Издания из электронной библиотечной системы
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Ростовский филиал
Кафедра гуманитарных дисциплин
УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры гуманитарных дисциплин (протокол от «31» августа 2012 г. № 1) | ||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИе указания
Для самостоятельной работы студентов и подговки к семинарским занятиям
По дисциплине «Культурология»
Специальность: 036401.65 «Таможенное дело»
Квалификация выпускника: специалист
Ростов-на-Дону
Автор
Т.А. Кудинова, профессор кафедры гуманитарных дисциплин
Ростовского филиала Российской таможенной академии,
доктор филологических наук, доцент
Ответственный за выпуск
В.М. Левин, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин
Ростовского филиала Российской таможенной академии,
кандидат философских наук, доцент
Рецензенты:
С.В. Резванов, профессор кафедры права, культурологии
и психолого-педагогических дисциплин
Ростовского государственного строительного университета,
доктор философских наук, профессор;
Н.Г. Келеберда, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии,
кандидат философских наук
© Российская таможенная академия,
Ростовский филиал, 2012
Теория культуры Тема 1. Культурология как наука и ее предмет Основные вопросы темы: · определение понятия «культурология», сущность термина «культурология»; · два вида исследований как предпосылки возникновения культурологии в качестве науки; · объект и предмет культурологии, проблематика исследований; · виды культурологии. · основные понятия курса культурологии: артефакт культуры, символ, архетип, культурная норма, традиция, язык, символы культуры, онтология культуры;· методы культурологических исследований; · место и роль культурологии в общекультурном блоке вузовских дисциплин.Краткий культурологический комментарий к сложным проблемам темы
Термин «культурология» в научном мире появился в середине XIX века благодаря американскому антропологу Лесли Уайту (1900-1975). Именно с этого момента началось становление культурологии как самостоятельной науки. Существовало два вида научных разработок, которые обусловили становление культурологии в качестве науки: теоретические работы по философии, истории, социологии, этике, эстетике и др. и историко-фактологические исследования в области всеобщей истории, антропологии, этнографии, истории различных видов искусства (архитектура, живопись, литература, музыка и пр.), науки и техники.
В российскую науку термин «культурология» введён в начале 90-х гг. XX века для обозначения науки о культуре, которая исследует концептуальные проблемы теории и истории культуры, а также всё многообразие культур и культурную жизнедеятельности человека. В современной литературе дефиниция понятия «культурология» представлена как система знаний о сущности, закономерностях существования и развития культуры, о механизмах функционирования культурных форм, явлений и процессов.
Объектом культурологии является культура исторически социального опыта людей, без которого немыслима динамика человеческой жизнедеятельности. Предметом культурологии является изучение предпосылок, содержания, процесса и значимости разумного творения ценностей и норм в целях совершенствования человечества.
Наиболее важными в культурологии являются следующие проблемы:
· подлинно научно понимание культуры и разработки «общего знаменателя» в её определении;
· сущность культуры, историческое развитие и социальное функционирование;
· систематизация знаний о культуре без учета фактора культурного самосознания;
· полное описание процесса перехода человечества от "докультурного" состояния к культурному;
· система соотношения языка и политики, искусства и науки, религии и науки;
· взаимодействия человека, культуры и традиций;
· значение культуры для человека: культура как средство адаптации, саморазвития или гнёт над жизнью и здоровьем;
· деградация культуры и мн. др.
Рекомендуемые источники
Издания из электронной библиотечной системы
1. Багновская, Н. М. Культурология : учебник / Н. М. Багновская. – М. : Дашков и К., 2011. – 420 с. - Режим доступа : http: www.knigafund.ru./books/55398
2. Маркова А. Н. Культурология : история мировой культуры : учеб. пособ. / А. Н. Маркова. – М. : Волтерс Клувер, 2009. – 497 с. - Режим доступа : http: www.knigafund.ru./books/38122
3. Мартысюк, П. Г. Культурология : учеб. пособ. / П. Г. Мартысюк, С. В. Масленченко. – Минск : ТетраСистемс, 2011. – 272 с. - Режим доступа : http: www.knigafund.ru./books/78482
Основная литература
1.Багдасарьян, Н. Г. Культурология : учебник для бакалавров / Н. Г. Багдасарьян. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮРАЙТ, 2012. – 495 с.
