Особенности содержания курсовых работ (проектов)
Курсовых и дипломных работ (проектов)
для студентов по специальностям
«Библиотечно-информационная деятельность»,
«Документоведение и документационное обеспечение управления»
Ульяновск, 2009
СТРУКТУРА, ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Раздел 1. КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)
1.1. Курсовая работа (проект): назначение, цели, задачи. Общие и специальные требования к курсовым работам (проектам).
1.2. Особенности содержания курсовых работ (проектов) в зависимости от года обучения и специальности.
1.3. Порядок выполнения курсовых работ (проектов).
Курсовая работа (проект)
Курсовые работы (проекты) являются составной частью учебного процесса, одной из самостоятельных форм деятельности студента. Они способствуют углублению и закреплению теоретических знаний, приобретенных в ходе изучения общенаучных и специальных дисциплин.
Значение курсовых работ определяется тем, что они приучают профессионально мыслить, формируют творческое мышление, учат применять в конкретных условиях разнообразные методы научных исследований.
Курсовые работы, выполняемые студентами II, III и IV курсов дневного и заочного отделений, на кафедре документоведения и библиотековедения, занимают определенное место в системе профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации.
Общий характер курсовых работ:
Специальность «Библиотечно-информационная деятельность»
Ø На 2 курсе дневного и заочного отделения студенты выполняют теоретические работы в рамках следующих дисциплин «Введение в специальность», «Информационная культура», «Документоведение», «Социальные коммуникации», «История библиотечного дела», «История библиографии»;
Ø На 3 курсе дневного и заочного отделения студенты составляют рекомендательные и научно-вспомогательные библиографические указатели;
Ø На 4 курсе дневного и заочного отделения студентам дается возможность углубить свои теоретические знания в любой специальной дисциплине специальности.
Специальность «Документоведение и документационное обеспечение управления»
Ø На 2 курсе дневного отделения студенты выполняют теоретические работы в рамках дисциплины «Документоведение»;
Ø На 3 курсе дневного отделения студенты выполняют теоретические работы в рамках дисциплины «Документационное обеспечение управления»;
Ø На 4 курсе дневного отделения студентам дается возможность углубить свои теоретические знания в любой специальной дисциплине специальности.
Такая последовательность позволяет студенту от процессов ознакомления, аннотирования перейти к теоретическому анализу и обобщению практического опыта библиотечно-библиографической и информационной деятельности.
При формировании тематики курсовых работ учитываются актуальные вопросы истории, теории и практики книгоиздательского, библиотечно-библиографического, архивного и информационного дела. Тема курсовой работы выбирается студентом с его творческих возможностей, интересов и специализации.
Особенности содержания курсовых работ (проектов)
Курсовая работа II курса носит теоретический характер, ориентирована на закрепление материала по основным курсам специальностей «Библиотечно-информационная деятельность» и «Документоведение и документационное обеспечение управления». Начатое студентом исследование на II курсе может быть продолжено, развито в курсовых работах (проектах) на III и IV курсе и завершено в дипломной работе.
Проблематика и тематика курсовых работ II курса связана в основном с изучением современной информационной ситуацией в России и за рубежом, с историей библиотечного дела и библиографии, с проблемами источниковедческого характера, со спецификой информационного обслуживания различных категорий пользователей.
Курсовая работа III курса специальности «Библиотечно-информационная деятельность» выполняется в виде рекомендательного или научно-вспомогательного библиографического указателя. Основная задача данной работы заключается в том, чтобы овладеть общей и специальной методикой библиографирования произведений искусства, художественной литературы, научно-технической и краеведческой литературы, а также критических материалов как гуманитарной, так и технической и естественнонаучной области знания.
При выполнении курсовой работы (проекта) студент должен показать знания теории и методики общей и отраслевой библиографии, системы отечественных, а подчас и зарубежных, библиографических пособий, умение самостоятельно создавать библиографическую продукцию.
Курсовая работа III курса специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» носит узкотеоретический характер в рамках дисциплины специальности «Документационное обеспечение управления».
Курсовая работа IV курса носит теоретико-методический характер, является важным этапом в подготовке студента к выполнению дипломного исследования и может быть выполнена в любой из дисциплин специальности. От дипломной работы она отличается степенью обобщения и нацелена на решение более частных вопросов информационно-библиографической теории и практики.
В связи с разнообразием тематики основные этапы выполнения курсовой работы (проекта) и требования к его структуре и содержанию нельзя строго регламентировать, как для курсовой III курса. Последовательность выполнения работы, ее структура и характер определяются совместно со студентом и научным руководителем в зависимости от выбранной темы. Поэтому методическими рекомендациями по выполнению этой курсовой работы будут идентичны со структурой и требованиями к дипломной работе (проекту).