Сообщение темы и целей урока. Сказка Г. Марчука «Доброе сердце» современная, ибо действие в ней происходит не в каком-то тридевятом царстве
Сказка Г. Марчука «Доброе сердце» современная, ибо действие в ней происходит не в каком-то тридевятом царстве, а в большом городе с девятиэтажными домами. Нравственная проблема заключена уже в самом названии «Доброе сердце». А если есть добро, то и предполагается зло. Маленькая птичка, которую едва не убили, даёт нравственный урок своим обидчикам и становится выше их. Ситуация, представленная в сказке, весьма жизненная, и в повседневности мы часто встречаемся с необдуманной жестокостью по отношению к братьям нашим меньшим.
4. Чтение и анализ сказки Г. Марчука «Доброе сердце»
Чтение сказки учителем или хорошо подготовленным учеником
Выявление первичного эмоционального восприятия:
• Кто в сказке понравился и почему?
• Какие чувства у вас возникли?
• Как вам захотелось помочь воронёнку?
Выявление идейного содержания произведения
• Что произошло с воронёнком? Прочитайте.
• Почему он всех боялся?
• Оправдан ли был его страх?
• Понятны ли вам действия мальчиков?
• Что бы вы им сказали при встрече?
• Хорошо ли поступал хозяин собаки?
• Сравните взрослого мужчину и бабушку. Чем отличаются они?
• Кому бы вы помогли в первую очередь?
• Как вёл себя воронёнок дальше? Найдите ответ в тексте.
• Какие советы давала ему мать?
• Что помогло воронёнку взлететь?
• Как он чувствовал себя на крыше дома?
• Что воронёнок увидел внизу? Прочитайте.
• Люди действительно были маленькими или такими сделали их не совсем хорошие поступки?
• Как развивались события дальше? Расскажите.
• Что предложил сделать воронёнку его дедушка?
• Как вы считаете, он говорил правильно?
• Можно ли на зло отвечать злом? Что из этого получается?
• Прочитайте диалог старого ворона и воронёнка.
• Оцените действие воронёнка. Что можно сказать о нём?
• Дайте характеристику птице.
• Почему мама-ворона сказала: «Ты будешь самым счастливым...»?
• Хорошо ли быть добрым? Подтвердите свой ответ примерами из жизни.
Словесное рисование
• Какие рисунки можно сделать к сказке?
• В какие одежды оденете злых людей, в какие — добрых? Почему?
• Удачное ли название придумал сказке автор?
• Что он хотел сказать этим произведением? К чему призывает всех нас — разумных существ на земле?
Устное сочинение рассказа «Как воронёнок спас мальчика».
Перечитывание сказки «цепочкой».
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание:прочитать сказку, рассказать родителям.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Теме: Внеклассное чтение. Книги о природе и животных
Цели: познакомить учащихся с природоведческими рассказами и сказками, творчеством писателей-анималистов; развивать наблюдательность, фантазию, мышление; воспитывать бескорыстное отношение к природе, уважение и сочувствие к животным.
Организационный момент
Постановка целей
— Отгадайте загадки:
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж)
Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)
Не огонь, а жжется. (Крапива)
Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет. (Дождь, земля, растение)
Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова)
Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц)
Зимой и летом одним цветом. (Ель)
Серый ворище по лесам, полям рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
Крашеное коромысло
Над рекой повисло. (Радуга)
— На какие 2 группы можно разделить отгадки? (Живая и неживая природа.)
¾ Как вы поняли, о чем пишут писатели, произведения которых будем сегодня читать?
Изучение нового материала
Рассказ учителя.
Отгадывая русские народные загадки о природе, дети познавали мир растений, животных, наблюдали за явлениями природы. Но важно не просто иметь много знаний о природе, гораздо важнее сохранить мир животных и растений на нашей планете, научиться пользоваться природными богатствами, не нанося ей огромный вред.
Это понимали такие детские писатели, как В. Бианки, Г. Скребицкий, Н. Сладкое, Е. Чарушин. Рассказы и сказки этих писателей стали любимы маленькими читателями именно потому, что в них ярко чувствуется любовь к природе, восхищение перед ее мудростью, красотой.
Любовь к природе В. Бианки принес из своего детства от своих родителей, родственников, среди которых были ученые, путешественники.
