Прочтите текст и выполните задания.
История – 4
Часть 1
1. Расположите следующие события в хронологической последовательности.
Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
1) нашествие Батыя
2) призвание варягов
3) возникновение ислама
2. Ниже приведён перечень разных групп населения. Все эти группы, за исключением двух, существовали в Древнерусском государстве.
1) дворяне; 2) закупы; 3) рядовичи; 4) баскаки; 5) монахи; 6) смерды
Найдите и запишите порядковые номера групп населения, относящихся к другому историческому периоду.
3. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, как назывался характеризуемый в нем порядок служебных отношений в Московском государстве XV – XVI вв.
«В Москве XVI века при замещении высших должностей служилыми людьми соображались не с личными качествами назначаемых, а с относительными служебными значениями фамилий… Каждая родословная фамилия и каждое отдельное лицо такой фамилии занимали определенное и постоянное положение среди других фамилий и отдельных лиц… Иерархическое отношение между лицами не устанавливалось при их назначении на должности по усмотрению назначившей их власти, а заранее указывалось помимо нее фамильным положением назначаемых». Ответ: _____________
4. Установите соответствие между историческими личностями и их деятельностью: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
5. Какие три из перечисленных событий произошли в XVII в.? Запишите
в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) избрание на царство Михаила Романова
2) учреждение опричнины
3) отмена местничества
4) создание стрелецкого войска
5) учреждение первых приказов
6) принятие Соборного уложения
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
А. | «Узнав о набеге печенегов, он спешил из Новгорода в южную Россию и сразился с варварами под стенами Киева… Князь одержал победу… В память сего знаменитого торжества Великий князь заложил на месте сражения великолепную церковь, и, распространив Киев, обвел его каменными стенами; …он назвал их главные врата Златыми, а новую церковь Святою Софиею…» |
Б. | «…[Он] строил много церквей, основывал монастыри, не жалел издержек на украшение храмов. Кроме церкви Успения, возбуждавшей удивление современников великолепием, он построил церковь Покрова при устье реки Нерли и много других каменных церквей. Властолюбивый князь, изгнавши братьев и тех бояр, которые недостаточно ему повиновались, правил в своей земле самовластно, забывши, что он был избран народом, отягощал народ поборами и по произволу казнил смертью всякого, кого хотел». |
Характеристики:
1) Этот правитель был убит в результате боярского заговора.
2) С именем этого правителя связывают зарождение русского законодательства.
3) Этот правитель был приглашен на престол в результате народного восстания.
4) Этот правитель ввел на Руси лествичный способ передачи престола.
5) В отрывке упоминается первая христианская церковь на Руси.
6) Захватив Киев, этот князь «посадил» в нем на княжение своего младшего брата.
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
7. Установите соответствие между именами и событиями.
|
А | Б | В | Г |
8. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже перечне данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Правитель | Время правления | События |
________________(А) | 879 – 912 гг. | ________________(Б) |
Филипп IV Красивый | 1285 – 1314 гг. | ________________(В) |
Владимир Святославич | _____________(Г) | ________________(Д) |
________________(Е) | 1113 – 1125 гг. | принятие Устава о резанах |
Пропущенные элементы:
1) Владимир Мономах
2) Олег Вещий
3) Юрий Долгорукий
4) захват Константинополя турками
5) 862 – 879 гг.
6) 980 – 1015 гг.
7) Авиньонское пленение пап
8) захват Полоцкого княжества
9) объединение Новгорода и Киева.
А | Б | В | Г | Д | Е |
9. Прочтите отрывок из исторического источника.
«Немцы же и чудь пошли за ним. Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и, приготовившись к бою, пошёл против них. Войска сошлись на Чудском озере, было тех и других большое множество. Был же тут с князем и брат его Андрей со множеством воинов отца своего; было у князя множество храбрых, сильных и крепких, все наполнились воинственным духом, и были у них сердца подобны львиным.
И сказали: "Княже, ныне пришло время положить свои головы за тебя". Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска.
И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там. И обратились немцы в бегство,
и гнали их русские с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди – бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна.
А другие убежали тяжело раненными. Был же этот бой 5 апреля».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Битва, которая описывается в отрывке, произошла в XIV в.
2) Русским войском в описываемой битве командовал князь Дмитрий.
3) Следствием битвы, описываемой в отрывке, стало ослабление наступления крестоносцев на северо-западные русские земли.
4) За победу в этом сражении князь, командовавший русским войском, получил прозвище Невский.
5) Князь, командовавший русским войском в этой битве, стремился избегать военного столкновения с Золотой Ордой.
6) Один из сыновей князя, командовавшего русским войском в этой битве, стал основателем династии московских князей.
10. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».
Ответ: ________________
Конец формы
Начало формы
11. Укажите век, к которому относятся события, обозначенные на схеме. Ответ напишите словом.
