Прочтите текст и выполните задания 2 – 15.

Вариант 107

(1)Мы собирались на рыбалку, когда прибежала Наташка.

(2) – К тёте Марье родственник приехал, – затараторила она. – (3)Вышел на лужайку и прыгает через голову…

(4) – То-то ты вырядилась, – сказал Мишка.

(5) – А собака у него – с телёнка.

(6) – С лошадь, – сказал Мишка.

(7) – Со слона, – поддакнул я.

(8)Наташка взяла жестяную банку с червями и, заглянув внутрь, презрительно сказала:

(9) – Разве это черви? (10)Вот у тёти Марьи на огороде…

(11)И вывалила наших червей в глубоченную яму, приготовленную для силоса. (12)Мы с Мишкой ахнули: этих червей мы, может, с полчаса копали у конющни.

(13)Я бы показал Наташке за эти штучки, но из-за Мишки не стал. (14)В последнее время я заметил, что Мишка перестал возражать Наташке. (15)А когда она улыбается и её насмешливые глаза смотрят на него, он отворачивается, даже краснеет…

(16)Мишка сказал:

(17) – Ладно, пошли к Марье. (18)Красных накопаем…

(19)Наташка не обманула: таких огромных собак мы не видали сроду. (20)Как только мы остановились у калитки, собака подошла и, встав на задние лапы, просунула между жердинами чёрный нос, обнюхивая Мишкину голову.

(21) – Она сейчас Мишке голову откусит! – чуть слышно прошептала Наташка.

(22)Но собака не стала откусывать, она раскрыла красную пасть и оглушительно гавкнула.

(23)Дверь распахнулась, и на пороге показался высокий мальчишка в куртке на блестящей молнии.

(24) – Орион! – сказал мальчишка. – (25)Ко мне!

(26)Собака, виляя хвостом, подбежала к нему.

(27) – Он кусается? – спросила Наташка.

(28)Мальчишка улыбнулся.

(29) – Погладь, – разрешил он.

(30)Наташка тут же запустила пальцы в густую собачью шерсть и спросила:

(31) – А что такое Орион?

(32) – Такую чепуху не знает… – сказал Мишка. – (33)Звезда какая-то…

(34)Мальчишка поправил:

(35) – Так называется созвездие, оно находится как раз над экватором…

(36) – А как тебя зовут? – спросила Наташка.

(37) – Женя, – ответил мальчишка. – (38)А тебя?

(39)Наташка сказала. (40)Мишка исподлобья взглянул на неё и отвернулся.

(41) – А какой породы Орион? – снова спросила Наташка.

(42) – Ньюфаундленд, – сказал Женя.

(43) – А что это такое?

(44) – Такую чепуху не знает, – сказал Мишка. – (45)Полуостров в Америке.

(46) – Остров, – опять поправил мальчишка. – (47)От Америки он отделяется проливом.

(48)Мишка готов был лопнуть от злости.

(49) – А ты… видел когда-нибудь ропуху[1]? – спросил он.

(50) – Ропуху? – удивился Женя. – (51)А что это такое?

(52) – То-то, – сказал Мишка и кивнул мне. – (53)Пошли отсюда!

(По В. Козлову)*

*Козлов Вильям Фёдорович – современный российский писатель, автор около пятидесяти книг для детей и взрослых, в том числе сборника рассказов «Валерка-председатель», повестей «Волосы Вероники», «Юрка Гусь» и др.

2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему можно утверждать, что рассказчик относится к Мишке как настоящий друг?»

1) – (6) С лошадь, – сказал Мишка.

– (7) Со слона, – поддакнул я.

2) (12) Мы с Мишкой ахнули: этих червей мы, может, с полчаса копали у конюшни.

3) (13) Я бы показал Наташке за эти штучки, но из-за Мишки не стал.

4) (52) То-то, – сказал Мишка и кивнул мне: – (53) Пошли отсюда!

Ответ: ________________________________________

3.Укажите фрагмент текста, в котором средством выразительности речи является ирония.

1)– А собака у него – с телёнка.

– С лошадь, – сказал Мишка.

– Со слона, – поддакнул я.

2)Как только мы остановились у калитки, собака подошла и, встав на задние лапы, просунула между жердинами чёрный нос, обнюхивая Мишкину голову.

3)Дверь распахнулась, и на пороге показался высокий мальчишка в куртке на блестящей молнии.

– Орион! – сказал мальчишка. – (25)Ко мне!

4)– Он кусается? – спросила Наташка.

Мальчишка улыбнулся.

– Погладь, – разрешил он.

Ответ: ________________________________________

4.Из предложений 1 – 4 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от её значения.

Ответ: ________________________________________

5.Из предложений 8 – 11 выпишите слово, написание которого определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

Ответ: ____________________________________________

6.Замените просторечное слово СРОДУ в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: _________________________________________

7.Замените словосочетание ЖЕСТЯНУЮ БАНКУ (предложение 8), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: _________________________________________

8.Выпишите грамматическую основу предложения 9.

Ответ: _________________________________________________

9.Среди предложений 8 – 14 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номера этих предложений.

Ответ: __________________________________________

10. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Наташка взяла жестяную банку с червями и,(1) заглянув внутрь,(2) презрительно сказала:

— Разве это черви? Вот у тёти Марьи на огороде…

И вывалила наших червей в глубоченную яму, (3) приготовленную для силоса. Мы с Мишкой ахнули: этих червей мы, (4) может, (5) с полчаса копали у конюшни.

Ответ: ______________________________________

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 35. Ответ запишите цифрой.

Ответ: _______________________________________________

12. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями предложения, связанными подчинительной связью.

Как только мы остановились у калитки,(1) собака подошла и,(2) встав на задние лапы,(3)просунула между жердинами чёрный нос,(4) обнюхивая Мишкину голову.

Ответ: _______________________________________________

13.Среди предложений 13 – 20 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________________________

14.Среди предложений 11–15 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _____________________________________________

Вариант 106

Наши рекомендации