Сообщение темы и целей урока. Сказка Г. Марчука «Доброе сердце» современная, ибо действие в ней происходит не в каком-то тридевятом царстве

Сказка Г. Марчука «Доброе сердце» современная, ибо действие в ней происходит не в каком-то тридевятом царстве, а в большом городе с девятиэтажными домами. Нравственная проблема за­ключена уже в самом названии «Доброе сердце». А если есть добро, то и предполагается зло. Маленькая птичка, которую едва не убили, даёт нравственный урок своим обидчикам и становится выше их. Ситуация, представ­ленная в сказке, весьма жизненная, и в повседневности мы часто встречаемся с необдуманной жестокостью по отношению к братьям нашим меньшим.

4. Чтение и анализ сказки Г. Марчука «Доброе сердце»

Чтение сказки учителем или хорошо подготовленным учеником

Вы­явление первичного эмоционального восприятия:

• Кто в сказке понравился и почему?

• Какие чувства у вас возникли?

• Как вам захотелось помочь воронёнку?

Выявление идейного содержания произведения

• Что произошло с воронёнком? Прочитайте.

• Почему он всех боялся?

• Оправдан ли был его страх?

• Понятны ли вам действия мальчиков?

• Что бы вы им сказали при встрече?

• Хорошо ли поступал хозяин собаки?

• Сравните взрослого мужчину и бабушку. Чем отличаются они?

• Кому бы вы помогли в первую очередь?

• Как вёл себя воронёнок дальше? Найдите ответ в тексте.

• Какие советы давала ему мать?

• Что помогло воронёнку взлететь?

• Как он чувствовал себя на крыше дома?

• Что воронёнок увидел внизу? Прочитайте.

• Люди действительно были маленькими или такими сделали их не совсем хорошие поступки?

• Как развивались события дальше? Расскажите.

• Что предложил сделать воронёнку его дедушка?

• Как вы считаете, он говорил правильно?

• Можно ли на зло отвечать злом? Что из этого по­лучается?

• Прочитайте диалог старого ворона и воронёнка.

• Оцените действие воронёнка. Что можно сказать о нём?

• Дайте характеристику птице.

• Почему мама-ворона сказала: «Ты будешь самым счастливым...»?

• Хорошо ли быть добрым? Подтвердите свой ответ примерами из жизни.

Словесное рисование

• Какие рисунки можно сделать к сказке?

• В какие одежды оденете злых людей, в какие — до­брых? Почему?

• Удачное ли название придумал сказке автор?

• Что он хотел сказать этим произведением? К чему призывает всех нас — разумных существ на земле?

Устное сочинение рассказа «Как воронёнок спас мальчика».

Перечитывание сказки «цепочкой».

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание:прочитать сказку, рассказать родителям.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Теме: Внеклассное чтение. Книги о природе и животных

Цели: познакомить учащихся с природоведческими рас­сказами и сказками, творчеством писателей-анималистов; разви­вать наблюдательность, фантазию, мышление; воспитывать бескорыстное отношение к природе, уважение и сочувствие к животным.

Организационный момент

Постановка целей

— Отгадайте загадки:

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж)

Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)

Не огонь, а жжется. (Крапива)

Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет. (Дождь, земля, растение)

Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова)

Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык. (Заяц)

Зимой и летом одним цветом. (Ель)

Серый ворище по лесам, полям рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк)

Крашеное коромысло

Над рекой повисло. (Радуга)

— На какие 2 группы можно разделить отгадки? (Живая и неживая природа.)

¾ Как вы поняли, о чем пишут писатели, произведения кото­рых будем сегодня читать?

Изучение нового материала

Рассказ учителя.

Отгадывая русские народные загадки о природе, дети познавали мир растений, животных, наблюдали за явлениями природы. Но важно не просто иметь много знаний о природе, гораздо важнее сохранить мир живот­ных и растений на нашей планете, научиться пользоваться природными богатствами, не нанося ей огромный вред.

Это понимали такие детские писатели, как В. Бианки, Г. Скребицкий, Н. Сладкое, Е. Чарушин. Рассказы и сказки этих писателей стали любимы маленькими читателями именно потому, что в них ярко чувствуется лю­бовь к природе, восхищение перед ее мудростью, красотой.

Любовь к природе В. Бианки принес из своего детства от своих родите­лей, родственников, среди которых были ученые, путешественники.

