I. Организационный момент.
– Сегодня у нас необычный гость:
Я в пещере живу, целый день я кричу,
Отвечаю тут и там самым разным голосам.
Только я хочу сказать, что люблю я поиграть,
Пошутить, побаловать, всех вокруг позабавлять.
(Эхо.)
II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока.
Это дедушка Эхо.
С ним разговаривать просто потеха.
– А живёт Эхо в волшебной пещере.
Давайте крикнем все: «Ау-у-у-у!»
В ответ услышим: «У-у-у!»
Скажем все: «Иди сюда!»
Отвечает эхо: «А-а-а!»
Крикнем дедушке: «Ты где?»
Отвечает он нам: «Де-э-э!»
Хватит, дедушка, шалить,
Только бы тебе шутить!
Иди сюда, мы ждём тебя!
– Ребята, какие звуки кричит эхо? Назовите их. (Звуки [а], [у], [э].)
– Что вы про них знаете? Какими буквами они обозначаются?
– Сегодня познакомимся с буквой Э, которая нужна для обозначения гласного звука [э], и научимся писать заглавную и строчную букву Э, э.
III. Изучение нового материала.
1. Звуковой анализ слов «эхо» и «экран». Чтение стихотворения.
– Проведите звукобуквенный анализ слова «экран».
– Определите, какую букву – заглавную или строчную – нужно поставить в слово. (Строчную.)
– Сколько гласных в слове? Какой по счёту в этом слове гласный звук [а]?
– Сколько согласных звуков в этом слове? Назовите их порядковые номера. Дайте характеристику согласным звукам этого слова. Назовите их мягкие пары.
– Сравните количество гласных и согласных звуков в этом слове. Каких больше?
– Произнесите отчетливо первый звук и расскажите, что вы о нем знаете?
– Замените красную фишку на букву э. Поставьте букву в таблицу.
Вывод: буква э после твердого согласного слышится как [э] и пишется э.
2. Работа в прописи.
– Сравните печатный и письменный варианты написания буквы Э. На что похожа буква?
Это – Э: с открытым ртом
И большущим языком.
Г. Юдин
Взял я лук и крикнул: «Эх!
Удивлю сейчас я всех!»
Натянул потуже лук,
Да стрела застряла вдруг!
И вокруг сказали все: «Э-э-э!»
Е. Тарлапан
Работа с образцом заглавной буквы Э.
– Рассмотрите образец заглавной буквы Э. Основной элемент буквы Э – правый полуовал. Расскажите о направлении движения руки при написании буквы Э. (Заглавную букву Э начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии. Руку ведем вверх, закругляя линию чуть вправо, затем ведем округлую линию вниз. Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем влево и ведем до середины рабочей строки. Второй элемент буквы – короткую горизонтальную линию – пишем немного ниже верхней линии рабочей строки.)
– Запишите эту букву в воздухе; в тетради.
Пальчиковая гимнастика.
Полетели птички,
Птички-невелички.
Сели птички. Посидели.
Опять полетели.
Пальцы переплетены, ладони сжаты. Поднимаем и опускаем пальцы в соответствии с ритмом стиха.
Работа в прописи.
Эльфы и эхо в прятки играли:
Пряталось эхо, а эльфы искали.
Эх, ну и трудно найти его было!
Разве что эльфам такое под силу.
Т. Крюкова
– Прочитайте стихотворение Е. Благининой «Эхо».
– С кем сравнивает эхо Е. Благинина?
– Ребята, а вы знаете, как возникает эхо? Почему мы его слышим?
♦ Это интересно!
В настоящее время, когда нас все интересует в природе, мы хотим на все получить правильный, научный ответ. В древности люди создавали легенды, чтобы объяснять всевозможные события. Древние греки придумали очень красивую легенду для объяснения эхо. Вот она.
Давным-давно жила прекрасная нимфа по имени Эхо. У нее был лишь один недостаток – она слишком много говорила. В наказание богиня Гера запретила ей говорить, пока с ней не заговорят. Нимфа могла лишь повторять то, что ей говорили. Однажды Эхо увидала красивого молодого Нарцисса и сразу влюбилась в него. Однако Нарцисс не замечал ее. Нимфу охватила такая печаль, что Эхо растворилась в воздухе, оставив лишь свой голос. И мы слышим ее голос, который повторяет все, что мы говорим.
Конечно, эта печальная легенда не может нам объяснить природу эха. Чтобы получить ответ, нужно кое-что вспомнить о звуке. Звук движется в воздухе со скоростью 335 м/с. Он переносится звуковыми волнами, наподобие того как появляются волны в воде от брошенного туда камешка. Звуковые волны распространяются во все стороны, как и свет от электрической лампочки.
При встрече с препятствием звуковая волна отражается наподобие света. При этом мы слышим эхо. Итак, эхо – это отраженный звук.
– Рассмотрите звукобуквенную схему слова «эхо». Сколько звуков в этом слове?
– Проведите звуковой анализ слова «эхо».
Самостоятельное выполнение работы в прописи: письмо буквосочетаний по образцу.
IV. Итог урока.
Задание в прописи: найдите одинаковые с образцом тройки букв. Объясните, почему другие не подходят. Чем они отличаются от образца?
– Чему научил вас необычный гость Эхо? (Писать заглавную букву Э.) В каких случаях пишется заглавная буква? Придумайте имена, которые начинаются на Э. (Эдуард, Эмма, Элла, Элеонора.)
– Как вы думаете, что мы будем делать на следующем уроке письма? (Ответы детей.)
– У дедушки Эхо есть любимое слово, которое он решил подарить вам за хорошую работу.
На доске записано слово «экология».
– Ребята, кто из вас слышал это слово? Что оно обозначает? (Эко – «дом», наука – «логос». Наука о доме.) Мир вашему дому.
Урок 29
ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ э
Цели: учить писать строчную букву эи ее соединения с другими буквами; развивать речь, обогащать словарный запас детей; воспитывать культуру учебного труда.
Ход урока