Семинар в интерактивной форме. Проведение семинара в интерактивном режиме, в форме подготовки студентами докладов в

Проведение семинара в интерактивном режиме, в форме подготовки студентами докладов в форме презентаций и их обсуждение.

Цель: формирование у студентов целостной системы знаний о регулирование Банком России наличного денежного обращения.

Темы докладов:

1. Особенности современного наличного денежного обращения в России.

2. Современное наличное денежное обращения в зарубежных странах.

3. Схема обращения наличных денег в России.

4. Отличительные особенности лимитирования кассы организации, операционной кассы банка, оборотной кассы РКЦ.

5. Платежеспособные денежные знаки.

6. Неплатежеспособные денежные знаки.

7. Признаки подлинности денежных знаков.

8. Современные проблемы подделки денежных знаков.

Порядок подготовки и проведения занятия:

На предыдущем занятии преподаватель назначает по каждой теме доклада основного выступающего, который самостоятельно должен подготовить доклад в письменной форме и презентации к нему.

В процессе проведения занятия преподаватель называет основного выступающего, подготовившего по соответствующей теме доклад и презентацию, и назначает двух его оппонентов из присутствующих на занятии студентов.

Выступающий на занятии студент должен:

- в доступной и интересной манере изложить результаты своего исследования по изучаемому вопросу и пояснения к представляемым презентациям;

- в своем выступлении четко и кратко излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу, не допуская ухода от обсуждаемой проблемы.

По окончании выступления докладчика преподаватель предлагает выступить оппонентов с оценкой представленного доклада и презентации.

Присутствующие на занятии студенты должны принимать активное участие в обсуждении выступления студента, при этом преподаватель рекомендует им отмечать не только положительные качества выступления, но и в дружественной манере указывать на его недостатки, воздерживаясь от личных нападок на выступающего и аргументируя свои замечания ссылками на нормативные акты и публикации ведущих специалистов по исследуемому вопросу.

Преподаватель должен помочь участникам дискуссии (обсуждения) прийти к согласованному мнению, при этом необходимо принять групповое решение по обсуждаемой проблеме.

В конце занятия преподаватель должен:

- проанализировать и оценить проведенное занятие в соответствии с поставленными к нему целями;

- подвести итоги, выделив их положительные и отрицательные стороны;

- оценить работу студентов на занятии, указав на ее достоинства и недостатки.

При этом оценка выступающего с докладом и презентацией производится с учетом: соответствия представленной студентом работы обсуждаемой теме, объемом охваченного исследованием публицистического материала, умения четко и кратко изложить результаты исследований, наличия собственного суждения по исследуемой теме.

Оценка выступлений оппонентов и других участников обсуждения производится с учетом: четкости, корректности и обоснованности их суждений.

Задания для самостоятельной работы по теме

Задание 1

Подготовить сообщение о признаках подлинности денежных знаков России и мерах борьбы с фальшивомонетничеством.

Задание 2

Сравнить объемы наличного денежного обращения России и зарубежных стран.

Задание 3

Подготовить сообщение о признаках подлинности денежных знаков США и мерах борьбы с фальшивомонетничеством.

Задание 4

Подготовить сообщение о признаках подлинности денежных знаков Европы и мерах борьбы с фальшивомонетничеством.

Рекомендуемая литература по теме

1. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России). Федеральный закон РФ в редакции от 10.07.02 № 86-ФЗ и изменениями и дополнениями

2. О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации. Положение ЦБ РФ от 12.10.2011 № 373-П

3. О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации. Положение ЦБ РФ от 24.04.08 № 318–П

4. О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России. Указание ЦБ РФ от 26.12.2006 г. - № 1778-У

5. Признаки ветхих банкнот Банка России. Указание ЦБ РФ от 27.02.2010 г. № 2405-У

6. Организация деятельности Центрального банка/Под ред. Белоглазовой Г.Н. – С – Пб.: Издательство С – Пб ГУЭФ, 2009

7. Г. Г. Фетисов, О. И. Лаврушин, И. Д. Мамонова Организация деятельности Центрального банка.- М.: Кнорус, 2012. – 440 с.

8. Юров А.В. наличное денежное обращение в периоды спада и подъемы экономики //Деньги и кредит – 2011 – №1.

9. Шаповалов В.А. Исторические аспекты фальшивомонетничества в России / Шаповалов В.А.// Социально-экономические явления и процессы. – 2010. - № 1. С. 151-155.

10. Годовой отчет Банка России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cbr.ru.

Тема 11.Основы организации эмиссионной работы Банка России (1 занятие)

Вопросы для обсуждения

1.Резервные фонды банкнот и монеты Банка России, лимит резервного фонда

2. Понятие оборотной кассы. Необходимость лимитирования оборотной кассы. Порядок регулирования оборотной кассы

3.Отчетность о наличном денежном обороте как основа для прогнозирования денежных потоков

4.Понятие прогноза наличного денежного оборота, порядок его составления и использования

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие оборотной кассы и объясните необходимость установления лимита оборотной кассы.

2. Объясните назначение резервных фондов банкнот и монеты Банка России.

3. Объясните порядок пополнения резервных фондов денежной наличностью.

4. Охарактеризуйте операции по регулированию оборотной кассы РКЦ.

5. Назовите основные источники экономической информации, используемые для составления прогнозных расчетов наличного денежного оборота. Перечислите виды отчетности о наличном денежном обороте, используемые в банковском секторе.

6. Опишите порядок составления прогнозных расчетов наличного денежного оборота в расчетно-кассовых центрах.

7. Объясните необходимость использования прогноза наличного денежного оборота в системе Банка России.

Практические задания

Задание 1

Определить минимальный размер хранения резервного фонда РКЦ (млн. руб.). Ответ округлить до целых значений.

1. Пополнение резервного фонда в 1 квартале - банкноты - монеты  
2. Выдачи наличных денег из резервных фондов в 1 квартале - банкноты - монеты  
3. Перечисление в 1 квартале сверхлимитного остатка оборотной кассы в резервный фонд - банкноты - монеты    
4. Выдачи наличных денег из оборотной кассы в 1 квартале - банкноты - монеты  

Задание 2

  млн. руб.
1. Лимит оборотной кассы РКЦ
2. Остаток оборотной кассы на 2 октября
3. Подкрепление операционных касс
4. Поступления наличных денег в кассу РКЦ
4.1. в том числе ветхие деньги

Определить сумму выпуска денег в обращение (-вложение в резервные фонды), если остаток оборотной кассы на 3 октября соответствует лимиту.

Задание 3

  млн. руб.
1. Лимит оборотной кассы РКЦ
2. Остаток оборотной кассы на 2 октября
3. Подкрепление операционных касс
4. Поступления наличных денег в кассу РКЦ
4.1. в том числе ветхие деньги

Определить сумму выпуска денег в обращение (-вложение в резервные фонды), если остаток оборотной кассы на 3 октября соответствует лимиту.

Задание 4

С использование показателей кассовых операций за 1 квартал 2014 года составить прогнозный расчет на 2 квартал 2014 года (на основе счета по формам 744 и 201).

  млн. руб.
1. Поступление выручки от услуг
2. Прочие поступления
3. Сдача излишков операционных касс кредитных организаций  
4. Выдачи на оплату труда
5. Выдачи на выплату пособий
6. Выдачи на прочие цели
7. Подкрепление отделения Федеральной почтовой службы  
8. Подкрепление операционных касс кредитных организаций  

Кассовые обороты 2013 года во 2 квартале выросли по сравнению с 1 кварталом:

- по приходу на 4%;

- по расходу на 3%.

Наши рекомендации