Организация семинара, семинара-практикума

Одна из основных функций заместителя заведующей по воспитательно-образовательной работе – оказание помощи воспитателям и специалистам детского сада в организации педагогического процесса, обучение, ознакомление с новыми формами и методами работы с детьми.

Все мы знаем, что методическая работа – это часть системы непрерывного образования педагогов ДОУ. Целями методической работы являются освоение наиболее рациональных методов и приёмов воспитания и обучения детей; повышение методической подготовленности педагогов к организации процесса воспитания и обучения дошкольников; обмен опытом между членами педагогического коллектива, выявление и пропаганда актуального педагогического опыта. Методическая работа ориентирована на достижение и поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в детском саду.

Методическая работа в детском саду постоянно обновляется: большое значение придаётся оказанию разнообразной помощи педагогам, привлечению внимания к их опыту работы, внедряются новые технологии методической работы в дошкольном учреждении.

К одной из самых эффективных относится технология организации семинаров – практикумов. Семинары – практикумы направлены на повышение уровня не только теоретической, но в первую очередь практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Тематика семинаров – практикумов строится на запросах воспитателей и связана с задачами годового плана. В практике работы нашего ДОУ семинары-практикумы проводят не только заместитель заведующей по ВОР, но и педагоги-специалисты, хорошо владеющие необходимыми навыками. Так, инструктор физвоспитания Кобылина Н.В. провела обучающий семинар-практикум «Игровой стретчинг как одна из здоровьесберегающих педагогических технологий», педагог-психолог Залесова Г.В. подготовила и провела семинар-практикум «Использование техники пластилинографии в работе с детьми ОНР» (презентация папки-раскладушки), музыкальный руководитель Ханина М.И. организовала семинар-практикум «Формы использования элементов психогимнастики на музыкальных занятиях».

Но основная доля ответственности за организацию и проведение семинара-практикума, конечно, ложится на заместителя заведующей по ВОР.

Первый вопрос, на который должен ответить заместитель заведующей при планировании семинара – практикума: чем следует руководствоваться при выборе темы семинаров? К сказанному выше (анкетирование и годовые задачи) следует добавить интересы воспитателей и их проблемы. В мае обычно я провожу анкетирование всех педагогов для определения круга методических проблем и задач, решать которые предстоит в следующем учебном году. Некоторые темы подсказывают наблюдения за педпроцессом в течение прошедшего учебного года и анализ разных видов контроля, анализ календарно-перспективных планов.

К семинару-практикуму готовимся заранее: подбор методической литературы, подготовка места проведения семинара, подготовка выставок атрибутов, пособий и др. по заявленной теме, оказание методической помощи выступающим на семинаре и многое другое.

Цель семинара-практикума всегда ориентирована на практический результат. При её формулировке я использую такие выражения, как «обучить педагогов…», «сформировать навыки…», «повысить эффективность использования…», «познакомить педагогов с новыми…» и т.д.

В своей практике организации семинаров-практикумов я использую разные формы: семинар в одно занятие, семинар в несколько занятий, объединённых общей темой. Так, семинар-практикум «Использование схем при развитии речи дошкольников» состоял из трёх занятий: «Система приёмов мнемотехники в обучении дошкольников», «Использование схем при составлении связного рассказа о временах года», «Составление схем для заучивания стихотворений и методические приёмы работы с ними». На первом занятии мы рассмотрели методологические основы общей темы, выявили теоретические позиции использования мнемотехнических приёмов, на следующих занятиях уточняли представления воспитателей о мнемодорожках и мнемокартах, учились составлять их и применять в работе с детьми, обсуждали лучшие варианты пособий. В рамках данного семинара-практикума проводились открытые занятия по применению мнемотехнических приёмов при составлении описательного рассказа и заучивания стихотворения и потешки, в методическом кабинете создана копилка мнемотехнических карт и дорожек. На этих занятиях присутствовали воспитатели детского сада с. Натальино в рамках мероприятий по обмену опытом работы.

Семинары-практикумы я провожу в разных формах: в форме деловой игры («Познавательно-речевое развитие детей»), в форме диспута ( «Формирование связной речи и логического мышления у детей дошкольного возраста»). Регулярно изучая методическую литературу, я нашла подтверждение этому: семинары–практикумы необходимо проводить в разных формах. Это могут быть занятия с элементами лекции, консультации, дискуссии, брифинга, «круглого стола», эстафеты педагогического мастерства. Важно, чтобы каждая из представленных на семинаре, форма организации отвечала общей теме и, дополняя друг друга, способствовала полному её раскрытию.

Наши рекомендации