Способы построения школьного курса истории. Современная структура школьного исторического образования

2 способа:

Линейная – последовательное изучение ОЭФ(общественно исторические формации), исторический материал изучается 1 раз, повторения не предполагается. Она позволяла:

1). Последовательно раскрывать основные ступени( этапы, формации) развитие общества от его предыстории до современности, формируя убеждения в прогрессивности общественного развития.

2). Разворачивать широкую панораму прошлого, насыщенную яркими событиями, выдающимися личностями, сложными явлениями.

3). Варьировать степень наполнения учебных курсов исторической информацией, не оставляя белых пятен или наоборот, обозревая только основные факты, делая между ними значительные временные интервалы.

4). Обстоятельно объяснить школьникам причинно-следственные связи развития общества, сопоставлять отдельные этапы его истории, прослеживать тенденции и закономерности.

5). Экономить учебное время, избегая повторного изучения одних и тех же исторических периодов и проблем.

6). Уменьшить опасность дублирования отдельных тем и вопросов, а при точной синхронизации курсов отечественной и всеобщей истории – возможность сравнивать особенности развития стран и регионов.

7). Легко корректировать содержание предмета, изменять количество часов, на изучение отдельных курсов и тем, неоднократно сокращать учебное время Древнего Мира и Средневековья в пользу более близких столетий.

8). Логически завершая школьное историческое образование, проводить в выпускном классе экзамен по отечественной истории XX века.

Минусы:

1) Прежде всего при линейной структуре школьного курса история древнего мира и средних веков изучаемые в младших классах не могут быть усвоены с той же глубиной и серьезностью, как история позднейших эпох, изучаемая в старших классах.

2) Исходя из первого пункта, попытки восполнить пробел обогатить и углубить содержание курсов древнего мира и средних веков неизбежно ведут к перезагрузке младших школьников непосильным обилием материала и недоступных их пониманию вопросов.

3) При линейном построение курса остро встает проблема закрепления важнейших исторических фактов, поскольку их повторное изучение отпадает, при однократном их изучении.

4) Учащиеся не закончившие полного курса средней школы не получают знаний по наиболее важным, завершающим разделам программы, подводящим к пониманию современности.

Концентрическая – весь курс истории делится на 2 части или концентра:

· 5-9 классы – изучается весь курс истории с древнейших времен до наших дней

· 10-11 классы – история с древнейших времен до наших дней но на более высоком проблемном уровне. Проблемы: отбор содержания, учебники, подготовка учителя.

Плюсы:

1. Молодежь, получившая неполное среднее образование, уносит в жизнь хотя и элементарные, но законченные, цельное представление об историческом развитии человечества с древнейших времен до современности.

2. Обучение истории в каждом и концентров как в отношении отбора материала, так и способов обучения, может быть сообразовано с возрастными особенностями и возможностями школьников.

3. Все разделы истории, как древнейшей, так и новейшей ее периоды, усваиваются в каждом из концентров с одинаковой или почти одинаковой степенью глубины.

4.Значительно облегчается усвоение учащимися исторического материала, поскольку степень его сложности соответствует возрасту. Неизбежное изучение некоторых исторических событий способствует более прочному их закреплению.

3) Стандарты исторического образования в российских и зарубежных школах. Учебные программы по истории.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ – 1)основной документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от формы получения образования. Включает в себя федеральный и национально-региональный компоненты; 2)основной документ, в котором определены конечные результаты образования по каждому учебному предмету; 3)обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки на учащихся. Государственный стандарт общего образования является документом федерального значения, содержащим нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных программ общего образования. Стандарт намечает направления перехода от реалий современной школы к потребностям завтрашнего дня в развитии образования и страны.

Все образовательные программы, учебные планы, учебники и учебные пособия должны быть приведены в соответствие с настоящим Стандартом, нацелены на наиболее полное раскрытие его положений в учебном процессе. Все образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, не вправе предъявлять требования к уровню подготовки абитуриентов, выходящие за рамки федерального компонента государственного стандарта общего образования.

На основе Стандарта осуществляется обязательный контроль за предоставлением обязательного минимума содержания основных программ, который осуществляется в двух формах: 1) государственной аттестации выпускников; 2) аттестации и аккредитации образовательных учреждений.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: 1) федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией; 2) региональный (национально-региональный) компонент – устанавливается субъектом Российской Федерации; 3) компонент образовательного учреждения – самостоятельно устанавливается образовательным учреждением.

В структуру каждой образовательной области на каждой ступени входит: а) постановка целей преподавания данной образовательной области на данной ступени; б) обязательный минимум содержания основных образовательных программ этой области; в) требования к уровню подготовки выпускников данной ступени.

Содержание обязательного образовательного минимума выделено двумя видами шрифта: курсивом оформлен материал, который подлежит изучению, но не является объектом контроля. Обычным шрифтом выделен материал, по которому осуществляется проверка уровня подготовки учащихся в соответствии с настоящим Стандартом.

Положения Стандарта в области исторического образования рассматриваются на всех трех ступенях. Очень скромная доля исторического материала рассматривается в начальной школе, основные задачи реализуются на ступенях основного общего и полного среднего образования.

Стандарт, соответственно описанной структуре, определяет цели (общественно и личностно-значимые), которые реализуются через обязательное содержание и проявляются в результатах образовательного процесса, выраженных в требованиях к уровню подготовки выпускников.

Цели → Содержание → Требования

Наши рекомендации