Ответ: ___________Конец формы
Начало формы
12. Укажите полководца, возглавившего поход, направление которого обозначено на схеме цифрой «3».
Ответ: ______________
13. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Действиями войск, направление движения которых обозначено на схеме цифрой «1», руководил князь – основатель династии московских князей.
2) Цифрой «4» на схеме обозначено направление движения войск под руководством литовского князя Ягайло.
3) В результате сражения, обозначенного на схеме, на Руси было окончательно ликвидировано ордынское владычество.
4) В сражении, обозначенном на схеме, на стороне русских войск принимали участие войска рязанского князя.
5) В период правления князя, руководившего действиями войск, обозначенных на схеме цифрой «1», были возведены белокаменные стены Московского Кремля.
6) На схеме обозначена река, по названию которой было дано прозвище московскому князю, руководившему действиями русских войск, обозначенных на схеме цифрой «1».
14. Установите соответствие между датами создания произведений и их названиями.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
|
А | Б | В | Г |
15. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Битва, событие которой изображено на картине, закончилась победой русского войска.
2) В поединке, изображённом на картине, русский воин остался жив.
3) В битве, изображённой на данной картине, русское войско сражалось с немецкими рыцарями.
4) События, изображённые на картине, произошли в XIII в.
5) Русский воин изображён на картине слева от зрителя
16. На какой из картин А.М. Васнецова изображена Москва в последний период правления князя, при котором состоялась данная битва? В ответе запишите цифру, под которой эта картина указана.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания.
Из сочинения историка В. О. Ключевского.
«От всей фигуры [князя] веет чем-то новым; но едва ли эта новизна была добрая. Князь был суровый и своенравий хозяин, который во всем поступал по-своему, а не по старине и обычаю. Современники заметили в нем эту двойственность, смесь силы со слабостью, власти с капризом. "Такой умник во всех делах, – говорит о нем летописец, – такой доблестный, князь погубил свой смысл невоздержанием", т. е. недостатком самообладания. Проявив в молодости на юге столько боевой доблести и политической рассудительности, он потом, живя сиднем в своем Боголюбове, наделал немало дурных дел: собирал и посылал большие рати грабить то Киев, то Новгород, раскидывал паутину властолюбивых козней по всей Русской земле из своего темного угла на Клязьме. <...>
Прогнав из Ростовской земли больших отцовских бояр, он окружил себя такой дворней, которая в благодарность за его барские милости отвратительно его убила и разграбила его дворец. Он был очень набожен и нищелюбив, настроил много церквей в своей области, перед заутреней сам зажигал свечи в храме, как заботливый церковный староста, велел развозить по улицам пищу и питье для больных и нищих, отечески нежно любил свой город … хотел сделать из него Киев, даже с особым, вторым русским митрополитом, построил в нем известные Золотые Ворота. <...>
Со времени своего побега из Вышгорода, в 1155 г. в продолжение почти 20-летнего безвыездного сидения в своей волости, устроил в ней такую администрацию, что тотчас по смерти его там наступила полная анархия. Всюду происходили грабежи и убийства, избивали посадников, тиунов и других княжеских чиновников, и летописец с прискорбием упрекает убийц и грабителей, что они делали свои дела напрасно, потому что где закон, там и обид, несправедливостей много. Никогда еще на Руси ни одна княжеская смерть не сопровождалась такими постыдными явлениями. Их источник надобно искать в дурном окружении, какое создал себе князь своим произволом, неразборчивостью к людям, пренебрежением к обычаям и преданиям. В заговоре против него участвовала даже его вторая жена, родом из камской Болгарии, мстившая ему за зло, какое причинил [князь]ее родине. Летопись глухо намекает, как плохо слажено было общество, в котором вращался [князь] «Ненавидели князя свои домашние, – говорит она, – и была брань лютая в Ростовской и Суздальской земле».
Современники готовы были видеть в Андрее проводника новых государственных стремлений. Но его образ действий возбуждает вопрос, руководился ли он достаточно обдуманными началами ответственного самодержавия или только инстинктами самодурства.
17. Укажите название периода русской истории, в который происходили описанные события. Назовите имя князя, о котором идет речь. К какому веку относится правление этого князя?
18. О каких новых государственных устремлениях князя говорит автор? Укажите три элемента.
19. Как характеризуется князь в документе? Каков итог его правления? Назовите любые две причины такого итога правления.
20. В первой четверти XVII в. в Москве было сформировано переходное правительство, которое приняло решение пригласить на российский престол представителя иностранного государства. Укажите название, которое дали этому правительству историки. Укажите одну любую причину приглашения иностранца на российский престол. Укажите одну любую причину, по которой этот план не был реализован.
21. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Раздробленность Древнерусского государства означала утрату единства Руси».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
22. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1054 - 1132 гг.; 2) 1613 - 1645 гг.; 3) 1917 г.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.