а их проверка совпадает с изучением нового материала - меняется очередность этапов урока. Меняется содержание работы учителя и учащихся на уроке: информационная ф-ция деятельности учителя ослаблена, а регулятивная и организаторская ярко выражены.
Типы семинарских занятий:
Семинар-развернутое собеседование
Семинар-обсуждение
Семинар-диспут
Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся.