Способы проверки результатов

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

- текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

- промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

- итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

- через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);

- через отчётные просмотры законченных работ.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

Тестирование

Для итогового контроля разработаны тематические тестовые материалы по каждому году обучения. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными художественными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям.

Оценка осуществляется по 10-балльной системе педагогом и приглашёнными экспертами (ведущими педагогами, методистами):

0-1 баллов выставляется за «неверный ответ»;

от 2 до 7 баллов – за «не во всём верный ответ»;

от 8 до 10 баллов – за «правильный ответ».

Ниже приводятся тестовые материалы, выявляющие уровень теоретических знаний обучающихся по годам обучения. (Приложение 1,)

Предполагаемый результат реализации программы наличие потребности видеть прекрасное в окружающем мире;

- понимание эмоций, отраженных в произведениях искусств;

- развитие фантазии, воображения, проявляющихся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

- умение находить новые нестандартные решения творческих задач;

- использование выразительных средств для создания художественного образа;

- усвоение нравственно – эстетических ценностей и стремление ребят руководствоваться в повседневной жизни.

Программа «Волшебная кисточка» - это начало систематического приобщения школьников к удивительному миру искусства, к миру прекрасного, это первый шаг на пути к познанию азов художественного творчества. Поэтому особое значение имеют знания и умения по данному курсу, которыми овладевают воспитанники.

Первый год обучения 7-8 лет(4 часа в неделю)

Задачи на 1-й год обучения

- Формирование знаний о названии основных и составных цветов, их эмоциональной характеристики.

- Умение пользоваться кистью, красками, палитрой.

- Умение использовать площадь листа, изображать предметы крупно.

Овладение начальными навыками выразительного использования трехцветия (красный, желтый, синий цвета и их смеси).

- Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением.

- Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи.

- Умение отличать технику исполнения.

Учебно-тематический план.

Первый год обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Теорет. Практ. Всего
Введение в программу
1.1 Вводное занятие Посвящение в кружковцы. Смысл рисования. С чего нужно учиться рисовать. Техника безопасности.
Живопись
2.1 Цветоведение. Цветовые оттенки основных цветов.
2.2 Королева Кисточка и волшебные превращения красок.
2.3 Праздник тёплых и холодных цветов -
2.4 Твоё настроение. Рисуем дождь. -
2.5 Хоровод лесных растений -
Рисунок
3.1 Волшебная линия
3.2 Композиция. Выделение композиционного цвета -
3.3 Создаём красивые узоры из точек. -
3.4 Пятно. Удивительные узоры на крыльях у бабочек -
3.5 Форма. Мои любимые игрушки -
Декоративное рисование
4.1 Мир полон украшений. Как мазками нарисовать простые по форме цветы.
4.2 На солнечной опушке. Рисуем солнце, солнечные лучи. -
4.3 Декоративные узоры
4.4 Орнамент
4.5 Сказочная рыбка. -  
4.6 Птицы – наши друзья. Учимся рисовать птиц.
4.7 Весёлый зоопарк. Учимся рисовать животных -
Выразительные средства графических материалов
5.1 Цветные карандаши. Цвет радости и цвет печали
5.2 Пастель. Урок – фантазия. Удивительная страна
Урок любования. Итоговое занятие
Экскурсии в музеи и на выставки -
  Итого


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

Раздел 1. Введение в программу (2ч)

Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.

Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом. Смысл рисования. С чего нужно учиться рисовать.Техника безопасности в объединении. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Рисование простых предметов.

Раздел 2. Живопись (36ч)

Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена.

Тема 2.1. Цветоведение. Цветовые оттенки основных цветов

Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).

Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).

Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки».

Тема 2.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.

Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга», «Праздничный букет», «Салют».

Тема 2.3. Праздник тёплых и холодных цветов.

Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.

Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».

Тема 2.4. Твоё настроение. Рисуем дождь.

Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).

Тема 2.5. Хоровод лесных растений

Работа с акварелью, гуашью.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочный букет», «Дремучий лес».

Раздел 3. Рисунок (36ч)

Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.

Тема 3.1. Волшебная линия.

Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».

Тема 3.2. Композиция

Выделение композиционного центра.

Практическое занятие. Рисование предметов природного мира.

Тема 3.3. Создаём красивые узоры из точек

Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя».

Тема 3.4. Пятно

Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя».

Тема 3.5 Форма.

Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.

Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Мои любимые игрушки».

Раздел 4. Декоративное рисование (46ч)

Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка.

Тема 4.1. Мир полон украшений

Рисование простых цветов

Практическое занятие. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-цветок», «Образ из пятна».

Тема 4.2. На солнечной опушке. Рисуем солнце, солнечные лучи

Стилизация как упрощение и обобщение форм. Особенности художественного видения мира детьми 7-8 лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочное солнце».

Тема 4.3. Декоративные узоры.

Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.

Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки», «Пёстрая черепашка».

Тема 4.4. Орнамент.

Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо - превращения (растительные и геометрические орнаменты).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды».

Тема 4.5. Сказочная рыбка

Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Добрая сказка».

Тема 4.6. Птицы – наши друзья. Учимся рисовать птиц.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воробышек», «Птицы в полёте», «Сказочная птица».

Раздел 5. Выразительные средства графических материалов (20ч)

Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные.

Тема 5.1. Цветные карандаши. Цвет радости и цвет печали

Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень», «Разноцветные ёжики».

Тема 5.2. Пастель. Урок – фантазия. Удивительная страна

Художественная возможность пастели. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе», «Сказочный герой».

Раздел 6. Урок любования. Итоговое занятие (2ч)

Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.

Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.

Раздел 7. Экскурсии в музеи и на выставки (2ч)

Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой).

Наши рекомендации