I. Организационный момент. €

– Отгадайте загадку:

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

(Дерево.)

– Назовите первый звук в слове «дерево». Дайте ему характеристику. Назовите букву, которой он обозначается. Положите её перед собой на парту.

– Отгадайте следующую загадку:

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я? ...

(Тетрадь.)

– Назовите первый звук в слове «тетрадь». Дайте ему характеристику. Назовите букву, которой он обозначается. Положите её перед собой на парту.

II. Сообщение темы урока.

– Сравните звуки [д] – [т], [д’] – [т’]. Докажите, что звук [д] – звонкий согласный, а звук [т] – глухой согласный.

– Сделаем зарядку для языка. Разучим скороговорку:

Денис без дела не сидел –

Он целый день конфеты ел.

Работа в парах.

– Расскажите скороговорку друг другу.

– Произнесите на одном выдохе звуки, которые мы слышим, когда что-то приколачивают: «Т-т-т-т-т, д-д-д-д-д»; слоги, которые мы слышим, когда сверлят дрелью: «Та-та-та-да, ты-ты-ты-ды!«Т; слог, который слышим, когда кто-то стучит: «тук-тук-тук-тук».

III. Изучение нового материала.

Работа в прописи. Правила посадки.

– Мы закончили с вами работу в тетради «Прописи № 2» и переходим к тетради «Прописи № 3». Откройте с. 4. Что означает красный колокольчик над буквой Д?

Сопоставление звуков [д] – [т], чтение и запись слов, полученных при замене звонкого согласного на его глухую пару. (Дима – Тима, дело – тело, денёк – тенёк.)

Деление слов на группы.

– Прочитайте слова. Назовите слова, в которых все согласные звуки – звонкие. (Дом, Дима, люди.)

– Прочитайте слово, в котором один слог. Сколько слогов в слове «утята»? Назовите слова, в которых ударным является звук «а». (Туман, Таня, трактор, утята.)

– Запишите слова на нужной строчке в зависимости от того, какая из букв – Д или Т – есть в слове.

Впишите пропущенные буквы.

Сильнее солнца, слабее ветра.

Ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет.

(Туча.)

– Сколько слогов в слове «туча»? Какой слог ударный? Назовите его. Какой согласный звук стоит в начале слова?

– Ой, дождь пошёл!

Пальчиковая гимнастика «Дождик».

2. Работа в тетради «Прописи» (продолжение).

– Прописи не закрыли, и дождик смыл некоторые буквы в словах. Прибавилось нам работы. Впишите нужные буквы и прочитайте предложения.

– Объясните, почему вы выбрали строчную или заглавную букву.

Списывание с образца печатного текста. Запись предложений под диктовку учителя.

· Дятел сидит на сосне.

· На реке Лида и Надя с мамой.

– Впишите под каждым колокольчиком букву Д.

– Какие буквы – заглавные или строчные – вы вписали? В остальные слова вставьте букву Т.

– Прочитайте слова, словосочетания, предложение.

Запись и соединение слов.

– Прочитайте словосочетания. Запишите на свободных строчках. Какие слова не использовали? Придумайте с ними словосочетания.

Подбор слов к моделям и запись их.

На доске записаны слова: перина, рюкзаки, еноты.

– Запишите слова в нужный столбик.

Самостоятельная работа.

– Замените в каждом слове одну букву, запишите новые слова. Если хотите, продолжите игру.

IV. Итог урока.

– Закончите предложения, добавив слова со звуками [д] и [т].

· Из трубы идет… (дым).

· Дворник метет… (двор).

· Перед дождем на небе появилась… (туча).

· На день рождения пришел друг… (Толя).

· Осенью часто идет… (дождь).

– Что повторяли на уроке? Какие задания вызвали интерес? Были ли трудности в выполнении заданий? Какие?

Урок 56
ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ Б, б

Цели: учить писать и формировать в памяти образ буквы Б, б; развивать умение соотносить печатный и письменный текст.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

– Сегодня на уроке мы научимся писать заглавную и строчную буквы Б, б, которые нужны для обозначения твердого согласного [б] и мягкого [б’] звуков в слове.

Игра «Снежный ком».

Ученики придумывают слова с буквой б в начале слова. Игра проводится по рядам.

· Бровь, бык.

· Бровь, бык, булка.

· Бровь, бык, булка, белка.

Наши рекомендации