Бианки начал писать рано, еще в молодости. Большое влияние на него оказали писатели редакции Детгиза — Маршак, Житков, Шварц. Бианки можно считать создателем нового жанра — «сказки-несказки». Они рождаются как ответ на детские «почему?». Отсюда и названия многих произведений: «Отчего у сороки такой хвост», «Чьи это ноги?». Со сказкой эти произведения связывают сказочные приемы: зачин, присказки, повторы и т. п. Попутно, незаметно для себя, читатели узнают о явлениях природы, о повадках животных. Особый интерес у детей и взрослых вызывает «Лесная газета», где в оригинальных жанрах (очерках, хрониках, фельетонах) даются знания о сезонных изменениях в природе.
¾ Какие рассказы Бианки вы читали? Какие из них похожи на сказки? Каковы темы рассказов?
Г. Скребицкий пришел в детскую литературу, когда был уже известным ученым-биологом. Его работа в заповедниках наложила отпечаток на творчество. Во всех произведениях автор учит детей видеть взаимосвязи в природе, наблюдать и делать выводы о законах природы.
¾ Назовите рассказы Г. Скребицкого, которые вы читали? («Рассказы охотника», «В шапке-невидимке» и т.п.)
Творчество Н. Сладкова интересно тем, что законы природы он показывает в сказочной форме. Его сказки-несказки полны загадок, легкого юмора, там много «звериных» диалогов. Часто Сладков осуждает любовь к природе «с ружьем в руках». Он учит любить природу, не ища выгоды, пользы, а просто наблюдая ее и восхищаясь ее мудростью.
¾ Назовите рассказы и сказки Сладкова, которые вы читали. («Песенки надо льдом», «Неслух», «Певица».)
Произведения Е. Чарушина известны не только у нас в стране, но и во многих странах мира. Они постоянно издаются и мгновенно раскупаются. Многие ученые не могут понять такой популярности его рассказов.
На творчество писателя также оказала влияние встреча с редакцией Детгиза. Он сотрудничал с Бианки не только как писатель, но и как художник, иллюстрируя его книги. Чарушин иллюстрирует и свои рассказы.
Часто героями его произведений становится ребенок, который «по-своему» объясняет те или иные явления природы, повадки животных. Наверное, поэтому они просты, понятны детям.
— Назовите самые интересные из них. («Про Томку», «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Мишки», «Кот Епифан» и т.д.)
Беседа по произведениям. Е. Чарушин. «Про Томку», «Томкины сны».
— Кто такой Томка?
— Почему рассказчик выбрал этого щенка? (Он нашел деревяшку, которую тот спрятал.)
— Какой характер у щенка? (Он любознательный, смышленый)
— Как ребята «разгадали» сны, которые видит щенок? (По звукам, движениям щенка.)
— Как относится к нему автор? По каким словам вы это поняли? («Охотник», «помощник».)
— Какие еще животные жили в доме автора? (Котенок Тюпа, лисята, медвежата.)
— Что вы можете сказать об авторе? (Он любит животных. Он наблюдательный, выдумщик.)
— В каких еще рассказах проявляются эти качества характера? («Кот Епифан», «Птичье озеро», Васька, Бобка и крольчиха», «Верный Трои» и т.д.)
В. Бианки. «Лесная газета».
— Как устроена «Лесная газета»? (12 номеров — по номеру в месяц.)
— Кто пишет материал для газеты? (Ученые, лесники, юннаты.)
— Чем оканчивается каждый номер газеты? (Викториной « Тир»)
— Что нового, интересного вы узнали о жизни животных, растений, явлениях природы?
— Как можно проверить себя? (В конце газеты есть ответы!)
— Какие еще рассказы Бианки вы читали? («Черноголовка», «Музыкант» и т.д.)
— Чем интересно творчество Бианки, чем его рассказы и сказки отличаются от других произведений? (В них узнаешь много сведений о природе, о повадках животных.)
Н. Сладков «Сказки леса».
— Какие произведения писателя рассказывают о явлениях природы, но похожи на сказки? («Суд над декабрем», «Бежал ежик по дорожке», «Зимние долги», «Клест и дятел», «Дупляной утенок».)
—Чем они похожи на сказки? (Есть зачин, звери разговаривают, с ними происходят какие-нибудь приключения.)
— Почему же жанр называется «сказка-несказка»? (Читая эти сказки, можно узнать новое о природе, о животных и их повадках, но в них и много сказочных примет.)
— Чему учат эти сказки? (Помогать животным, беречь природу)
— Произведения о природе каких писателей вы еще читали? (Г. Скребицкий «Рассказы охотника», К. Паустовский «Кот ворюга», М. Пришвин «Ребята и утята» и т.д.)