2. Викторов, В. В. Культурология: учебник / В. В. Викторов. – М. : Вузовский учебник, ИНТРА, 2010. – 560 с.
3. Драч, Г. В. Культурология : учебник / Г. В. Драч.- 16-е изд. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.
4. Гуревич, П. С. Культурология : учеб. пособ. / П. С. Гуревич. - 2-е изд., стер. – М. : Омега-Л, 2010. – 427 с.
Дополнительная литература
1. Горелов, А. А. История мировой культуры : учеб. пособ. / А. А. Горелов. - 3-е изд., стереотип. – М. : Флинта, 2011. - 356 с.
2. Кармин, А. С. Культурология / А. С. Кармин, Е. С. Новикова. – Спб. : 2006. – 384 с.
3. Кравченко, А. И. Культурология : учеб. пособ. / А. И. Кравченко. – М. : 2004. – 288 с.
4. Культурология. XX. Энциклопедия в 2-х т. – Спб. :1999. – 697 с.
5. Культурология. История мировой культуры / под общ. ред. А. Н. Марковой. – 2-е изд.– М. : 2000. – 600 с.
6. Порьяз, А. Мировая культура : Средневековье / А. Порьяз. М. : Олма-Пресс, 2001. – 479 с.
7. Пушнова, Ю. Б. История культуры. Краткий курс лекций для вузов / Ю. Б. Пушнова. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 112 с.
8. Соколов, В. А. Культурология для студентов вузов / В. А. Соколов. – 3-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 217 с.
9. Солонин, Ю. Н. Культурология : учебник для бакалавров / Ю. Н. Солонин. – М. : ЮРАЙТ, 2012. – 566 с.
Тема 2. Сущность и функции культурыОсновные вопросы темы:
· динамика определения понятия «культура»;
· различные подходы в разработке понятии «культура»;
· структура культуры;
· формы культуры;
· функции культуры.
Краткий культурологический комментарий к сложным проблемам темы
В культурологии центральным понятием является культура. Существует более 500 научных определений этого понятия. Многообразие дефиниций свидетельствует о ёмкости мира культуры и выражающего его понятия. Слово «культура» произошло от латинского cultura, что означало «возделывание почвы, её культвирование». В античности распространено было слово paideia (пайдейя) ‘воспитание’, содержание которого включало в себя физическое и умственное совершенствование. В Средние века (V – XV-XII вв.) слово «культура» продолжает ассоциироваться также с личными качествами, набор которых определялся авторитетом церкви. В эпоху Возрождения /Ренессанса/ (XV-XVI вв.) совершенствование понимается как соответствие гуманистическому началу, как средство духовного раскрепощения человека. В научный обход в Европе термин «культура» ввёл немецкий просветитель И.К. Аделунга, а теоретическим содержанием наполняет это слово немецкий философ И.Г. Гердер. В России слово «культура» зафиксировано в 1845 г. в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кирилова, однако распространение получает только в 80-е годы XIX столетия.
Начиная со второй половины XIX века понятие «культура» становится научной категорией, не только связанной с высоким уровнем развития общества, но и с такими категориями, как цивилизация, общественно-экономическая формация. В XX в. культура понимается как творение рук человеческих, движущей силой которых является разум, обогащающий общество материально и духовно.
Структура культуры. Внутреннюю структуру феномена культуры можно рассматривать с позиций её базисных элементов – материальной (совокупность материальных ценностей) и духовной (совокупность духовных ценностей) культуры, которые в действительности тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.
Формы культуры. В зависимости от создателя и её уровня подразделяется культура на элитарную, народную, массовую. Образцы первых двух всегда обладают актуальной значимостью.
Культура выполняет большое количество функций. Среди них наиболее значимые:
· информативная, или исторической преемственности, – трансляция социального опыта (передача знаний, умений от поколения к поколению);
· познавательная, или гносеологическая (концентрация социального опыта, накопление знаний о мире, познание его и освоение);
· ценностная, или аксиологическая (формирование ценностной ориентации и способности объективно оценивать явления общественной жизни);
· коммуникативная (формирование условий и средств в стремлении к общению, обмену накопленной информации);
· регулятивная, или нормативная (распространение и закрепление определённых норм в сфере морали, права, политики, религии и т.п.);
· семиотическая, или знаковая (репрезентация знаковой системы).
Рекомендуемые источники