I. Организационный момент.
– Сегодня мы отправимся в путешествие по стране письма, где вы научитесь красиво и правильно писать буквы.
Ребятам объявляется,
Что поезд отправляется,
Немедля отправляется
От станции Москва
До первой буквы – А.
С. Маршак
II. Актуализация опорных знаний.
– На уроке обучения грамоте вы познакомились с буквой А. Что вы про неё узнали?
Буква А, буква А –
Алфавита голова.
В. Степанов
– Подумайте, какие знания и умения вам понадобятся, чтобы научиться красиво писать буквы. (Ответы детей.)
– Буква А не хочет, чтобы мы путешествовали на поезде. Как вы это объясните? (В слове «поезд» нет ни звука [а], ни буквы а.)
– Нам предлагается другой транспорт. Вот его буквенная схема:
У кого есть варианты?
Если дети не отгадают слово сразу, можно отгадывать его по буквам, обыгрывая слова-ответы:
1. Дерево с душистыми цветами. (акАция. Назовите третий звук и букву.)
2. Летний месяц. (аВгуст, второй звук.)
3. Магазин, в котором продают лекарства. (апТека, третий звук и его твёрдая пара.)
4. Южный фрукт. (абрикОс, последний гласный звук.)
5. Драгоценный камень. (алМаз, третий звук.)
6. Короткий смешной рассказ. (анекдОт, последний гласный звук.)
7. Большая океаническая птица. (альБатрос, первый согласный твёрдый звук.)
8. Объявление о спектакле. (афИша, гласный звук, но не [а].)
9. Крупная хищная морская рыба. (акуЛа, второй согласный звук и его мягкая пара.)
10. Спортсмен-горовосходитель. (алЬпинист, что делает звук [л’] мягким.)
– На чём же отправимся в путь? (На автомобиле.)
III. Сообщение темы урока.
С буквой А вы не шутите,
У неё серьёзный вид.
Эта буква, вы учтите,
Открывает алфавит!
Т. Синицына
– Наш чудо-автомобиль доставил нас к букве А. Давайте учиться писать заглавную и строчную букву.
IV. Изучение нового материала.
Работа в прописи.
– Рассмотрите образец заглавной буквы А. Расскажите о направлении движения руки при написании буквы А. (Буква А состоит из трех элементов. Первый элемент начинаем писать от середины широкой вспомогательной строки. Ведем линию наклонно вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем вниз, слегка отклоняя вправо. Доводим черту до нижней линии рабочей строки, закругляем влево и чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.
Второй элемент начинаем писать от той точки, что и первый. Ведем черту вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки; чуть не дойдя до нижней линии, закругляем вправо и доводим до нижней линии рабочей строки; поднимаемся вверх до середины рабочей строки.
Пишем третий элемент – горизонтальную черту.)
Я тетрадочку открою и как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою: ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
– Напишите элементы заглавной буквы Ав воздухе.
– Обведите элементы заглавной буквы А по пунктирным линиям. Напишите самостоятельно.
– Сравните образец и написанные вами буквы. Что не получилось? Что надо сделать по-другому?
– Напишите строчку заглавных букв А, стараясь, чтобы они были похожи на образец. (Выполнение задания.)
– Зачем нужна заглавная буква А? (Имена людей пишутся с большой буквы.)
– Кстати, имена есть не только у людей. Названия городов, рек тоже пишутся с большой буквы.
Показ иллюстрации или видеоролика о реке Ангаре.
– Название «Ангара» произошло от монгольского слова «анга» – рот, ущелье. По мнению ученых, Ангара в истоке напоминает рот, открытую пасть, жадно и непрерывно поглощающую воды Байкала.
К сожалению, о былой красоте Ангары теперь можно говорить только в прошедшем времени. Она не походила на другие реки России. Многое в ней было особенное, исключительное. Вода, как в Байкале, отличалась прозрачностью, бирюзовым цветом. Пробегая около двух тысяч километров в каменистом ложе, Ангара не загрязнялась, сохраняя свою кристальную чистоту. Иркутяне говорили, что воду вкуснее и приятнее рудно было где-либо встретить. Ангара отличалась стремительной скоростью движения воды – до 8 км/час по фарватеру.
♦ Это интересно!
БУРЯТСКОЕ ПРОРОЧЕСТВО
Предки современных бурят несколько веков назад придумали очень красивую легенду о Байкале и Ангаре. Вкратце она звучит так. Когда единственная дочь грозного Байкала красавица Ангара сбежала из-под родительской опеки, то старец в страшном гневе бросил вдогонку беглянке огромную глыбу – знаменитый Шаманский камень. Несомненно, это древнее сказание слышали практически все. А вот другую бурятскую легенду (о том, что когда пройдут века, смоет Ангара Шаманскую скалу, и тогда Байкал выльется из своей каменной чаши и затопит Иркутск и все земли вокруг него), наверное, знают немногие.
– Давайте выйдем из автомобиля.
Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем,
Голову не опускаем, дышим ровно, глубоко.
Мы походим на носочках, а потом на пяточках.
Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчишко.
Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся – ежик сладко потянулся.
2. Работа в прописи. Строчная буква а.
Звукобуквенный анализ слова «Ангара», построение схемы.
– Замените гласные звуки буквами. Что заметили? (В слове Ангара три буквы а, первая заглавная, остальные строчные.)
– Рассмотрите образец строчной буквы а. Между какими линиями рабочей строки она располагается? Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся?
– Расскажите о направлении движения руки при написании буквы а.
(Буква состоит из двух элементов: овала и наклонной палочки с закруглением внизу. Начинаем писать букву а чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведем вверх, закругляя чуть вправо, и доводим до верхней линии рабочей строки. Затем ведем округлую линию вниз до нижней линии рабочей строки, поднимаемся вверх вправо до начала письма. Затем пишем второй элемент – наклонную палочку с закруглением внизу. Второй элемент начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии, ведем линию вверх вправо до середины рабочей строки.)
Письмо строчной буквы а в воздухе.
– Пропишите обратным концом ручки, точно соблюдая направление движения.
Письмо по пунктирным линиям строчной буквы а.
– Допишите строчку самостоятельно. Сравните с образцом. Что надо сделать, чтобы буквы получились ещё красивее?
– Восстановите недописанные элементы строчной буквы а.
Работа по теме урока.
Много слов на букву А:
Ананас, арбуз, автобус
И простое слово ах,
Абажур и аэробус.
Т. Синицына
– Какие ещё слова на букву А вы можете назвать?
– Как работает А в середине слова? Рассмотрите схемы под рисунками. Какой звук объединяет эти слова? Какой буквой он обозначается? Почему? (Перед звуком а стоит твёрдый согласный звук.)
– Впишите букву ав слова. Какую букву – строчную или заглавную – вы использовали? Почему?
Самостоятельное выполнение работы.
– Заглавная буква А тоже приготовила вам задание. Надо придумать предложения к данным картинкам и записать их. Напоминаю, что начало предложения пишется с большой буквы, в конце ставятся точка, вопросительный или восклицательный знак.
Задание выполняется на свободной строчке прописи.
V. Итог урока.
– Буква А довольна вашей работой. А вы?
– Что получилось? Над чем надо ещё поработать? Понравилось вам в гостях у буквы А?
– Да, но вернемся домой, ведь в гостях хорошо, а дома лучше.
Урок 18
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Я, я.
ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ Я
Цели:познакомиться с буквой Я, я; научить писать заглавную Я, упражнять в письме заглавной буквы; развивать моторику, фонематический слух; воспитывать аккуратность.
Ход урока