Бианки начал писать рано, еще в молодости. Большое влияние на него оказали писатели редакции Детгиза — Маршак, Житков, Шварц. Бианки можно считать создателем нового жанра — «сказки-несказки». Они рож­даются как ответ на детские «почему?». Отсюда и названия многих произ­ведений: «Отчего у сороки такой хвост», «Чьи это ноги?». Со сказкой эти произведения связывают сказочные приемы: зачин, присказки, повторы и т. п. Попутно, незаметно для себя, читатели узнают о явлениях природы, о повадках животных. Особый интерес у детей и взрослых вызывает «Лесная газета», где в оригинальных жанрах (очерках, хрониках, фельетонах) да­ются знания о сезонных изменениях в природе.

¾ Какие рассказы Бианки вы читали? Какие из них похожи на сказки? Каковы темы рассказов?

Г. Скребицкий пришел в детскую литературу, когда был уже извест­ным ученым-биологом. Его работа в заповедниках наложила отпечаток на творчество. Во всех произведениях автор учит детей видеть взаимосвязи в природе, наблюдать и делать выводы о законах природы.

¾ Назовите рассказы Г. Скребицкого, которые вы читали? («Рас­сказы охотника», «В шапке-невидимке» и т.п.)

Творчество Н. Сладкова интересно тем, что законы природы он показы­вает в сказочной форме. Его сказки-несказки полны загадок, легкого юмора, там много «звериных» диалогов. Часто Сладков осуждает любовь к природе «с ружьем в руках». Он учит любить природу, не ища выгоды, пользы, а просто наблюдая ее и восхищаясь ее мудростью.

¾ Назовите рассказы и сказки Сладкова, которые вы читали. («Песенки надо льдом», «Неслух», «Певица».)

Произведения Е. Чарушина известны не только у нас в стране, но и во многих странах мира. Они постоянно издаются и мгновенно раскупаются. Многие ученые не могут понять такой популярности его рассказов.

На творчество писателя также оказала влияние встреча с редакцией Детгиза. Он сотрудничал с Бианки не только как писатель, но и как худож­ник, иллюстрируя его книги. Чарушин иллюстрирует и свои рассказы.

Часто героями его произведений становится ребенок, который «по-своему» объясняет те или иные явления природы, повадки животных. На­верное, поэтому они просты, понятны детям.

— Назовите самые интересные из них. («Про Томку», «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Мишки», «Кот Епифан» и т.д.)

Беседа по произведениям. Е. Чарушин. «Про Томку», «Томкины сны».

— Кто такой Томка?

— Почему рассказчик выбрал этого щенка? (Он нашел дере­вяшку, которую тот спрятал.)

— Какой характер у щенка? (Он любознательный, смышленый)

— Как ребята «разгадали» сны, которые видит щенок? (По зву­кам, движениям щенка.)

— Как относится к нему автор? По каким словам вы это поня­ли? («Охотник», «помощник».)

— Какие еще животные жили в доме автора? (Котенок Тюпа, лисята, медвежата.)

— Что вы можете сказать об авторе? (Он любит животных. Он наблюдательный, выдумщик.)

— В каких еще рассказах проявляются эти качества характера? («Кот Епифан», «Птичье озеро», Васька, Бобка и крольчиха», «Верный Трои» и т.д.)

В. Бианки. «Лесная газета».

— Как устроена «Лесная газета»? (12 номеров — по номеру в месяц.)

— Кто пишет материал для газеты? (Ученые, лесники, юннаты.)

— Чем оканчивается каждый номер газеты? (Викториной « Тир»)

— Что нового, интересного вы узнали о жизни животных, рас­тений, явлениях природы?

— Как можно проверить себя? (В конце газеты есть ответы!)

— Какие еще рассказы Бианки вы читали? («Черноголовка», «Музыкант» и т.д.)

— Чем интересно творчество Бианки, чем его рассказы и сказ­ки отличаются от других произведений? (В них узнаешь много сведений о природе, о повадках животных.)

Н. Сладков «Сказки леса».

— Какие произведения писателя рассказывают о явлениях природы, но похожи на сказки? («Суд над декабрем», «Бежал ежик по дорожке», «Зимние долги», «Клест и дятел», «Дупляной утенок».)

—Чем они похожи на сказки? (Есть зачин, звери разговари­вают, с ними происходят какие-нибудь приключения.)

— Почему же жанр называется «сказка-несказка»? (Читая эти сказки, можно узнать новое о природе, о животных и их повад­ках, но в них и много сказочных примет.)

— Чему учат эти сказки? (Помогать животным, беречь природу)

— Произведения о природе каких писателей вы еще читали? (Г. Скребицкий «Рассказы охотника», К. Паустовский «Кот ворюга», М. Пришвин «Ребята и утята» и т.д.)

