Прочтите текст и выполните задания С1-С6

Вариант 2

1. Социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию, престижу, это:

а) статус б) страта в) класс г) нация

2. И этнос, и класс:

а) являются элементом социальной структуры

б) занимают определенное место в системе производства

в) являются носителями публичной власти

г) обладают общностью языка

Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Высокий социальный статус накладывает на его носителя определенные обязательства, ограничивающие поведение

Б. Многие социальные статусы имеют определенные знаки внешнего различия

а) верно только А б) верно только Б

в) верно оба суждения г) оба суждения неверны

4. Принадлежность человека к определенному этносу является характеристикой его:

а) социальной роли б) материального положения

в) достигаемого статуса г) прирожденного статуса

5. Семья Кондратьевых состоит из родителей, двоих детей и бабушки, которые проживают все вместе в одной квартире. Эта семья является:

а) патриархальной б) многодетной в) неполной г) многопоколеная

6. К социальным группам, выделяемым по территориальному признаку относится:

а) класс б) нация в) страта г) горожане

7. Характерным признаком нации является:

а) общность аппарата управления б) наличие общей территории

в) единое экономическое пространство г) общая система ценностей

8. Разделение общества на группы – это:

а) маргинализация б) глобализация в) демократизация г) стратификация

9. Что относится к основным функциям семьи:

а) освоение новых технологий б) поддержание политической стабильности

в) повышение культурного уровня г) воспитание детей и подростков

10. Сибиряки, уральцы – это:

а) национальные общности б) территориальные сообщества в) этнические группы

Прочтите текст и выполните задания С1-С6

Социальная структура – это «организация связей», «упорядоченное устройство частей», «последовательные, устойчивые регулярности», «образец, т.е. наблюдаемая закономерность действия или деятельности», «связи между группами и индивидами, которые находят свое отражение в их поведении» и т.д. Из всех этих определений можно извлечь главное: социальная структура не представляет собой нечто конкретное, «зримое» … Но она присутствует во всем том, что имеет место в обществе, во всех формах социального поведения… группах, движениях…

Социальная структура обладает двойственным характером, если рассматривать ее с точки зрения человека. С одной стороны, она поддерживает рациональную, разумную деятельность, внушает уверенность в прочности устоев жизни и общества в целом. В этом смысле социальная структура обладает как бы терапевтическими свойствами, т.е. указывает нам на присутствие своего рода норм и идеалов, она «врачует» униженных и оскорбленных и стимулирует «сильных» на дальнейший рост. С другой стороны, социальная структура выступает в качестве жестокого ограничения возможного в обществе, она требует, «давит», наказывает и даже уничтожает тех, кто ей сопротивляется.

Этот двойственный характер социальной структуры находит свое отражение и в нашей неоднозначной трактовке ее влияния на отдельную личность. Мы ищем и желаем ее поддержки, но мы всеми возможными способами сопротивляемся ее нормативным предписаниям, постоянно внушая себе и другим, что наш личный опыт полностью отличен от опыта других людей, что мы абсолютно уникальны и что все требования структуры касаются других, но не нас лично.

Скажем, мы не чужды таким понятиям, как «сделать карьеру», «добиться успеха» т т.д. Всего этого можно достичь, если научиться «вписываться» в существующие структуры, либо решительно и энергично преобразовать их таким образом, чтобы они максимально поддерживали вас в вашей деятельности.

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. Приведите два из сформулированных автором определений социальной структуры.

С3. Какие два аргумента автор приводит в подтверждение идеи о двойственном характере социальной структуры?

С4. Каким образом социальная структура общества может способствовать реализации личности человека? Приведите пример.

С5. Михаил Б. выпускник Института туризма. Еще с первого курса он стремился начать работать в туристическом агентстве, чтобы лучше познакомиться с будущей специальностью. Но ему доверяли только работу курьера, объясняя это тем, что он студент, а не специалист. Как в данной ситуации отразилось влияние социальной структуры на личность? Приведите положение текста источника, подтверждающее ваш ответ.

С6.Существует точка зрения, в соответствии с которой для благополучия общества было бы лучше, если бы социальная структура была более гибкой. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Используя знания обществоведческого курса, приведите два аргумента своего мнения.

Практикум по теме «Социальная сфера»

Вариант 1

1. Какая социальная группа образована по профессиональному признаку:

а) пассажиры б) мужчины в) инженеры г) горожане

2. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители-пример ему», - писал немецкий гуманист прошлого. О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки:

а) организация совместного досуга б) укрепление родственных связей

в) совместное ведение домашнего хозяйства г) воспитание детей

Наши рекомендации