I. Организационный момент.
– Отгадайте загадку:
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево.)
– Назовите первый звук в слове «дерево». Дайте ему характеристику. Назовите букву, которой он обозначается. Положите её перед собой на парту.
– Отгадайте следующую загадку:
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? ...
(Тетрадь.)
– Назовите первый звук в слове «тетрадь». Дайте ему характеристику. Назовите букву, которой он обозначается. Положите её перед собой на парту.
II. Сообщение темы урока.
– Сравните звуки [д] – [т], [д’] – [т’]. Докажите, что звук [д] – звонкий согласный, а звук [т] – глухой согласный.
– Сделаем зарядку для языка. Разучим скороговорку:
Денис без дела не сидел –
Он целый день конфеты ел.
Работа в парах.
– Расскажите скороговорку друг другу.
– Произнесите на одном выдохе звуки, которые мы слышим, когда что-то приколачивают: «Т-т-т-т-т, д-д-д-д-д»; слоги, которые мы слышим, когда сверлят дрелью: «Та-та-та-да, ты-ты-ты-ды!«Т; слог, который слышим, когда кто-то стучит: «тук-тук-тук-тук».
III. Изучение нового материала.
Работа в прописи. Правила посадки.
– Мы закончили с вами работу в тетради «Прописи № 2» и переходим к тетради «Прописи № 3». Откройте с. 4. Что означает красный колокольчик над буквой Д?
Сопоставление звуков [д] – [т], чтение и запись слов, полученных при замене звонкого согласного на его глухую пару. (Дима – Тима, дело – тело, денёк – тенёк.)
Деление слов на группы.
– Прочитайте слова. Назовите слова, в которых все согласные звуки – звонкие. (Дом, Дима, люди.)
– Прочитайте слово, в котором один слог. Сколько слогов в слове «утята»? Назовите слова, в которых ударным является звук «а». (Туман, Таня, трактор, утята.)
– Запишите слова на нужной строчке в зависимости от того, какая из букв – Д или Т – есть в слове.
Впишите пропущенные буквы.
Сильнее солнца, слабее ветра.
Ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет.
(Туча.)
– Сколько слогов в слове «туча»? Какой слог ударный? Назовите его. Какой согласный звук стоит в начале слова?
– Ой, дождь пошёл!
Пальчиковая гимнастика «Дождик».
2. Работа в тетради «Прописи» (продолжение).
– Прописи не закрыли, и дождик смыл некоторые буквы в словах. Прибавилось нам работы. Впишите нужные буквы и прочитайте предложения.
– Объясните, почему вы выбрали строчную или заглавную букву.
Списывание с образца печатного текста. Запись предложений под диктовку учителя.
· Дятел сидит на сосне.
· На реке Лида и Надя с мамой.
– Впишите под каждым колокольчиком букву Д.
– Какие буквы – заглавные или строчные – вы вписали? В остальные слова вставьте букву Т.
– Прочитайте слова, словосочетания, предложение.
Запись и соединение слов.
– Прочитайте словосочетания. Запишите на свободных строчках. Какие слова не использовали? Придумайте с ними словосочетания.
Подбор слов к моделям и запись их.
На доске записаны слова: перина, рюкзаки, еноты.
– Запишите слова в нужный столбик.
Самостоятельная работа.
– Замените в каждом слове одну букву, запишите новые слова. Если хотите, продолжите игру.
IV. Итог урока.
– Закончите предложения, добавив слова со звуками [д] и [т].
· Из трубы идет… (дым).
· Дворник метет… (двор).
· Перед дождем на небе появилась… (туча).
· На день рождения пришел друг… (Толя).
· Осенью часто идет… (дождь).
– Что повторяли на уроке? Какие задания вызвали интерес? Были ли трудности в выполнении заданий? Какие?
Урок 56
ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ Б, б
Цели: учить писать и формировать в памяти образ буквы Б, б; развивать умение соотносить печатный и письменный текст.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
– Сегодня на уроке мы научимся писать заглавную и строчную буквы Б, б, которые нужны для обозначения твердого согласного [б] и мягкого [б’] звуков в слове.
Игра «Снежный ком».
Ученики придумывают слова с буквой б в начале слова. Игра проводится по рядам.
· Бровь, бык.
· Бровь, бык, булка.
· Бровь, бык, булка, белка.