Организационный момент

Проверка домашнего задания.

3. Повторение изученногопо лексике, морфемике, морфологии, орфографии.

1) Обобщающая беседа:

  • О какой части речи говорится в стихотворении? Почему?

Что без меня предметы?

Лишь названия.

Но я приду – всё в действие придёт:

И рожь в полях растёт.

В. Кондрашов

  • Назовите изученные орфограммы и проиллюстрируйте их примерами.

(Безударные гласные, согласные в корнях слов, Ь после шипящих, разделительные Ь и Ъ.не с глаголами, -тся и -ться в глаголах, прописная буква, чк и чн, гласные после шипящих. )

  • Послушайте рифмовки и назовите соответствующие им орфограммы.
Кошка – Маришка, Котёнок – Тишка, Щенок – Дружок, Цыплёнок – Пушок. Все их клички по одной Пишут с буквы … (прописной)   Елочка и белочка, Тучка, щучка, стрелочка, Бочка, почка, спичка, Речка, ручка, птичка, Строчный, склочный и ночной, Точный, прочный и речной. Знаем мы наверняка, Где чн, а где чк.
Пища, чаща, роща, куча; Саранча, кочан и туча, Дача, гуща и свеча – Все слова писать с ча, ща. Не стучу, не пищу, Не ворчу и не кричу, А учу да учу Все слова на щу и чу.
Было «сели», стало «съели», Догадаться вы сумели, Почему случилось так? Кто виновник?... (Твёрдый знак.) Воробьи, жильё, ручьи, Листья, крылья, стулья, чьи. Перед е, ё, и, ю, я Я в корнях стою, друзья. (Мягкий знак.)
- Где растёт морковь? - На грядках. - Буквы пишут где? - В тетрадках. - Чистим что мы? - Чистим зубки. - Одеваем в холод? - Шубки. - Любим все? - Снежки, салазки. - А читаем часто? - Сказки. Звук согласный проверяй, Рядом гласный подставляй! Безударный хитрый гласный: Слышим мы его прекрасно, А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Чтоб развеять все сомненья, Гласный ставь… (под ударенье)
  • С какими разделами науки о языке вы уже познакомились? (Лексикой, морфемикой, морфологией, орфографией.)
  • Что вы знаете о самостоятельных частях речи?
  • А какие ещё части речи вам знакомы?

Практикум.

· Определите, к какой части речи относятся одинаковые по произношению слова (омоформы).



Стекло было совершенно прозрачным. Молоко стеклосо стола.
Ройпчёл кружился над цветущим кустом. Ройяму глубже.
Вода перестала течь. В лодке открылась течь.
Не плачь из-за пустяков! Из комнаты послышался плач.
Водопроводчики сталиработать лучше. Коньки сделаны из крепкой стали.
Таня шила платье. Шила в мешке не утаишь.
Стройдома! Дети стали в строй.
Трипоросёнка жили в лесу. Трилучше, чтобы оттереть все пятна.
  • Определите, -и или – е в окончаниях существительных.

На доскезаранее начерченатаблица.

I склонение II склонение III склонение
Род. пад.: У дорог… (у земли́) Дат. пад.: По дорог… (по земле́) Предл. пад.: О дорог… (о земле́) Только - ? Только - ?

Один из учеников заполняет таблицу, отвечая на вопросы учителя.

- Почему только об окончаниях -е, -и идёт речь? (Потому что только эти окончания в безударном положении звучат неясно и их можно написать неверно.)

- Почему только в 1 скл. мы должны подставлять проверочное слово? (Только в 1 скл. в окончаниях встречаются -е, -и.)

- Почему в качестве проверочных слов мы можем подставлять слова земля, вода, страна? (Эти слова 1 скл. имеют ударное окончание, которое совпадает с безударным.)

- Почему к словам 2 и 3 склонений не нужно подставлять проверочные слова? (Потому что там только один вариант написания – для слов 2 скл. – только –е, для слов 3 скл. – только –и.)

  • Запишите словосочетания, выделяя окончания: висит на ветке, на ветви; посидеть у проруби; уехать от дяди, к дяде; писал в тетради, в тетрадке; подойти к юноше, говорить о юноше, услышать от юноши; идти по дороге к избушке; на высокой ели, ёлке; падают ветки; сиять от радости.
  • Запишите, поставив перед глаголами на –тся и –ться вопрос.Мир освещается знанием. Кто не умеет повиноваться, тот не умеет повелевать. Друг за дружку держаться – ничего не бояться. Кто любит труд, тому без дела не сидится. Любишь кататься – люби и саночки возить. Как аукнется, так и откликнется. На миру и работа спорится.

Орфоэпическая тренировка.

Лото «Ударение».Описание: на карточках размером в половину тетрадной страницы пишутся 5 – 6 слов, ударение не обозначается. Каждый учащийся получает карточки (1-3). Учитель вынимает из конверта рисунки, соответствующие словам в карточках. Учащийся должен, чётко выделяя ударные слоги, произносить слова, если они есть у него в карточках. Побеждает тот ученик, который закроет кружочками (пуговицами) все слова на своих карточках.

5. Д. з. Упр. 151.

Урок 43 - 44

Тема: Контрольная работа и её анализ (2 урока)

Цели уроков: 1. Проверить знания и умения учащихся по изученному материалу. 2. Проверить умение пользоваться толковым словарём.

Ход уроков

Контрольная работа по теме «Слово как часть речи»

Вариант I

Задание 1. Найдите в «Толковом словарике учебника слово по его лексическому значению: «разговор между двумя или несколькими лицами»;

Выпишите целиком без ошибок словарную статью. Составьте предложение с найденным словом.

Задание 2. Назовите самостоятельные части речи.

В скобках после названия каждой части речи приведите по три примера.

Задание 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы и распределяя слова по группам: 1) проверяемые гласные; 2) непроверяемые гласные в корне слова:

Уб…ждение, прод…лжение, в…сёлый, об…гащать, т…рритория, разъед…нять;

Задание 4. Расставьте ударение в словах, обозначьте звуки на месте подчёркнутых букв: включит, принял, партер, звонит, индекс;

Задание 5. Записать одно из правил правописания глаголов, проиллюстрировать его примерами.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Наши рекомендации