Закрепление пройденного

Давайте проверим, пополнились ли ваши знания о природе. По­играем в игру-викторину «Тир». Каждый полный и правильный ответ — 10 баллов, правильный, но не полный, — 5 баллов. Непра­вильный ответ — 0 баллов.

(Учитель за ответы выдает детям жетоны: красный —10 баллов, синий-5 баллов).

Игра «Тир»

1. Кто раньше появляется—летучие мыши или летучие насе­комые? (Летучие мыши, так как им необходимо питание — насекомые.)

2. Что вниз вершиной растет? (Сосулька. Капли стекают вниз, сосулька увеличивается.)

3. Каким местом прикреплен язык лягушки? (Передним концом — она ловит насекомых и сразу отправляет в глотку.)

4. Чем стрекочет кузнечик? (Ногой об крыло. На ноге — зазубринки, на крыле — зацепочки. Они трутся друг об друга.)

5. Есть ли у нас хищные растения? (Да. Росянка на болотах, пузырчатка — в реках.)

6. Когда у птиц бывает зуб? (У птенцов на клюве. Чтобы разбить скорлупу. Потом он отпадает.)

7. Как муравьи укажут на приближение дождя? (Муравьи закупоривают входы в муравейник и прячутся.)

8. Кто улетает раньше: чайки или грачи? (Грачи. Чайки улетают, когда замерзли последние реки и озера.)

9. Вьют ли перелетные птицы гнезда на юге? (Нет, они там выводят птенцов.)

10. Какие дрова ценятся больше: заготовленные летом или зимой? (Зимние. Так как они суше, не впитывали воду.)

Кроссворд «Сказки леса»

Отгадайте слова по горизонтали – узнаете, как называется наука о взаимосвязях в природе.

        Э        
    у т К а      
    т р О и      
    к у Л и к    
о с т р О г л а з
    п у Г а л о  
    е п И ф а н  
    о л Я п к а  

По горизонтали:

1. В воде купалась, сухой осталась.

2. Верный пёс из рассказов Е. Чарушина.

3. Птица, котрая выводит птенцов не в гнезде, а в ямке в песке.

4. Название конкурса для следопытов из «Лесной газеты».

5. Само не ест, и воронам не даёт.

6. Кот, научившийся ловить рыбу, из рассказов Чарушина.

7. Птица, которая добывает пищу, ныряя под лёд.

По вертикали:

1. Наука о взаимосвязях в природе.

Ответы по горизонтали: 1. Утка. 2. Трои. 3. Кулик. 4. Остроглаз; Пугало. 6. Епифан. 7. Оляпка.

По вертикали: 1. Экология.

Итог урока

— О каких писателях вы узнали сегодня на уроке?

— Чем интересны их произведения?

— Что такое «сказка-несказка»?

— Какие сказки и рассказы о животных вам понравились?

Кроссворд «Сказки леса»

Отгадайте слова по горизонтали – узнаете, как называется наука о взаимосвязях в природе.

                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

По горизонтали:

1. В воде купалась, сухой осталась.

2. Верный пёс из рассказов Е. Чарушина.

3. Птица, котрая выводит птенцов не в гнезде, а в ямке в песке.

4. Название конкурса для следопытов из «Лесной газеты».

5. Само не ест, и воронам не даёт.

6. Кот, научившийся ловить рыбу, из рассказов Чарушина.

7. Птица, которая добывает пищу, ныряя под лёд.

По вертикали:

1. Наука о взаимосвязях в природе.

Кроссворд «Сказки леса»

Отгадайте слова по горизонтали – узнаете, как называется наука о взаимосвязях в природе.

                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

По горизонтали:

1. В воде купалась, сухой осталась.

2. Верный пёс из рассказов Е. Чарушина.

3. Птица, котрая выводит птенцов не в гнезде, а в ямке в песке.

4. Название конкурса для следопытов из «Лесной газеты».

5. Само не ест, и воронам не даёт.

6. Кот, научившийся ловить рыбу, из рассказов Чарушина.

7. Птица, которая добывает пищу, ныряя под лёд.

По вертикали:

1. Наука о взаимосвязях в природе.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Э. Сетон-Томпсон «Чинк»

Цели: знакомство с творчеством канадского писателя-анималиста Э. Сетона-Томпсона; развитие умения слушать и воспринимать текст; воспитание ин­тереса к чтению литературы о животном мире.

Организационный момент

Наши рекомендации