Закрепление пройденного
Давайте проверим, пополнились ли ваши знания о природе. Поиграем в игру-викторину «Тир». Каждый полный и правильный ответ — 10 баллов, правильный, но не полный, — 5 баллов. Неправильный ответ — 0 баллов.
(Учитель за ответы выдает детям жетоны: красный —10 баллов, синий-5 баллов).
Игра «Тир»
1. Кто раньше появляется—летучие мыши или летучие насекомые? (Летучие мыши, так как им необходимо питание — насекомые.)
2. Что вниз вершиной растет? (Сосулька. Капли стекают вниз, сосулька увеличивается.)
3. Каким местом прикреплен язык лягушки? (Передним концом — она ловит насекомых и сразу отправляет в глотку.)
4. Чем стрекочет кузнечик? (Ногой об крыло. На ноге — зазубринки, на крыле — зацепочки. Они трутся друг об друга.)
5. Есть ли у нас хищные растения? (Да. Росянка на болотах, пузырчатка — в реках.)
6. Когда у птиц бывает зуб? (У птенцов на клюве. Чтобы разбить скорлупу. Потом он отпадает.)
7. Как муравьи укажут на приближение дождя? (Муравьи закупоривают входы в муравейник и прячутся.)
8. Кто улетает раньше: чайки или грачи? (Грачи. Чайки улетают, когда замерзли последние реки и озера.)
9. Вьют ли перелетные птицы гнезда на юге? (Нет, они там выводят птенцов.)
10. Какие дрова ценятся больше: заготовленные летом или зимой? (Зимние. Так как они суше, не впитывали воду.)
Кроссворд «Сказки леса»
Отгадайте слова по горизонтали – узнаете, как называется наука о взаимосвязях в природе.
Э | ||||||||
у | т | К | а | |||||
т | р | О | и | |||||
к | у | Л | и | к | ||||
о | с | т | р | О | г | л | а | з |
п | у | Г | а | л | о | |||
е | п | И | ф | а | н | |||
о | л | Я | п | к | а |
По горизонтали:
1. В воде купалась, сухой осталась.
2. Верный пёс из рассказов Е. Чарушина.
3. Птица, котрая выводит птенцов не в гнезде, а в ямке в песке.
4. Название конкурса для следопытов из «Лесной газеты».
5. Само не ест, и воронам не даёт.
6. Кот, научившийся ловить рыбу, из рассказов Чарушина.
7. Птица, которая добывает пищу, ныряя под лёд.
По вертикали:
1. Наука о взаимосвязях в природе.
Ответы по горизонтали: 1. Утка. 2. Трои. 3. Кулик. 4. Остроглаз; Пугало. 6. Епифан. 7. Оляпка.
По вертикали: 1. Экология.
Итог урока
— О каких писателях вы узнали сегодня на уроке?
— Чем интересны их произведения?
— Что такое «сказка-несказка»?
— Какие сказки и рассказы о животных вам понравились?
Кроссворд «Сказки леса»
Отгадайте слова по горизонтали – узнаете, как называется наука о взаимосвязях в природе.
По горизонтали:
1. В воде купалась, сухой осталась.
2. Верный пёс из рассказов Е. Чарушина.
3. Птица, котрая выводит птенцов не в гнезде, а в ямке в песке.
4. Название конкурса для следопытов из «Лесной газеты».
5. Само не ест, и воронам не даёт.
6. Кот, научившийся ловить рыбу, из рассказов Чарушина.
7. Птица, которая добывает пищу, ныряя под лёд.
По вертикали:
1. Наука о взаимосвязях в природе.
Кроссворд «Сказки леса»
Отгадайте слова по горизонтали – узнаете, как называется наука о взаимосвязях в природе.
По горизонтали:
1. В воде купалась, сухой осталась.
2. Верный пёс из рассказов Е. Чарушина.
3. Птица, котрая выводит птенцов не в гнезде, а в ямке в песке.
4. Название конкурса для следопытов из «Лесной газеты».
5. Само не ест, и воронам не даёт.
6. Кот, научившийся ловить рыбу, из рассказов Чарушина.
7. Птица, которая добывает пищу, ныряя под лёд.
По вертикали:
1. Наука о взаимосвязях в природе.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Э. Сетон-Томпсон «Чинк»
Цели: знакомство с творчеством канадского писателя-анималиста Э. Сетона-Томпсона; развитие умения слушать и воспринимать текст; воспитание интереса к чтению литературы о животном мире.
Организационный момент